№12(40)
Декабрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

«ЗИЛАНТКОН-2006»: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Владислав Гончаров


Приезжать на «Зиланткон» надо за день до открытия. А еще лучше — за пару дней. Иначе просто не успеешь ни разобраться в расписании, ни встретиться со всеми, с кем хотел встретиться, ни просто посмотреть город.

А посмотреть в Казани есть на что. Центр города за последние годы сильно похорошел — здесь заново замостили старые улочки, отреставрировали Кремль, поставили памятник Льву Николаевичу Гумилеву и даже вырыли метро — целых пять станций. Прямо на входе станции «Кремлевская» примостился дракончик Зилант — символ Казани, в честь которого и назван казанский фестиваль фантастики и ролевых игр, проходящий здесь каждый ноябрь начиная с 1991 года.

Когда-то «Зиланткон» начинал с двух сотен участников, в этом же году на нем присутствовало около трех тысяч человек. По официальным данным оргкомитета, всего на конвенте было зарегистрировано 2562 участника из 180 городов России, стран СНГ и Балтии. Из них 372 человека (так называемые «волонтеры») были задействованы в работах по подготовке и проведению конвента, отрабатывая таким образом свой оргвзнос, а еще 135 человек были приглашены разными площадками фестиваля в качестве почетных гостей и экспертов. Кроме того, на конвенте побывало около 400 гостей из Казани.

Разместить такую прорву народа не так просто, поэтому проходит «Зилант» не совсем тривиально — сразу в нескольких помещениях, расположенных в прямой видимости друг от друга. В первую очередь это Дворец Культуры имени Гайдара, он же в просторечии «Гайдар-сарай» — небольшой, но уютный, и вдобавок славящийся лояльностью администрации (низкий поклон его директору, святому человеку Ильясу Юнусовичу Халитову, уже одиннадцатый год с обаятельной улыбкой выносящему все, что творится на вверенной ему территории). В «Гайдар-сарае» размещается оргкомитет и службы «Зиланткона», проводятся некоторые мероприятия, вывешиваются основные объявления, а также проживает немалая часть участников фестиваля — прямо на полу в спортивных и танцевальных залах, раздевалках и прочих помещениях. Для этого надо лишь иметь спальник и «пенку»; впрочем, многие привозят с собой даже надувные матрацы. Вопреки первому впечатлению, такое размещение весьма удобно, поскольку позволяет людям тратить минимум времени на дорогу до места жительства и не прерывать общение даже на ночь. А если на конвенте удается поспать хотя бы пять-шесть часов — и то хорошо.

Через небольшую площадь от «Гайдар-сарая» находится ДК имени Ленина — несколько более помпезный и вместительный. В него не пускают на ночь, зато здесь есть несколько концертных залов разной величины, двухсветный паркетный зал для балов и турниров и множество прочих помещений под семинары и секции. Все четыре дня «Зиланткона» эти помещения забиты битком, поэтому часть мероприятий вынесена в расположенное рядом здание КАТа (Казанского авиационного техникума), пустующее по случаю ноябрьских каникул.

Вечная проблема организаторов «Зиланткона» — поселение участников. Да, часть приехавших селится самостоятельно, снимая на группу из трех-пяти-десяти человек квартиры или даже отдельные частные дома (таких в окрестностях фестиваля довольно много). Но все же основная масса людей расселяется по-спартански, на полу в «Гайдар-сарае» и в нескольких прилегающих школах — тоже пустующих на время осенних каникул. Какой крови это стоит организаторам, мы опять же умолчим. Для желающих комфорта заранее бронируются места в нескольких гостиницах, зачастую отстоящих довольно далеко от места проведения фестиваля. Например, мы в этом году оказались поселены довольно неудачно — в гостинице «Фатима», аж под самым казанским Кремлем, напротив дома правительства Татарстана, но в часе езды на общественном транспорте от места проведения конвента.

Мы — это фэн-блок «Зиланткона» в составе писателей Святослава Логинова, Евгения Лукина, Леонида Кудрявцева, Дмитрия Скирюка, Людмилы и Александра Белашей, Всеволода Мартыненко, Александра Бирюкова, Наталии Мазовой (она же Таллэ), а также критиков Василия Владимирского, Вадима Казакова с супругой Юлией, вашего покорного слуги (он же Ульдор) и ряда примкнувших лиц. Здесь же был и Андрей Ермолаев (он же Рагнар) — организатор первых «Зилантконов» и бессменный почетный президент фестиваля, ныне проживающий в Санкт-Петербурге. В общем, компания подобралась на редкость неплохая.

Справедливости ради следует сказать, что ко всем отдаленным местам поселения участников были организованы рейсы автобусов — утром к началу мероприятий и вечером после их окончания. Увы, из-за неорганизованности гостей фестиваля (все мы личности трепетные, творческие) отправление автобусов происходило, как правило, с огромными задержками. Впрочем, это все-таки было лучше, чем ждать трамвай или маршрутку на мокрой улице под непрекращающимся дождем. К сожалению, первые три дня фестиваля (3, 4 и 5 ноября) в Казани непрерывно шел мелкий дождь, и бегать из одного здания в другое под этой моросью, да еще в игровом или историческом костюме, было занятием малоприятным — пусть даже местное население давно привыкло к виду костюмов, шлемов и мечей.

####

Как уже было сказано выше, поспать удавалось не более пяти-шести часов в сутки: мероприятия фестиваля начинались в десять часов утра, заканчивались в районе одиннадцати вечера, а дальше предстояло еще гостиничное общение...

Подробное расписание «Зиланткона» представляло собой план-график, подобный расписанию занятий в институте: по горизонтальной оси — аудитория, по вертикальной — время. Чтобы попасть на все интересующие тебя мероприятия, приходилось подолгу медитировать над этим графиком, составляя «маршрутную карту» на каждый день — а потом по несколько раз на дню бегать к расписанию и проверять все замены и изменения в нем.

Утро, как всегда, отводилось под семинары: фантастиковедение, толкиенистика, обсуждение прошедших ролевых игр и презентация будущих. Ну и, конечно, бесчисленные семинары, посвященные теории и практике организации ролевых игр. Из последних наиболее выделялись дискуссионный клуб «Педагогический смысл игры» и круглый стол «Ролевое движение: Право на игру». В последнем приняли участие представители творческих групп и клубов ролевых игр, приглашенные эксперты, писатели, а также местные чиновники и журналисты. Всего круглый стол собрал более 120 участников.

Параллельно всему нон-стопом шел литературный семинар, участники которого вообще не имели возможности появляться где-нибудь в другом месте. Отдельно от него состоялся мастер-класс Святослава Логинова и Евгения Лукина. Первый играл роль злого следователя, громя в пух и прах тексты начинающих авторов, второй же пытался хоть как-то ободрить молодую писательскую поросль.

Еще был фэшн-блок — большая конференция модельеров исторического и игрового костюма. А вот блока техногенных игр в этом году практически не было — все ограничилось парой семинаров и страйкбольной дуэлью где-то во дворе. Зато с турнирной программой все оказалось в порядке: состоялся реконструкторский турнир (в железных доспехах и на реальном затупленном оружии), турнир игрового фехтования и дуэльный турнир. Желающие могли услышать настоящий лязг исторически достоверных мечей и во всей красе наблюдать, как от столкновения клинков сыплются вполне реальные искры.

Кроме того, в программе стояла масса концертов, спектаклей, сольных выступлений и менестрельских турниров. Они шли одновременно в нескольких залах, и тоже нон-стопом — то есть выступление одного исполнителя или группы сразу же сменялось другим, с перерывом на четверть часа для настройки аппаратуры. Поэтому расписание регулярно ползло, вызывая сбои и в других мероприятиях — ведь большой зал ДК Ленина вмещал более тысячи человек, и на многих концертах он был набит битком. Московские группы «Мельница» и «Башня Ровен», иркутский бард Олег Медведев, представление очередной версии мюзикла «Нотр-Дам» или моноспектакля «Лэ о Лэйтиан»... словом, все подобные выступления и не упомнишь.

В этом же большом зале проходили официальные мероприятия — открытие и закрытие с театрализованными представлениями и вручением призов. Литературный приз «Большой Зилант» в этом году получил Леонид Кудрявцев за цикл повестей и романов о Тропе Миров («Черная стена», «Клятва Крысиного короля», «Черный маг» и др.). Статус премии таков, что вручена она может быть за любое крупное произведение предыдущих лет издания, которое так и не получило ни одной премии — хотя, по мнению жюри, заслуживает быть отмеченным.

Здесь же в последний день конвента вручалась сугубо ролевая премия «Дюрандаль». По трем номинациям: для СМИ — «За наиболее полный, беспристрастный и всеобъемлющий взгляд на феномен ролевых игр», «За поддержку и продвижение игровой и фантастической культуры», за самую популярную игру сезона 2005 года. По первой номинации премию получила Эмма Михейкина, корреспондент журнала «КомпьюТерра», по второй — журнал «Мир фантастики», один из спонсоров фестиваля, регулярно публикующий на своих страницах материалы о ролевом движении, играх и фантастической литературе. По третьей номинации, в результате голосования, проводимом «Кольцом Конвентов», лучшей игрой 2005 года был признан московский «Ведьмак: Нечто большее» (или, как выражались многие, «нечто большое» — на игре присутствовало полторы тысячи человек).

Где-то с середины дня начинались балы и дискотеки, а также иные места, где можно было «других посмотреть и себя показать» — например, анимэ-пати или дефиле игрового костюма. Каждый вечер в Гайдар-сарае проходило по тематической дискотеке — в первый вечер так называемая «безыдейная», а на самом деле ностальгическая, посвященная встрече Нового года в советском НИИ; во второй — вампирская под «готическую» музыку; наконец, в третий — техногенная «Луноход-24». К услугам же тех, кто желал не просто двигаться под музыку, но делать это по определенным правилам, имелись исторический бал — маскарад в парижской Гранд Опера с настоящими Призраком и Кристиной — а также вечер «Танцы народов мира». А вот большого бала в этом году не было — организаторы решили, что из вышеперечисленного разнообразия каждый обязательно сумеет выбрать что-то свое. Конечно, оно так — но все равно немного жалко финальной «встречи миров», за десять лет успевшей войти в традицию…

####

Само собой, попасть на все мероприятия «Зиланта» было физически невозможно — даже незабвенному Саша Привалову из НИИЧАВО здесь понадобился бы как минимум десяток дублей с последующей интеграцией общей памяти. Поэтому многие даже не пытались угнаться за недостижимым, предпочитая просто наблюдать за разворачивающимся вокруг карнавалом и общаясь со старыми и новыми знакомыми. Довольно интересным занятием было простое чтение дацзыбао, вывешенных в коридорах первого этажа «Гайдар-сарая» — многочисленные клубы ролевых игр и мастерские группы рекламировали свои мероприятия на ближайший год, соревнуясь в размерах плакатов и красочности их исполнения. Следует заметить, что традиция делать ролевые игры исключительно по произведениям Дж. Р. Р. Толкиена и произведениям классической фэнтези давно канула в Лету. Нынче игры делаются по чему угодно — от средневековой Японии до сериала «Вавилон-5». Особое место занимают ролевые игры по истории совсем недавней: даже по гражданской войне в России уже состоялось несколько игр, а в этот раз мне удалось обнаружить рекламу игры по гражданской войне в Испании. Как один из главных проектов следующего года рекламируется игра по киносериалу «Гардемарины, вперед!».

Еще можно было прогуляться по огромной ярмарке в одном из цокольных помещений ДК Ленина. Здесь продавалось все, что только можно себе вообразить, — от книг и многочисленной ролевой фэн-прессы до оружия и доспехов. Причем сабли и мечи были не только игровыми (из дерева или, чаще, стеклопластика), но и самыми настоящими, откованными из оружейной стали. Мода на реальное «турнирное» оружие возникла в среде ролевых игр уже давно, а несколько лет назад из среды ролевиков отпочковалось достаточно массовое движение реконструкторов средневековья — его участники собираются на настоящие средневековые турниры, изготавливают (а чаще — заказывают у мастеров) настоящее оружие, доспехи и костюмы. Следует признать, что для значительной части реконструкторского движения сегодня оно стало лишь модным дорогостоящим развлечением, не имеющим никакого отношения к ролевым играм. Однако многие из «реконструкторов» по традиции (или, лучше сказать, по инерции?) все еще продолжают ездить на «Зиланткон».

####

В день закрытия конвента дождь наконец-то прекратился, выглянуло солнышко, ударил легкий морозец. Казань буквально преобразилась, выбеленный легким снежком город расцвел и похорошел — так, что даже не хотелось уезжать. Впрочем, уезжать с «Зиланта» не хочется всегда: каждый раз не хватает буквально одного дня, чтобы доделать все дела и поговорить со всеми, с кем не успел пообщаться во время конвента. И опять приходится откладывать это общение до следующего «Зиланткона»...



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006