СМОГ
Сергей Эдуардович Татевосян , Тимур Эркинович Артыков
Москва лежала в дыму, и граждане, просовывающие головы между его пластами кашляли и задыхались. Вечером красное Солнце садилось сквозь паутину выдохов горящих в Подмосковье торфяников, и казалось, не будет этому предела. Третий месяц шла война пожарных служб и областного руководства со стихией, но по трассам, порой, невозможно было проехать - на шоссе вылезали красные галстуки огня. Москвичи нюхали запах гари и днем, и, что самое противное, ночью. Сон не приносил желанного отдыха.
В такой вот обстановке Леня Пименов закашлял и проснулся.
- Когда ж это кончится. пробубнил он в потолок и скрипя зубами слез с дивана.
Ой, как больно! Все углы мои. Хочется пить, есть и в туалет одновременно. Идем в ванную, водой в лицо, водой. Кто в зеркале самый красивый? Нет. Кто, скажи мне, зеркальце...
- Ты когда писать будешь?
От неожиданности Леня ткнулся животом в раковину и впечатался лицом в зеркало. - Эт-то кто спросил? - сказал он, заикаясь.
- Это я спросил, - сказал голос.
- А я...? Не белая горячка. А, может все от дыма?
- Нет, гарантирую, я по другой части. Доканываю ленивых.
- Я ленивый?
- Сильно. Будем исправляться.
- А как, а зачем?!
- В три дня предоставишь яркую, искрометную вещь!
- Три дня... Нереально.
- Я не спрашиваю, реально или нет, напишешь, иначе последуют меры. Карательного характера.
Тут у Леонида провал в десять минут. Опомнился он, сидя на ванной - синие круги в глазах на фоне белого кафеля, всклокоченная душа, волосы в разные стороны. Что делать, что делать?! Не писал, давно сам ничего, кроме рецензий для сортира и рекламных материалов для клозета, не писал. Господи, помоги, помилуй мя! Дайте жалобную книгу, мя! Я дам вам парабеллум, будете отстреливаться. Он взял телефонную трубку и набрал номер.
- Привет! Спишь? А я нет. Не сплю. Мне эта... помощь нужна. Написать... Помоги, а? Сам давно не писал, надо срочно. Приезжай!
Из трубки раздалось непроспавшееся “мумыхм” и вопрос "зачем?"
- Как зачем, как зачем? Распылят ведь, применят зловещие меры, караул, помогите!
- Что ты орешь? Какое помогите, кого распылят? Закусывал, неврастеник?
- Ты когда в прошлом году переезжал, я тебе шкафы помогал таскать и не спрашивал куда и зачем.
- В чем помочь? - собеседник по имени Михаил, наконец, проснулся.
- Написать.
- Что? Реклама у тебя всегда лучше получалась, не вижу препятствий для дальнейшего совершенствования. Слушай, я спать пойду, меня...
- Нет-нет-нет! Не надо спать, надо надевать штаны и бежать ко мне через всю Москву.
- А что за заказ? Денег много? - в Майкле проснулся интерес.
- Какие деньги? Жизнь на карте.
- На трех. Карта трех Родин. С большой буквы. Одеться дашь?
- Дам-дам,- облегченно вздохнул Леня.
- Только с тебя коньяк, лимоны, так и быть, привезу. Не позавтракав, черти что...
Звонок дверь застал Леню за сидением в кухне на табурете - глаза в пол, локти растопырены, мозги напряжены.
- Заходи давай!
- Ага! - Мишель неторопливо надел парадные гостевые тапки и прошел в комнату.
Леня забегал.
- Стул, кресло, кофе, коньяк?
- Принеси ты мне лучше чайку, горячего.
- С лимоном?
- С лимоном, с лимоном, я пока подумаю. А сюжет какой? На какую тему?
- Не знаю, на любую. Он не сказал.
- Большую планируешь вещь? На кухню ушел, не слышит. Я говорю,- надсадно прокричал Михаил - кто заказал? Где издаваться будешь?
Леня внес в комнату расписанный крупными розами поднос с чашками чая, печеньем и челночком, поставил на стол.
- Демон литературы меня посетил, Миша.
- С рогами и хвостом?
- Не знаю, - дрогнувшим голосом сказал Леня - Но требует вещь.
- Челночок. Люблю! Он планирует заняться твоим литературным воспитанием? Объем какой?
- Демон сказал, что пусть мало, но чтоб перед собой стыдно не было.
- Это в корне меняет дело. Халтурой, значит, не отделаемся. - Миша оживился.
- Значит так,- сказал Леня.
- То есть придется писать в полный рост, с переливами и околотками.
- Ага, с кистями и глазетом. Как в Петербурге сделаю.
- А идеи нестыдного у тебя есть? Между рекламой наверняка завалялась пара разработок.
Леня подошел к секретеру, открыл, порылся в содержимом, достал тетрадку, сделал сомнительное лицо, кхекнул и прочел:
- Вчера в голову пришло: количество электронных и просто электрических вещей растет. Однажды эти друзья договорятся, объединятся в общую сеть и дадут напряжение по замкнутому контуру, спалив нас всех.
- Гениально! А сюжет?
- Ща, вот, другое. Предположим, начинается все в березовой роще. Солнце, грибочки, то, се... И тут метеорит со всей дури! И из метеорита вылезает.... Кто?
- Конь. В пальто... - сказал Миша.
- Прекрасная Незнакомка, которой сказали, что на Земле живут одни... гомофобы, которых она ненавидит. И она начинает всех крушить обоюдоострым мечом.
- Рубит их детородное начало.
- Правильно! Лишает человечество воспроизводящей силы! А Главный Герой решает съесть супергрибов для поднятия тонуса. Он их ест, и тонус так поднимается... так поднимается...
- Что меч об него ломается. Незнакомка смотрит и понимает, что о таком тонусе она мечтала всю жизнь. - Миша состроил жуткую гримасу.
- И налетает на него со всего разбегу! И тут по всей Земле получается северное сияние, такое, что у всех аж дух захватывает! И все пялятся в небо и вяжут на пяльцах! - Леня разошелся.
- А незнакомка с героем все занимаются любовью... Реки текут, облака плывут. Разносится их тяжелое дыхание: "О-о-о-о... Ы-ы-ы-ы..." А тонус не спадает.
- И образуется суперволна Эгоизма, которая может смести все на свете! Тогда лучшие силы человечества объединяются, дабы построить супердамбу! И тут находится супергад, который строит суперлодку, в которую, согласно завету, сажает каждой твари по паре, то есть каждой сволочи. Дилемма: то ли перестать, то ли одни сволочи выживут! Кстати, картина: открытое море, сидит мужик в лодке с удочкой, вокруг на двести камэ никого. Что он там делает? - Леня перевернул страницу.
- Живет. И грибы собирает. Для каких журналов в последнее время работал?
- Нууу... - Леня затормозил - "Савелий" - журнал для мужчин.
- Понятно, секс, драгз и тачки. Мужик по воде ходит или по дну морскому?
- Материализуется по мере необходимости, и грибы материализует, когда понадобятся.
- А обычно где живет?
- Нигде. Он всегда есть, и нет его в то же самое время.
- Он помогает кому-то или бесстрастно наблюдает?
- Вообще не помогает. Ждет.
- События...
- Он не знает. Но когда дождется - сразу поймет. И сам не помнит, с которого времени здесь, но ждет... Прилетает Некто и предлагает ему стать Человеком - родиться, он отказывается, говорит, что в жизни человека слишком много страданий. Тогда ему предлагают умереть и жить на небесах, он говорит, что на небе скучно, и, там он был. Ему предлагают стать хозяином неба, Богом, чтобы он мог творить все, что захочет, он говорит, что столько граничных условий, что делать практически ничего нельзя. Тогда Некто предлагает стать врагом человеков, он отказывается - банально и не хочет.
- Глубоко. И тут Некто орет: - ХТО ТЫ ТАКОЙ!? ЯДРИТ ТВОЮ МАТЬ!
- Чтоб так выпендриваться!
- А мужик скупо роняет... Я! ДЕД! ПИХТО! - Ну, бред! Ты это собираешься писать?
- Есть еще! - Леня пролистал тетрадку. Что-нить... Летит Земля в пространстве....
- Ага. Из Солнца вырывается гигантский протуберанец. Через три дня он сожжет озоновый слой, и земляне погибнут от ужасного излучения незащищенные ничем! И тут у тебя отношения его с ней, переживания за планету, близких и родных. Лучше классику. Восемнадцатый век. Бояре-дворяне.
- Рашн лоубок.
- Скажем, он граф или князь, влюблен в молодую пастушку, она отвечает ему взаимностью, но у них нет будущего. Страдания на фоне русской природы.
- С заламыванием рук и прочей толстовщиной. Не пойдет. Я такое не умею.
- Что-нибудь из межзвездной пыли: летят три астронавта через космическую ледяную пустыню, им лететь двадцать лет. Описание нелегкого быта героев!
- Отказ системы принудительной гравитации и писание в бутылочку... - подхватил Леня - Тут сразу нужен примерный список трудностей: - Писание в бутылочку, кормление травмированного командира с ложечки...
- Клаустромания. Человек хочет забиться в тесную комнатку. - Миша побарабанил пальцами по столу. Ужас какой-то. Еще что есть?
- Рассказ есть. Про гениального изобретателя. Изобрел гениальный сварочный аппарат. "Паяльная лампа Алладина" называется.
- Листай дальше.
- Сценарий фильма. В главной роли - Шварценеггер в роли советского инженера. Работа, дом, магазины, очереди, пеленки в тазу, пиво с друзьями. Двое детей. Но его гложет изнутри непонятное жжение.
- И?
- Узнает, что приезжает знаменитый американский боксер. Его пусть Сталлоне играет. Идет и обламывает ему рога.
- Шварценеггер староват. Лучше Вин Дизель. Дизель, их вин дас моторрад. А потом?
- Покупает для родного института новую скоростную центрифугу для медпрепаратов. Хэппи энд, короче.
- Сценарий - Сильно! Давай применим системный подход. Пункт "А" - выбор Главного Героя. Поехали!
Леня сделал немыслимое лицо и попытался.
- Главный Герой эээ - Охотник. Утро, пустыня, он третий день охотится на льва. Лев хитер и опасен. Охотник устал, вода на исходе - много с собой не потащишь, надо быстро бегать за львом. Он идет к озеру и видит чудесную радугу. Приключенческая повесть.
- А развитие сюжета? Принцы, Магрибы, Джинны? Скучно. Давай другое. Определимся со временем. Где нам проще писать?
- Проще в нашем.
- Вот и давай возьмем наше, только без безработных инженеров. Например, молодая девушка. Что интересного, Леня, можно о ней написать? Роман с молодым человеком. Ромио энд Джулиет.
- Это психологизмы всякие. Широта груди. Долго. Нужен экспресс-сюжет! Быстро! Хоп-Хоп и есть текст.
- Напиши боевик со стрельбой в трех сценах. Яхта на всех парусах несется к острову. На острове сообщники и прекрасная ПредВоительница. А тут корабль береговой охраны. Прожекторы, пограничники в лихо заломленных беретах. Чудовищная бойня с лирическим отступлением. В финале - битва титанов - Полковника и Предвоительницы, она умирает у него на руках.
- Нет. Он ее залюбливает ее до смерти.
- Тоже вариант! Тогда в финале трехдневный марафон со скрипом полатей. Не хочешь со стрельбой, можно из жизни разведчиков - он, она и парашют. Он в затяжном прыжке с высоты десять тысяч метров, она чувствует, что его парашют не раскроется и стремительно летит вслед за ним. Переживания. В финале читатель переводит дух.
- А в середине?
- А в середине бык на скотине! Сам, давай, думай!
Леня неуверенно выдал: - Хочется лирического, но несладкого, не очень быстрого и достойного.
- Это все хорошо, это правильно, только у тебя времени три дня. А потом, если этому твоему, не понравится?
- Демону?
- Ага. Распылит тебя к чертовой матери!
- Ты шути осторожнее, заикой сделаешь. - Леня походил по комнате. - А что если рождественскую историю?
- Угу, - кивнул Мигель.
- Новый год, рождество, елки, лирическая героиня загадывает под елкой желание, - продолжил Леня.
- Под елкой. Напилась и загадывает. Извини, продолжай.
- Дак вот, мнится ей светлое, лучистое, хрустальное с золотом, ажурное как оренбургский платок.
- И за этими мечтами ее застает городовой. Впрочем, продолжай, пока хорошо.
- Она засыпает на подушке, снится ей сон про милого-любимого-желанного.
- И она, негой полна...
- Нет, она сном полна. Просыпается, а он тут, весь из себя сказочный и пушистый.
- Об чем рассказ?
- Об исполнении желаний.
- А не пойти ли нам, Леонид пообедать, голова уже не соображает от обилия лирических городовых.
- Ну, пойдем, да, сейчас-сейчас ,- и Леня пошел на кухню костерить обед, а Михаил закрыл глаза и откинулся на стуле. Через десять минут Леня позвал его.
Не спеша пообедали, Леня зачем-то пошел в ванную, откуда и раздался леденящий душу крик.
- А-а-а! Мишааа!
Роняя ложки с вилками, Миша влетел в ванную.
- Что, что такое?
- Демон, в зеркале был демон.
- Леня, успокойся, посмотри в зеркало, никого нет.
Леня осторожно посмотрел. Действительно, в зеркале были он да Миша.
Пообедав, пошли в комнату. Мигель сел на диван и вздохнул. А подстегнутую фантазию разошедшегося за обедом Леню было уже не остановить.
- Давай дальше сюжет писать. Предложи что-нибудь.
- Один из авторов вешается. - Михаил сыто закрыл глаза.
- Ну, блин.
- Второй, подумав, вешается тоже. Хэппи энд.
- Так и встретили Новый Год. А какой-нить менее счастливый конец? - Леня свернул голову набок.
- Не вешаются. - Меланхолично сказал Мигель. - Живут дальше. В тоске. И я смотрю на все на это в древнерусской тоске. У! Е!
- Ты ж у нас по фантастике спец. Подкинь что-нибудь фантастичное.
- В параллельном пространстве. У! Е! Общаются с помощью коммуникационного дуршлага, через дырочки.
- Эта... Вот у меня есть сюжет про водителя грузовика.
- Жена в каждом порту, любовь в каждом стогу,- прокомментировал Михаил.
- Или из жизни растений,- неуверенно продолжил Леня.
- Я куст, большой куст смородины, я тянусь к Солнцу, к Солнцу...
- Можно что-нибудь о сверхцивилизациях... - совсем потух Леня.
- Майя, Инки, Ацтеки. Ирокезы ибн Чингачгуки! - проснулся Майкл - Мчится по великой реке великий воин Карамултук, его невесту захватили белые враги, как вариант красные, вместе со своим другом Великим Змеем он пробирается в стан супротивника и строит сеть из прочной веревки и ядовитых колышков. Враги выходят из домов, падают и молча умирают.
- Петя ловко работал руками и ногами.
- Пионер достал Змей!
Некоторое время Леня и Михаил тупо смотрели друг на друга. Миша скучал, Леня ерошил волосы, смотря вникуда.
- Мозги у меня столько не соображают, Лень. Может, я домой поеду, а ты на досуге...
- На каком досуге, съедят меня без текста, съедят! Хоть рассказ!
- Пойдут клочки по закоулочкам. Ладно, давай во имя мира на Земле поступим так: не можем выбрать главного героя как личность, выберем его как профессию. Маляр, плотник, деревообработчик, или капитан дальнего плавания Немо Гу. Приключения, Двадцать тысяч лье под водой сегодня и завтра.
- Сегодня его лодка обыденна и глупа, - авторитетно заявил Леня. - Нужно другое - гипер-мипер пространственный тринитрозвездолоид системы "Бумеранг"
- Или Он путешествует на звезде, в ядре жарит яичницу, короной сушит волосы после бани, на протуберанцах катается, живет с юной протуберанкой - подхватил Михаил - Отставить кремнезем! Пусть бушуют страстей вулканы, взмыленные кони несут красавцев к красавицам, заточенным в башни хитрыми коварными опекунами! Вот, сюжет об американской мечте. Что из него выжмешь? Она - адвокат, он - зубной техник. У обоих страховки, яхты, большие квартиры. Торжество блеска хромированного металла над блеском влюбленных глаз. Грустно. Дадим волю фантазии!
- Положим главного героя фотографом ,- предложил Леня.
- Ты купил фотоаппарат?
- Хороший. Не в этом дело! Фотоаппарат снимает одно, а на снимках появляется другое. Так проявляется другая, доселе невиданная жизнь, и там, в этой жизни, просят помощи и заходятся в беззвучном крике.
- Я похожее читал, но продолжай, у тебя получается. Чудо-фотоаппарат, чудо-машина, чудо-гараж. В гараже - дыра в параллельное пространство. "Дорогая, пойду с машиной повожусь", а сам к параллельной красотке. Или рейнджеры из космодесанта, воюющие с мутантами, раскрывающие тайны вселенной. Или лучше: лужайка, лес, березки, она любит олененка... А олененок мутант.
- Не обязательно. Лучше ее суженый-наряженый мутант, а олененок тычется мордочкой, выбивает носом по девичьей ладошке "Берегись Плешивого"
- Или "Паршивого". Пуф-ф-ф. Можно мини-повесть о молодежи. Что, Леня, нынче волнует молодежь?
- Пойди ее спроси, что кроме потанцевать, покурить и выпить ее интересует.
- Ты несправедлив, Лео, молодежь - наше будущее.
- Молодежь наше прошлое, а мое будущее - демон в зеркале. И настоящее. Надо срочно сосредоточиться и родить качественный сюжет. Родить... родить...
- Родильный дом, свет ламп, рождается малыш, крепкий, задорный. Растет, радует родителей.
- А где конфликт?
- А нет конфликта. Бесконфликтный ребенок, слушается маму и папу.
- А о чем писать?
- О счастливой жизни. Но это скучно. Можно что-нибудь высокотехнологичное. Мировой заговор электронов. Сделка с протонами и позитронами. Чрезвычайно увлекательно. О преодолении всемирного закона тяготения.
- А можно о суперлыжнике. Он прыгает с трамплина, и при достижении некоей скорости попадает в один из миров своих грез.
- А дальше?
- А дальше описание этих миров. В первый раз он попадает туда, где он с девочкой, которая нравилась ему в школе. Он вырос, она выросла, они вместе.
- Зачем? Чтобы разочароваться в юности? Не боишься, что это убьет доброе, чистое, вечное?
- Ну, Майкл, это поможет герою понять, что ему нужно в нынешней жизни. Пройдя через осознание.
- Можем запутаться, но, в принципе, мне нравится. Далее пойдут решающие эпизоды выбора. Здесь поступил так, там поступил иначе. Главное не скатиться в занудство, и получится ничего. Но двух-трех дней недостаточно. Оставим в "задуманном" и двинемся дальше.
- История Кощея Бессмертного с точки зрения Бабы-Яги.
- История Василисы Прекрасной с точки зрения лягушки, давай другое.
- Другое. Не получается другое!
- Не получается, надо выбрать среду обитания. Пустыня, саванна, чаща, джунгли. Новый Маугли. Или старый Маугли. Ослепший, обеззубевший.
- Ну, Миш... Можно рассказ "Казнь". Короткий и ужасный. Размышления героев перед смертью гильотинированием. Душераздирающие письма родным, знакомым и возлюбленным. Попытка побега. Вход заваливает камнями, ужас одиночества. В результате все оказываются овощами к праздничному салату.
- Тогда уж комедию положений. С переодеваниями, мужьями, женами, водителями автобусов и дальними родственницами - племянницами.
- Майкл, а о чем писать? О пиратах Карибского моря? Об испанских галионах и британском флаге? Елизавета, Карлы всякие и всяческие. Не греет. Давай дальше думать. Из обычного что-нибудь. Дочь сталевара или сын главного инженера...
- Получают повестку в космос и раздалбывают Лигу Объединенных Пиратов, сокращенно ЛОП к чертовой матери! С бластерами-прибамбастерами, звездолетами и мю-мезонами. Всепланетная заварушка в безбрежном космосе! Война умондиньяков с амондиньяками, ужасы превращений честного таблоида в зловещего спартанца. Сюжет нужен. Замысел. А его нет!
- А, мож, без саргассов в космосе обойдемся? Неохота. Умондиньяков с амондиньяками ссорить. Смеешься все. А время идет, Миша!
- А Демон не спит. Ну, тада, предлагаю историю из жизни вещей. Бунт кровати и дивана, отклеивающиеся обои, заговор плинтусов. Паркет встает на дыбы - от сырости и возмущения, в эпилоге домашние животные покидают тонущую квартиру. Или дело происходит на необитаемом острове, и противные бамбуковые палки не желают складываться в хижину. Не, так не пойдет. Надо решить от чего идти - от ситуации, от главного героя или от, я не знаю, обстановки. Любая обстановка предполагает действия. Например, пустыня. Леня, дай пустыню!
- В пустыне хочется пить, там ищут оазис, герои - бедуины, злые герои не дают добрым просочиться в оазис воды напиться.
- Или наоборот.
- Или наоборот. Добрые не дают злым напиться и те, во искупление грехов жарятся на солнечном аду и помирают с шершавыми языками. Но это не конец истории, а самое начало, потому что в колодце живет дух отмщения, и самые добрые и стойкие души превращаются в монстров, находясь рядом.
- И чего озлобленные будут делать? - Мигель положил подбородок на кулак.
- А будут они искать сердолик или обсидан, обладающий волшебной силой, способный дать власть безграничную, но не совсем.
- Потому что есть мышка-норушка?
- Да. Потому что на самого искушенного злодея есть свой искуситель.
- Чем и воспользовался пионер Петя Волков.
- Он же Герой из французской глубинки в детстве увезенный в Персию на обучение к знатнейшим и мудрейшим. Сначала приютивший его народ ужасается власти духа-восставшего-из-колодца.
- Он и потом ужасается, но возглавляемый таким мужем, одолевает свой ужас и напасть. Списком. Восточная сказка. Магрибы, падишахи, ковры-скороходы. Написать - без проблем. Но очень понятно, что в середине, но я вижу в этом вопрос, скорее, технический чем созидательный - мало ли приключений на востоке - но не греет, не находишь?
- А что греет, Михель? Трансильванский граф Дракула и кровь его жертв? А, может, так... Представь себе: церковь в центре города, служба, песнопения, бабушки в очереди за свечками, мужской хор. Служба заканчивается, главный господин в рясе снимает с себя одежды и превращается в киллера по убеждению.
- Маньяк-садист? Или чистильщик?
- Да нет, скорее речь не о том, а об истории доктора Джекила и мистера Хайда с отличием в том, что священник это осознает и пользуется возможностью избавить Землю от согрешивших. У него есть выбор - убивать или нет, но ангелы же воевали с темными силами и убивали. Ангелы вообще бойцы, а не трепетные создания с крыльями.
- Неплохо. А развитие сюжета?
- Эт, брат, думать надо. Но может получиться ядерная смесь.
- Она из всего получиться может, главное луковицу не забыть добавить.
Леня полистал тетрадь. - Можно намешать что-нибудь исторического с героем из нашего времени. Майк, а? Сержант ВДВ борется с колдунами.
- Стоит на полках магазинов тоннами. Сначала весело, потом ничего, в конце не знаешь куда деваться от новейших приключений капитана Мойдодыркина в Царстве Теней.
- Кстати о книгах. Где-то у меня был сюжет... Представь, что книги в доме приобрели способность влиять на судьбу главного героя, и подкидывают в его жизнь свои эпизоды с целью сделать его мудрым. И все хорошо, герой проходит сквозь испытания, но тут влияние получают и те, в которых описываются жуткие истории, и дело принимает плохой оборот. Герой борется против паутины, затягивающих его обстоятельств, жизнь рушится, сделки не заключаются, любимая тетя заболевает, люди с чертами книжных ужасов оказываются у него на жизненном пути, герой попадает в местность, с чертами безумного леса из повести о злых и злобных, несколько раз его жизнь подвергается серьезному риску, все идет к тому, что он никогда не выберется, но добрые книги организуют своих героев на помощь, и все заканчивается трудно, но хорошо.
- Это можно написать как саспенс с напряжением, выпячиванием ужаса и прочим жестоким антуражем. Will you, won't you? Антураж леса, антураж избушки, спутница жизни из доброй и понимающей, ставшая мегерой и вампиршей, домашний кот, кидающийся из засады, впивается когтями в голову, скрип теней. Книжное влияние нестабильно и сельский староста пребывает то попом в рясе, то пришельцем, то бандитом, и вообще все расплывчато. Дороги, приводящие в зыбучие пески в средней полосе. Додумать надо - четкую линию провести.
Пожалуй, пойду я домой, Лень. Дома дела, заботы...
- У меня места много, оставайся, додумаем...
- Ненене! Надо домой. Жена, дети. Ты еще подумай, я завтра во второй половине дня приеду.
- Как во второй? Почему во второй?
- Дела у меня. Встреча в издательстве. Разговоры о гонорарах.
- Гонорары? Да, конечно, - Леня сразу потух. - Но ты как закончишь, сразу ко мне, сразу! Обедом накормлю, чаем напою!
- Чаем это хорошо,- неопределенно ответил Михаил и поехал домой.
Леня еще некоторое время побегал во всклокоченном состоянии по квартире, посетовал на судьбу свою несчастную, подергался измученным за день мозгом, лениво поужинал, да и лег спать. Открыл глаза, когда Солнце простреливало комнату навылет, грея нос. Полдень, подумал Леня. Полдня прошло, а зверь еще в пустыне. Бегает, непойманный. Пойду, посмотрю старые запасы.
Майхель приехал после трех довольный и улыбающийся.
- Демон приходил?
- Н-нет, слава Богу. Спал сегодня. До двенадцати.
- Демон? Хаха. Ну, что приготовил на раздраконивание? Мы, знаешь, какие, авторы, перезаключившие договор на бОльшие деньги? Мы благосклонны и благодушны! Давай, давай.
- Ты проходи в комнату, я сейчас чайник поставлю.
- Мугум.
Леня прошел на кухню, поставил чайник на газ, и вернулся в комнату.
- Значит так, торжественно начал он, раскрыв пухлый блокнот на закладке:
Будущее. Люди рождаются без пола. Взрослые могут определиться, кем быть - мужчиной или женщиной. Только это никому не нужно. Дети плодятся партеногенезом - из пробирки. Да и зачем пол? Избыток гормонов только вредит. Менструации в прошлом, гормоны мозги не застят. В общем, пол иметь можно - но не нужно. А герой начитался книг и очень захотел стать женщиной. Врачи его отговаривают, но он упрямится - "Хочу, и все". Ладно, сделали. Далее всякие неудобства жизни "ненормальной" женщины среди бесполых людей - она чувствует себя неуютно, как будто не хватает половины тела.
- Начало мне нравится. Хорошо! Тебе самому нравится?
- Мне - да.
- Надо расписать подробный план, продумать детали. При должной усидчивости выйдет хорошая повесть. Как считаешь?
- Не получится. Не то настроение. Два года назад придумал, дальше времени не было заняться, а сейчас мозги не варят в этом направлении. Блин, и что мне делать?
- А думать. Чем есть. Возьми какой-нибудь классический жанр и думай в нем. К примеру, в метро в час пик к платформе подходит пустой поезд. Народ в него садятся. На следующей станции поезд подкатывает к странному перрону. Куда они попали, что с ними случилось?
- Ну-у-у... Предположим, сидящим в нем объявляют, что таким образом была взята проба людей. Как микробиологи берут пробу, скажем, воды на бактерии. Теперь от них зависит, вступит ли некая сверхцивилизация в контакт с человечеством. Все по-разному эту новость воспринимают и ведут себя во время испытаний тоже по-разному. Кто-то паникует, кто-то пытается действовать разумно. В итоге получается, что не такое уж мы человеки и дерьмо, как нам самим кажется. На что можно проверить человека?
- На ксенофобию. Боязнь нечеловекоообразных. Твоя сверх- представляется ракообразными в слизи, и реакция человеков "бе-е-е", а на самом деле, говорят сверхи, мы такие пушистые с ушами как у зайца.
- Реакция может быть позитивная, негативная.
- Рвотная. И писать можно в ключе негативно-ужасном(их клинит, трясет и проч.) или юморном - им постоянно ха-ха. Где происходит действие?
- Экспериментальный полигон. Одного с утра в пустыню - жарко, другого в холод - мерзнет. Вечером собираются вместе и обмениваются впечатлениями. А какая-нить грудастая девица весь день провела в наслаждении и возвращаться не особо хочет.
- Слышны крики безобразие, я еще хочу! А зачем они это все делают? Мораль то есть?
- А затем, что сверхцивилизация, у нее чувства юмора и прочих причиндалов одушевленного существа нет, а наши им это показали, их научили. Рождественская такая история со слезами счастья в конце. Плосковато, но время поджимает. Слезьми у меня будете заливаться, слезьми!
- Разошелся! Налей ты мне лучше чаю!
Леонид пошел на кухню орудовать с чайниками и чашками, а Михель смотрел в окно, собирал лицо в кулак и думал.
Кстати, сказал Мигель, прихлебывая, вот тебе вариант: классический сюжет в духе Агаты Кристи: убийство в закрытой комнате.
- Убийство на космическом корабле. Ограниченное количество персонажей. Ситуация осложняется тем, что часть экипажа - люди, а часть - человекообразные роботы. В итоге оказывается, что не робот убил человека, как обычно бывает в фантастике, а наоборот - человек робота.
- А Демон литературы тебе что заказывал?
- Он морды страшные в зеркале являл и угрожал.
- Во. Хладный труп. В начале. С повреждениями, несовместимыми с жизнью. Будем рассуждать от противного. Пусть для разнообразия будет так: человек позавидовал роботу - тот сильный, ловкий, умелый, и содеял неприятное.
- То есть противное
- То есть да.
- Точно! Мик! С роботом! Убил. Бабки голосят, девки плачут - у-би-ли! Или сознание уничтожил - информацию стер и все. У человек мозг умер - привет, а там руки-ноги целы, другое сознание залил и порядок - родилась другая личность. А человек из мести залил свое сознание в робота, и тот мучается-страдает. Вместо сантехника-моториста идет к врачу. Пульса нет, сердца нет, дыхание не прослушивается. Трагедия.
- Порезал палец - крови нет, порезал голову, мыслей нет.
- Измерил температуру - 23. И микроклимат вокруг себя поддерживает.
- С горя решил напиться - не вливается, вен нет - колоться некуда, курить не во что - не вдыхается. Зато, проходя под высоковольтной линией, испытал приятное возбуждение, как от шампанского. А утром головная боль была - мучался похмельем, тоскливо смотрел в сторону розетки.
- Начинается как комедия, закончится как трагедия. Весело, но нереализуемо в твоих условиях. Ладно, Лень, поеду я домой, голова другим полна, а ты давай, думай, извини, нужно ехать.
И Михаил уехал. А Леня лег поздно и быстро уснул, обалдевший и уставший. И мнилось ему, засыпающему, что в окно (седьмой этаж, панельный дом) смотрит на него демон.
Наутро голова не соображала. Требовалось срочно что-то сделать. Поем-ка я для поднятия работоспособности - горячая пища укрепляет, решил Леня. И унавоживает. Боже, до чего я дошел. В зеркало не посмотришься, Демон вылезет, умываться только на кухне, караул! Господи, что писать, наставь на путь литературный, Плохо как, все плохо. Михелю звонить, он хоть и въедливый, но справедливый.
- Миша! Але, Миша!
- Да, Леня.
- Миша, во сколько ты ко мне сможешь приехать? Во сколько? Как? Что? Почему на даче? Что ты там делаешь?!
- Грядки я там копаю. Понадобилось вскопать грядки. Настоящая мужская работа - требуется грубая физическая сила! Не представляешь, как хорошо помахать кайлом на природе!
- А ты во сколько приедешь?
- А? Поздно. К полуночи.
- А ты ко мне заходи!
- Ну, ты, братец... Я ж немытый, грязный, в природных запахах, в земле, в сапогах, вымыться, то, се. Нет, не проси. Но ты звони мне сюда - как услышу, буду подходить.
Леня опустил трубку. Жизнь была кончена. Ходили какие-то круги перед глазами, лешие и черти лезли неодухотворенными телесами в мозг.
Надо написать за один день. Смерть в штрафной площадке. Увидеть Париж и умереть. Другие сорок восемь часов. Немыслимо! Что я рожу один за сутки?!
- Миша, Миша! - снова позвонил Леня.
- Да!
- А ты как думаешь, главного героя если поместить в девятнадцатый век.
- Где графья и князья? Зачем?
- Антураж. А что, не надо?
- Попроще. Классику возьми и толкайся от нее. Повесть в письмах и документах. Исходящие Входящим, за сим целую в щечку, чего у вам желаю, уважаемый Андрей Петрович! Извини, у меня тут морковка.
- Можно, конечно. Лирические переписки "Между весной и летом" или "Метущиеся в вагонах электричек".
- Повесть Временных лет. Главный герой - лейтенант двадцати пяти лет, пишет письма своей любимой. Извини, зовут.
Леня вставил пальцы в волосы и яростно почесался. Где у меня такое было?
И опять он ходил по квартире, то бледный, почти синий, и жалкий, то раскрасневшийся, злой и яростный. А курсовики всегда получались. Когда напором, в последнюю ночь! Леня зарылся в письменный стол и стал молча вышвыривать черновики, блокноты тетрадки... где же... Нашел... Мише. Срочно!
- Миша! Я нашел!
- Что ты нашел?
- Вот, слушай. Письмо пятое:
"Гретхен!
Мы занимаемся чудовищными вещами! Люди, придумавшие это, недостойны жить. Люди, исполняющие, недостойны вдвойне. Меня расстреляют, если я не буду этим заниматься, но лучше расстрел, лучше глоток свежего воздуха смерти, чем смрадный дым такой жизни. Люди стоят в крематорий, очередь вытянута на несколько километров, их пытают в камерах, ставят над ними эксперименты, я схожу с ума! Недавно сбитый самолет попал в барак, начался пожар, кого-то придавило сразу, другие умерли от ожогов. Никого не спасали, оставшееся заливали водой, чтобы огонь не распространился дальше, живые факелы бегали вокруг, а мой начальник размеренно лупил тростью в ладонь и смотрел на пожар взглядом техника, прикидывающего как лучше устранить неисправность."
- Ну, старик, ты даешь! И вокруг чего там все развивается? Роман в письмах?
- Да, у меня и записи здесь есть, но это месяца на два минимум. Но тебе понравилось?
- Мне понравилось, но смею напомнить, что тебе нужно к завтрему поработать на результат. Так что садись и пиши.
- Я не знаю что.
- Вот об этом и напиши.
И снова страдания и стенания, и снова болит от неопределенности голова.
Леня мерил квартиру шагами. На десятом проходе он остановился на кухне и посмотрел на сушилку с посудой бессмысленным взглядом.
- Надо писать, надо. Есть такое слово ,- сказал Леня ни к кому конкретно не обращаясь. В ванной что-то грохнуло и раскатилось. От неожиданности Леня присел в позу едущего с горы лыжника. Помедлив секунд пять, и, не меняя позы, он подкрался к ванной. На полу валялся таз. В зеркале было знакомое отражение заросшей щетиной родной физиономии, глаза отражения были слегка диковаты. Леня немножко постонал сквозь зубы для успокоения, подобрал таз, положил на место. "А то, неровен час, и родить можно от неожиданности" - пробормотал он себе под нос, несмело подмигнул отражению, вышел из ванной, выключил свет и снова переместился на кухню. На кухне он остановился и задрал к небу тоскующее лицо. Вместо неба взгляд упирался в ровно окрашенный потолок.
- А ч-ч-ч... - просвистел Л. сквозь зубы и запустил пятерню в нечесаные волосы.
- Ну, хоть бы одну идейку. Так ведь нет же идеек. Миха выжал все досуха, до последней капли испил, стер-рвец. Теперь сидит на даче своей, по уши в грядках своих. Морковку он, видите ли, сажает. Может, последний раз меня живым видел.
От ужасного смысла этих слов Леню бросило в жар, а потом немного поколотило мелким ознобом.
- Тьфу. М-мать ,- процедил он сквозь зубы, бросился к холодильнику и вытащил стоявшую там початую бутылку водки. В темпе бойца, собирающего автомат Калашникова на зачет, Леня схватил из сушилки стакан, расплескал половину, кусок колбасы отхватился от батона как-то уже совершенно сам собой. Леня подобрался, секунду поразмыслил над тостом, затем упрямо выдвинул вперед челюсть, промычал что-то вроде "Дануйо-о-о" резко выдохнул в сторону и припал к стакану. Водка не брала. То есть совсем. Леня подозрительно понюхал стакан, потом бутылку и хлебнул прямо из горла. Погоняв во рту бульк, он выплюнул его в раковину и уныло заел колбасой неудавшийся стограмм.
- Христос, значит, воду в вино превращал. А демон, значит, наоборот,- процедил он.
Аккуратно поставив стакан в раковину, Леня вдруг со всей силы грохнул кулаком по кухонному столу.
- И хоть бы одна с-с-с... - прошипел он. - Так ведь нет. Один, один как перст.
И поглядел на кухонные часы. До назначенного срока оставалось совсем немного времени. Да его почти совсем не было. Собственно написать еще можно, но надо же еще и придумать. Он еще разок пробежался по квартире, задевая на ходу некоторые углы и изображая руками нечто похожее на сурдоперевод комментария напряженного момента в хоккейном матче.
- Что там говорил Микки? - забормотал вслух Леня, дабы вербально помочь своим измученным мозгам думать. - Что-то такое насчет классики, возвращения к истокам. Тысызыть. А что у нас есть в истоках? Ну, скажем... Скажем-скажем... Скажем, сказание... О! Сказку, скажем. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Дело я значить сделать не успею. А вот...
Он замедлил броуновское движение по жилплощади и, в итоге окончательно потерял момент инерции у кухонного стола, на табурете, сидя над пачкой бумаги с ручкой в одной руке и с сюжетной тетрадкой в другой.
- Что-то я там когда-то где-то чем-то как-то - сказал Леня. Он полистал страницы, потом вытащил один лист из стопки чистой бумаги положил перед собой, и начал писать, периодически поглядывая одним глазом в тетрадь, лежащую у него на коленях под столом. Если бы дело происходило в аудитории института, то он был бы уличен в списывании. Впрочем, дело происходило не в институте, так что уличать его было некому.
Жил на свете парень-не-дурак, встретил девушку, и решил, что она его навек. Она оказалась не против, но пришел ее отец и сказал парню, что приглянулась она дракону, и летал уже тот под окнами, да высматривал, как бы к девушке подъехать. И чтобы жить-поживать, да добро наживать, надо сказать господину дракону, что он вне игры.
Пошел парень воевать дракона, добрался до пещеры евойной, стал звать. Прилетел дракон, сел у пещеры, рассматривает парня. Чего, говорит, надо? Парень: девушка зело прекрасна, моей будет, а ты, проходимец, летаешь, в окна заглядываешь, вуаерист, буду биться с тобой за честь суженой. А дракон был о трех мозгах-головах, разных в умениях. Одна голова силу недюжую давала, вторая была сильна в технике, третья плела кружево из слов, а попросту была лингвистическим мерзавцем.
Можешь, говорит, приходить завтра поутру, будет технологическое соревнование. Настало утро, пришел парень и видит: стоит около дракона агрегат, паром пышет, искры как от бенгальского огня валят. Думательная машина - объявляет дракон - может нарисовать любое лицо, сказать есть ли прототип, как зовут, где живет, чем занимается. Сделаешь в три дня такой - твой выигрыш, нет - мой.
Думал парень, думал и придумал машину лучше - одной стороной она орехи колет, а другой рисует всевозможные линии, из которых и лица получаются, и линии магнитного поля, и топографические карты, и отпечатки пальцев, чем помог физикам, географам и сыщикам, так и выиграл конкурс. Не обошлось без интеллектуального штурма, правильного решения в последнюю минуту и аплодисментов в конце, но про подобное и так все знают. По итогам соревнования срубил дракону интеллектуальную голову и отправился отдыхать.
Во втором конкурсе выступил дракон в роли лингвистического змея, показал, на что способны литературные таланты в теле звероящера, прочел мини-повесть, рассказ и стихи и потребовал сочинить такие же или лучше, тогда будет выигрыш.
Парень в ответ страдал и мучился неделю, в результате чего на свет появились повесть в рассказах, сборник гадалок и озорное стихотворение, где он пристыжает дракона за подглядывание.
Жила-была девочка. Росла как сверстницы, дружила с мальчиками. Только в отличие от остальных ничего не получалось у нее из такой дружбы, и завела она от скуки и одиночества кота. Потом завела другого. А потом мальчики уже сами сторонились ее, потому что какая жизнь, когда за котами ухаживать и то времени мало.
Светило яркое, веселое Солнышко, а в чаще звенел ручей, и грело Солнышко ручей, а он пел песни Солнышку, и было хорошо обоим, потому что каждый из них отдавал лучшее, а получал больше.
Однажды любопытная собачка пошла играть со снегом. Она купалась в снегу и сопела носиком, и веселилась, и тявкала, и была полна сил и жизни. И тут хозяйка кошек, с которой не дружили мальчики, решила вывести своих любимцев погулять. Увидела собачка котов и насторожилась. Коты - известные бойцы, могут и навалять. Ходила вокруг них, принюхивалась, а коты стояли напряженно и ждали чем это закончится. В итоге они договорились, и ушли вместе, и организовали коммуну в чаще, где звенит ручей и греет Солнышко, и жили долго и счастливо. А девочка здесь не при чем, потому что это рассказ о животных.
Сборник гадалок
1. Что такое: не свистит, но визжит и трепещИт?
2. Что такое голубое, в лесу между макушек?
3. Сколько надо горцев, чтобы замучить всех кукушек?
4. Что делать, если замучила графомания?
Тот, в детстве не рубил
Дров для бабушки в деревне,
Кто на речке не удил
Карпа или сома
Тот не сможет показаться
Никакой царевне
Потому что интеллектуально
Невесомый!
И был бит дракон по второй куртуазной голове, и ушел в землю еще один талант звероящера.
В третьем конкурсе, побитый на головы интеллектуально и лингвистически, дракон выступил в роли бойца сверхтяжелого веса, орудующего конечностями, зубами и хвостом. Тяжело пришлось парню - оглушили его, спеленали, раскрутили да забросили на верхушку высокой горы. Но освободился он, выдернув запястья и предплечья из суставных сумок, пришел вправленный и надавал чуде-юде тумаков, раскрутив под конец за хвост, от чего третья, последняя голова и отвалилась - сорвалась с утончившейся шеи.
Так и выиграл.
Впоследствии тяжело пришлось парню, нелегкий характер оказался у суженой. Потому что нечего выбирать тех, на кого драконы заглядываются.
Михаил шел по задымленной улице, спасаясь от жары в магазинах с кондиционерами. "Достать коалу. Саспенс, е-мое." ,- думал он. Легко что ли договориться со строителями на счет люльки и торчать за стеклом, корча рожи, легко бегать из ванной на кухню, спешно смывая краску с лица, пока клиент очухивается в ванной? Проще всего, конечно, было подменить бутылку с водкой, но, видя расшатанные нервы товарища и понимая его возможность напиться вдрызг, счел неуместным оставлять его наедине с ней. В Москве стояла душная жара, был смог.
_______
Авторы:
Татевосян Сергей Эдуардович:
statev@rbcmail.ru
Артыков Тимур Эркинович:
redfox@front.ru
|