«ЗИЛАНТКОН-2006»: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Владислав Гончаров
Приезжать на «Зиланткон» надо за день до открытия. А еще лучше за пару дней. Иначе просто не успеешь ни разобраться в расписании, ни встретиться со всеми, с кем хотел встретиться, ни просто посмотреть город.
А посмотреть в Казани есть на что. Центр города за последние годы сильно похорошел здесь заново замостили старые улочки, отреставрировали Кремль, поставили памятник Льву Николаевичу Гумилеву и даже вырыли метро целых пять станций. Прямо на входе станции «Кремлевская» примостился дракончик Зилант символ Казани, в честь которого и назван казанский фестиваль фантастики и ролевых игр, проходящий здесь каждый ноябрь начиная с 1991 года.
Когда-то «Зиланткон» начинал с двух сотен участников, в этом же году на нем присутствовало около трех тысяч человек. По официальным данным оргкомитета, всего на конвенте было зарегистрировано 2562 участника из 180 городов России, стран СНГ и Балтии. Из них 372 человека (так называемые «волонтеры») были задействованы в работах по подготовке и проведению конвента, отрабатывая таким образом свой оргвзнос, а еще 135 человек были приглашены разными площадками фестиваля в качестве почетных гостей и экспертов. Кроме того, на конвенте побывало около 400 гостей из Казани.
Разместить такую прорву народа не так просто, поэтому проходит «Зилант» не совсем тривиально сразу в нескольких помещениях, расположенных в прямой видимости друг от друга. В первую очередь это Дворец Культуры имени Гайдара, он же в просторечии «Гайдар-сарай» небольшой, но уютный, и вдобавок славящийся лояльностью администрации (низкий поклон его директору, святому человеку Ильясу Юнусовичу Халитову, уже одиннадцатый год с обаятельной улыбкой выносящему все, что творится на вверенной ему территории). В «Гайдар-сарае» размещается оргкомитет и службы «Зиланткона», проводятся некоторые мероприятия, вывешиваются основные объявления, а также проживает немалая часть участников фестиваля прямо на полу в спортивных и танцевальных залах, раздевалках и прочих помещениях. Для этого надо лишь иметь спальник и «пенку»; впрочем, многие привозят с собой даже надувные матрацы. Вопреки первому впечатлению, такое размещение весьма удобно, поскольку позволяет людям тратить минимум времени на дорогу до места жительства и не прерывать общение даже на ночь. А если на конвенте удается поспать хотя бы пять-шесть часов и то хорошо.
Через небольшую площадь от «Гайдар-сарая» находится ДК имени Ленина несколько более помпезный и вместительный. В него не пускают на ночь, зато здесь есть несколько концертных залов разной величины, двухсветный паркетный зал для балов и турниров и множество прочих помещений под семинары и секции. Все четыре дня «Зиланткона» эти помещения забиты битком, поэтому часть мероприятий вынесена в расположенное рядом здание КАТа (Казанского авиационного техникума), пустующее по случаю ноябрьских каникул.
Вечная проблема организаторов «Зиланткона» поселение участников. Да, часть приехавших селится самостоятельно, снимая на группу из трех-пяти-десяти человек квартиры или даже отдельные частные дома (таких в окрестностях фестиваля довольно много). Но все же основная масса людей расселяется по-спартански, на полу в «Гайдар-сарае» и в нескольких прилегающих школах тоже пустующих на время осенних каникул. Какой крови это стоит организаторам, мы опять же умолчим. Для желающих комфорта заранее бронируются места в нескольких гостиницах, зачастую отстоящих довольно далеко от места проведения фестиваля. Например, мы в этом году оказались поселены довольно неудачно в гостинице «Фатима», аж под самым казанским Кремлем, напротив дома правительства Татарстана, но в часе езды на общественном транспорте от места проведения конвента.
Мы это фэн-блок «Зиланткона» в составе писателей Святослава Логинова, Евгения Лукина, Леонида Кудрявцева, Дмитрия Скирюка, Людмилы и Александра Белашей, Всеволода Мартыненко, Александра Бирюкова, Наталии Мазовой (она же Таллэ), а также критиков Василия Владимирского, Вадима Казакова с супругой Юлией, вашего покорного слуги (он же Ульдор) и ряда примкнувших лиц. Здесь же был и Андрей Ермолаев (он же Рагнар) организатор первых «Зилантконов» и бессменный почетный президент фестиваля, ныне проживающий в Санкт-Петербурге. В общем, компания подобралась на редкость неплохая.
Справедливости ради следует сказать, что ко всем отдаленным местам поселения участников были организованы рейсы автобусов утром к началу мероприятий и вечером после их окончания. Увы, из-за неорганизованности гостей фестиваля (все мы личности трепетные, творческие) отправление автобусов происходило, как правило, с огромными задержками. Впрочем, это все-таки было лучше, чем ждать трамвай или маршрутку на мокрой улице под непрекращающимся дождем. К сожалению, первые три дня фестиваля (3, 4 и 5 ноября) в Казани непрерывно шел мелкий дождь, и бегать из одного здания в другое под этой моросью, да еще в игровом или историческом костюме, было занятием малоприятным пусть даже местное население давно привыкло к виду костюмов, шлемов и мечей.
####
Как уже было сказано выше, поспать удавалось не более пяти-шести часов в сутки: мероприятия фестиваля начинались в десять часов утра, заканчивались в районе одиннадцати вечера, а дальше предстояло еще гостиничное общение...
Подробное расписание «Зиланткона» представляло собой план-график, подобный расписанию занятий в институте: по горизонтальной оси аудитория, по вертикальной время. Чтобы попасть на все интересующие тебя мероприятия, приходилось подолгу медитировать над этим графиком, составляя «маршрутную карту» на каждый день а потом по несколько раз на дню бегать к расписанию и проверять все замены и изменения в нем.
Утро, как всегда, отводилось под семинары: фантастиковедение, толкиенистика, обсуждение прошедших ролевых игр и презентация будущих. Ну и, конечно, бесчисленные семинары, посвященные теории и практике организации ролевых игр. Из последних наиболее выделялись дискуссионный клуб «Педагогический смысл игры» и круглый стол «Ролевое движение: Право на игру». В последнем приняли участие представители творческих групп и клубов ролевых игр, приглашенные эксперты, писатели, а также местные чиновники и журналисты. Всего круглый стол собрал более 120 участников.
Параллельно всему нон-стопом шел литературный семинар, участники которого вообще не имели возможности появляться где-нибудь в другом месте. Отдельно от него состоялся мастер-класс Святослава Логинова и Евгения Лукина. Первый играл роль злого следователя, громя в пух и прах тексты начинающих авторов, второй же пытался хоть как-то ободрить молодую писательскую поросль.
Еще был фэшн-блок большая конференция модельеров исторического и игрового костюма. А вот блока техногенных игр в этом году практически не было все ограничилось парой семинаров и страйкбольной дуэлью где-то во дворе. Зато с турнирной программой все оказалось в порядке: состоялся реконструкторский турнир (в железных доспехах и на реальном затупленном оружии), турнир игрового фехтования и дуэльный турнир. Желающие могли услышать настоящий лязг исторически достоверных мечей и во всей красе наблюдать, как от столкновения клинков сыплются вполне реальные искры.
Кроме того, в программе стояла масса концертов, спектаклей, сольных выступлений и менестрельских турниров. Они шли одновременно в нескольких залах, и тоже нон-стопом то есть выступление одного исполнителя или группы сразу же сменялось другим, с перерывом на четверть часа для настройки аппаратуры. Поэтому расписание регулярно ползло, вызывая сбои и в других мероприятиях ведь большой зал ДК Ленина вмещал более тысячи человек, и на многих концертах он был набит битком. Московские группы «Мельница» и «Башня Ровен», иркутский бард Олег Медведев, представление очередной версии мюзикла «Нотр-Дам» или моноспектакля «Лэ о Лэйтиан»... словом, все подобные выступления и не упомнишь.
В этом же большом зале проходили официальные мероприятия открытие и закрытие с театрализованными представлениями и вручением призов. Литературный приз «Большой Зилант» в этом году получил Леонид Кудрявцев за цикл повестей и романов о Тропе Миров («Черная стена», «Клятва Крысиного короля», «Черный маг» и др.). Статус премии таков, что вручена она может быть за любое крупное произведение предыдущих лет издания, которое так и не получило ни одной премии хотя, по мнению жюри, заслуживает быть отмеченным.
Здесь же в последний день конвента вручалась сугубо ролевая премия «Дюрандаль». По трем номинациям: для СМИ «За наиболее полный, беспристрастный и всеобъемлющий взгляд на феномен ролевых игр», «За поддержку и продвижение игровой и фантастической культуры», за самую популярную игру сезона 2005 года. По первой номинации премию получила Эмма Михейкина, корреспондент журнала «КомпьюТерра», по второй журнал «Мир фантастики», один из спонсоров фестиваля, регулярно публикующий на своих страницах материалы о ролевом движении, играх и фантастической литературе. По третьей номинации, в результате голосования, проводимом «Кольцом Конвентов», лучшей игрой 2005 года был признан московский «Ведьмак: Нечто большее» (или, как выражались многие, «нечто большое» на игре присутствовало полторы тысячи человек).
Где-то с середины дня начинались балы и дискотеки, а также иные места, где можно было «других посмотреть и себя показать» например, анимэ-пати или дефиле игрового костюма. Каждый вечер в Гайдар-сарае проходило по тематической дискотеке в первый вечер так называемая «безыдейная», а на самом деле ностальгическая, посвященная встрече Нового года в советском НИИ; во второй вампирская под «готическую» музыку; наконец, в третий техногенная «Луноход-24». К услугам же тех, кто желал не просто двигаться под музыку, но делать это по определенным правилам, имелись исторический бал маскарад в парижской Гранд Опера с настоящими Призраком и Кристиной а также вечер «Танцы народов мира». А вот большого бала в этом году не было организаторы решили, что из вышеперечисленного разнообразия каждый обязательно сумеет выбрать что-то свое. Конечно, оно так но все равно немного жалко финальной «встречи миров», за десять лет успевшей войти в традицию…
####
Само собой, попасть на все мероприятия «Зиланта» было физически невозможно даже незабвенному Саша Привалову из НИИЧАВО здесь понадобился бы как минимум десяток дублей с последующей интеграцией общей памяти. Поэтому многие даже не пытались угнаться за недостижимым, предпочитая просто наблюдать за разворачивающимся вокруг карнавалом и общаясь со старыми и новыми знакомыми. Довольно интересным занятием было простое чтение дацзыбао, вывешенных в коридорах первого этажа «Гайдар-сарая» многочисленные клубы ролевых игр и мастерские группы рекламировали свои мероприятия на ближайший год, соревнуясь в размерах плакатов и красочности их исполнения. Следует заметить, что традиция делать ролевые игры исключительно по произведениям Дж. Р. Р. Толкиена и произведениям классической фэнтези давно канула в Лету. Нынче игры делаются по чему угодно от средневековой Японии до сериала «Вавилон-5». Особое место занимают ролевые игры по истории совсем недавней: даже по гражданской войне в России уже состоялось несколько игр, а в этот раз мне удалось обнаружить рекламу игры по гражданской войне в Испании. Как один из главных проектов следующего года рекламируется игра по киносериалу «Гардемарины, вперед!».
Еще можно было прогуляться по огромной ярмарке в одном из цокольных помещений ДК Ленина. Здесь продавалось все, что только можно себе вообразить, от книг и многочисленной ролевой фэн-прессы до оружия и доспехов. Причем сабли и мечи были не только игровыми (из дерева или, чаще, стеклопластика), но и самыми настоящими, откованными из оружейной стали. Мода на реальное «турнирное» оружие возникла в среде ролевых игр уже давно, а несколько лет назад из среды ролевиков отпочковалось достаточно массовое движение реконструкторов средневековья его участники собираются на настоящие средневековые турниры, изготавливают (а чаще заказывают у мастеров) настоящее оружие, доспехи и костюмы. Следует признать, что для значительной части реконструкторского движения сегодня оно стало лишь модным дорогостоящим развлечением, не имеющим никакого отношения к ролевым играм. Однако многие из «реконструкторов» по традиции (или, лучше сказать, по инерции?) все еще продолжают ездить на «Зиланткон».
####
В день закрытия конвента дождь наконец-то прекратился, выглянуло солнышко, ударил легкий морозец. Казань буквально преобразилась, выбеленный легким снежком город расцвел и похорошел так, что даже не хотелось уезжать. Впрочем, уезжать с «Зиланта» не хочется всегда: каждый раз не хватает буквально одного дня, чтобы доделать все дела и поговорить со всеми, с кем не успел пообщаться во время конвента. И опять приходится откладывать это общение до следующего «Зиланткона»...
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
|