ЗАЧЕМ НАМ ПСИХОЛОГИЯ?
Ксения Строева
Юлия Остапенко. Зачем нам враги: [фантаст. роман]. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. 349, [3] с. (Заклятые миры) тираж 5000 экз.
Встречая рассказы Юлии Остапенко в различных сборниках, я всякий раз отмечала их как яркие, интересные и побуждающие к размышлениям; поэтому неудивительно, что увидев в книжном магазине роман Ю. Остапенко, я его тут же купила.
Роман «Зачем нам враги» оправдал мои ожидания ровно на одну треть: он, безусловно, дал пищу к размышлениям. И размышляла я исключительно над вопросом, почему роман нагоняет на меня такую скуку и отвращение ведь рассказы того же автора я по-прежнему оцениваю очень высоко?
Всерьез заинтересовавшись, я нашла и прочитала ряд рецензий на произведения Юлии Остапенко и выяснила, что не одинока в своем мнении. Многие критики отмечают достоинства ее рассказов, но о больших жанровых формах, как правило, отзываются неодобрительно1.
В чем же причина?
####
Роман Юлии Остапенко «Зачем нам враги» посвящен исследованию феномена вражды, а точнее, факторов, которые вызывают неприязненное отношение к другому человеку, и побуждений, заставляющих людей наживать себе врагов и получать от этого процесса удовольствие.
Сюжет и композиция романа предельно просты. Княжна Рослин должна вступить в политический брак с эльфийским аристократом Глоринделем. Жених едет к невесте, и во время пути его сопровождает телохранитель Натан. Между Глоринделем и Натаном завязываются странные отношения дружбы-вражды. В то же время княжна Рослин бежит из отчего дома в поисках чего-то толком не известного, но позарез ей необходимого; вместе с ней отправляется ее служанка Эллен. Рослин ненавидит Эллен и делает все, чтобы настроить ее против себя, и через некоторое время женщины расстаются врагами. После этого Глориндель встречается с Эллен, а Рослин с Натаном, и обе перетасовавшиеся пары продолжают путешествие к непонятной цели леди Рослин. В обеих парах возникшая сперва симпатия сменяется неприязнью, а потом снова симпатией. Затем все встречаются и едут дальше вчетвером, по ходу дела выясняя отношения. Наконец рядом с героями возникает могущественный маг и сообщает, что их путешествие закончено и что теперь, когда они окончательно разобрались в себе и узнали друг друга, он может сделать им некое соблазнительное предложение…
«Разобрались в себе» ключевые слова в данном пересказе. При чтении романа создается впечатление, что разбираться в собственных мыслях, чувствах и побуждениях единственное занятие героев книги. Страница за страницей заполнены бесконечной рефлексией: даже пейзажные зарисовки даются только глазами персонажей и через призму их восприятия, даже описания происходящих событий являются не более чем поводом для нового витка раздумий о жизни и о себе.
В этом, как мне кажется, и кроется первая из причин неудачи книги. Случай, вызвавший переоценку ценностей персонажа, может быть описан с минимальным количеством бытовых подробностей и с большим эмоциональным напряжением, и это станет хорошим рассказом. Однако череда таких случаев, описанных ровно тем же образом, хорошим романом не станет. Здесь количество не перейдет в качество, скорее наоборот. Для романа, в отличие от рассказа, необходима более тщательная проработка места и времени действия: рассказ описывает единый момент прозрения, роман же длительное становление характера героя, а длительное становление невозможно без влияния окружающей среды. Кроме того, в романе необходимы эмоционально нейтральные и даже откровенно комические эпизоды, которые могли бы служить контрастом к остроконфликтным ситуациям; в противном случае, как это можно наблюдать на примере книги Ю. Остапенко, внимание читателя притупляется, рассеивается, а его интерес к сюжетной коллизии сходит на нет.
Вторая, на мой взгляд, причина неудачи книги заключается в том, что рефлексия персонажей все время разворачивается в одном и том же ключе, а именно трагически-истеричном. Герои страдают, мучаются, переживают, разрываются от внутренней боли почти постоянно, почти не отвлекаясь на другие эмоции. Это выглядело бы неестественным, если бы не один нюанс. Юлия Остапенко, психолог по образованию, признается, что «пишет фэнтези с сильным уклоном в клиническую патопсихологию»2 (патопсихология это отрасль психологии, которая изучает закономерности нарушений психической деятельности). Непрекращающиеся переживания персонажей становятся легко объяснимыми, если допустить, что Глориндель, Эллен, Рослин просто-напросто страдают психическими расстройствами. Однако такое объяснение отнюдь не делает текст более приятным и легким для восприятия, напротив: завуалированные описания синдромов болезни персонажей могут быть интересны профессиональным психиатрам, но на среднестатистического читателя они скорее произведут тягостное впечатление.
####
Очень жаль, что перечисленных выше недостатков тема, заявленная автором в заглавии, так и не получила должного раскрытия. Ведь эта тема действительно интересна, мало описана в художественной литературе и притом актуальна во все времена.
1В качестве наиболее показательного примера можно привести рецензию на предыдущий роман Ю. Остапенко:
Василий Владимирский. Сломанная стрела. Мир фантастики, № 20 (апрель 2005).
2Сайт Юлии Остапенко, раздел «Об авторе» (http://www.ostapenko.lito-sphere.com/index.html)
|
|
Свежий номер |
 |
Персоналии |
 |
Архив номеров |
 |
|