ДИСК-ЖОКЕЙ, ДЕВОЧКА И ИГРУШЕЧНЫЙ МЕДВЕЖОНОК
Роман Арбитман
Марина и Сергей ДЯЧЕНКО. Алена и Аспирин. М.: Эксмо, 2006. 544 с.
Странная история случилась с популярным ди-джеем Алексеем Гримальским по прозвищу Аспирин: когда он возвращался поздним вечером домой, то наткнулся на одиноко стоящую девочку лет одиннадцати, с игрушечным медведем под мышкой. И, вместо того, чтобы равнодушно пройти мимо (мало ли вокруг детей?), внезапно решает ей помочь вдруг она заблудилась? потерялась? вдруг ее родители уже ищут? Добрый поступок Аспирина, разумеется, не остался безнаказанным. Девочка, оказавшись у него дома, изъявила желание остаться на правах дочери героя, которой сроду не была (но все соседи и друзья мгновенно в эту версию поверили, как бы ни отбивался Аспирин). Наш герой решает, что попал в сети аферистов, вознамерившихся таким хитрым способом завладеть его квартирой. Однако происшедшее оказывается, скорее, из области мистики, нежели криминала. Девочка объясняет, что пришла в этот мир извне и с целью найти брата, который проделал тот же путь раньше и теперь уже забыл о своем происхождении. Девочке надо научиться играть на скрипке и сыграть одну мелодию, которая может пробудить в его брате воспоминания о своей настоящей жизни. И вернуться обратно вместе с сестрой...
Такова завязка нового романа популярных киевских писателей-фантастов Марины и Сергея Дяченко, ставшего основой одноименного авторского сборника. Любители фантастики обратили внимание на творчество супругов-писателей еще в середине 90-х, после их первого романа «Привратник». Поначалу не выходя за пределы игровой сказочной фантастики, авторы быстро стали расшатывать привычный канон. И уже их роман «Пещера», например, никак не вписывается в знакомые жанровые рамки: мы имели дело с гибридом «твердой» НФ, антиутопии, психологического романа и так называемой «городской сказки». В этом смешанном жанре были, собственно, созданы лучшие из последующих романов авторов «Долина Совести», «Армагед-дом», «Пандем» и другие. «Алену и Аспирин» не science fiction, не роман-предупреждение, но почти нормальный реалистический роман из жизни обычных горожан. Правда, роман этот со слегка «смещенной» реальностью...
Откуда именно явилась Алена? Ответа на вопрос мы так и не получим. Быть может, из пресловутых «тонких миров». Быть может, из далекого будущего, с другой планеты, из параллельного измерения. Пусть даже спустилась с райского облака, в конце концов не все ли равно? Важно другое: это мир прекрасный, идеальный, без болезней, насилия, несправедливости. Даже смерти в этом мире, кажется, тоже нет. Отчего же тогда брат Алены сбежал из этого рая? искренне удивляется Алексей. Выясняется, что беглец горел желанием творить, писать настоящую музыку. А творчество, как объясняет умненькая Алена, «возможно только в несовершенном мире. В совершенном, законченном нет».
Что ж, если так, то в реальности, которая окружает Аспирина, для творчества простор безоглядный, ибо мир выглядит не просто несовершенным, а гадким, неприятным. Перед взором читателя проносятся малолетние преступники, шлюхи, хулиганы, бандиты, рэкетиры, тупые посетители баров, склочные бабки у подъездов. Даже преподавательница музыки, у которой Алена берет уроки, готова вцепиться в девочку, как клещ (раз у ученицы талант, то учитель может поиметь с него морально-денежный дивиденд). Даже лучший из приятелей Аспирина, вышибала Витя Сомов по прозвищу Вискас, и тот оказывается стукачом. Кстати, и сам Гримальский, хоть и поддается в самом начале благородному порыву, тоже далеко не светоч. Творческая натура в нем, может, и не уснула навсегда, но покамест дремлет беспробудно. А уж его ежедневная работа разжижающая мозги болтовня в эфире может показаться тошнотворной. В личной жизни Аспирин, опять же, не столп добродетели, и с законом у него, похоже, нелады (зря он, что ли, хранит у себя дома заряженный пистолет, купленный по случаю?).
Авторы не пошли по легкому пути, то есть не стали работать на контрасте: мол, чистый «нездешний» ребенок (перед которым стоит возвышенная цель), с одной стороны, и гнусная действительность (каковая то и дело мешает осуществлению замысла героини) с другой. Более того. Алена умеет вписывается в мир, используя для этого далеко не самые изысканные средства; да и игрушечный ее медведик оружие пострашнее Терминатора.
Не стали Дяченко и играть в поддавки, повествуя о быстрой духовной эволюции героя (под влиянием обстоятельств). К концу романа Аспирин стал ЧУТЬ лучше, чем вначале. ЧУТЬ более ответственным, ЧУТЬ больше стал задумываться о жизни. По меркам идеального мира изменения эти, быть может, и незаметны вовсе... Но мы-то живем в реальном.
|
|
Свежий номер |
 |
Персоналии |
 |
Архив номеров |
 |
|