№11(39)
Ноябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ДИСК-ЖОКЕЙ, ДЕВОЧКА И ИГРУШЕЧНЫЙ МЕДВЕЖОНОК

Роман Арбитман


Марина и Сергей ДЯЧЕНКО. Алена и Аспирин. — М.: Эксмо, 2006. — 544 с.

Странная история случилась с популярным ди-джеем Алексеем Гримальским по прозвищу Аспирин: когда он возвращался поздним вечером домой, то наткнулся на одиноко стоящую девочку лет одиннадцати, с игрушечным медведем под мышкой. И, вместо того, чтобы равнодушно пройти мимо (мало ли вокруг детей?), внезапно решает ей помочь — вдруг она заблудилась? потерялась? вдруг ее родители уже ищут? Добрый поступок Аспирина, разумеется, не остался безнаказанным. Девочка, оказавшись у него дома, изъявила желание остаться — на правах дочери героя, которой сроду не была (но все соседи и друзья мгновенно в эту версию поверили, как бы ни отбивался Аспирин). Наш герой решает, что попал в сети аферистов, вознамерившихся таким хитрым способом завладеть его квартирой. Однако происшедшее оказывается, скорее, из области мистики, нежели криминала. Девочка объясняет, что пришла в этот мир извне и с целью найти брата, который проделал тот же путь раньше и теперь уже забыл о своем происхождении. Девочке надо научиться играть на скрипке и сыграть одну мелодию, которая может пробудить в его брате воспоминания о своей настоящей жизни. И вернуться обратно — вместе с сестрой...

Такова завязка нового романа популярных киевских писателей-фантастов Марины и Сергея Дяченко, ставшего основой одноименного авторского сборника. Любители фантастики обратили внимание на творчество супругов-писателей еще в середине 90-х, после их первого романа «Привратник». Поначалу не выходя за пределы игровой сказочной фантастики, авторы быстро стали расшатывать привычный канон. И уже их роман «Пещера», например, никак не вписывается в знакомые жанровые рамки: мы имели дело с гибридом «твердой» НФ, антиутопии, психологического романа и так называемой «городской сказки». В этом смешанном жанре были, собственно, созданы лучшие из последующих романов авторов — «Долина Совести», «Армагед-дом», «Пандем» и другие. «Алену и Аспирин» — не science fiction, не роман-предупреждение, но почти нормальный реалистический роман из жизни обычных горожан. Правда, роман этот — со слегка «смещенной» реальностью...

Откуда именно явилась Алена? Ответа на вопрос мы так и не получим. Быть может, из пресловутых «тонких миров». Быть может, из далекого будущего, с другой планеты, из параллельного измерения. Пусть даже спустилась с райского облака, в конце концов — не все ли равно? Важно другое: это мир прекрасный, идеальный, без болезней, насилия, несправедливости. Даже смерти в этом мире, кажется, тоже нет. Отчего же тогда брат Алены сбежал из этого рая? — искренне удивляется Алексей. Выясняется, что беглец горел желанием творить, писать настоящую музыку. А творчество, как объясняет умненькая Алена, «возможно только в несовершенном мире. В совершенном, законченном — нет».

Что ж, если так, то в реальности, которая окружает Аспирина, для творчества — простор безоглядный, ибо мир выглядит не просто несовершенным, а гадким, неприятным. Перед взором читателя проносятся малолетние преступники, шлюхи, хулиганы, бандиты, рэкетиры, тупые посетители баров, склочные бабки у подъездов. Даже преподавательница музыки, у которой Алена берет уроки, готова вцепиться в девочку, как клещ (раз у ученицы талант, то учитель может поиметь с него морально-денежный дивиденд). Даже лучший из приятелей Аспирина, вышибала Витя Сомов по прозвищу Вискас, — и тот оказывается стукачом. Кстати, и сам Гримальский, хоть и поддается в самом начале благородному порыву, тоже далеко не светоч. Творческая натура в нем, может, и не уснула навсегда, но покамест дремлет беспробудно. А уж его ежедневная работа — разжижающая мозги болтовня в эфире — может показаться тошнотворной. В личной жизни Аспирин, опять же, не столп добродетели, и с законом у него, похоже, нелады (зря он, что ли, хранит у себя дома заряженный пистолет, купленный по случаю?).

Авторы не пошли по легкому пути, то есть не стали работать на контрасте: мол, чистый «нездешний» ребенок (перед которым стоит возвышенная цель), с одной стороны, и гнусная действительность (каковая то и дело мешает осуществлению замысла героини) — с другой. Более того. Алена умеет вписывается в мир, используя для этого далеко не самые изысканные средства; да и игрушечный ее медведик — оружие пострашнее Терминатора.

Не стали Дяченко и играть в поддавки, повествуя о быстрой духовной эволюции героя (под влиянием обстоятельств). К концу романа Аспирин стал ЧУТЬ лучше, чем вначале. ЧУТЬ более ответственным, ЧУТЬ больше стал задумываться о жизни. По меркам идеального мира изменения эти, быть может, и незаметны вовсе... Но мы-то живем в реальном.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•