№3(7)
Март 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

РЕАЛЬНОСТЬ ЧУДА

Сергей Дяченко


«Властелин колец. Возвращение короля». Производство: New Line Cinema, 2003. Продолжительность: 3 часа 21 минута. Автор романа: Дж. Р. Р. Толкин. Режиссер: Питер Джексон. В ролях: Элайджа Вуд, Йен МакКеллен, Вигго Мортенсен, Лив Тайлер,Кейт Бланшетт, Йен Холм

Что первично: бытие или сознание?

Веками велись рыцарские бои среди философов в попытке ответить на этот вопрос, пока Маркс, Энгельс, а за ними Ленин и Сталин не поставили точку в этом споре — по крайней мере на шестой части тверди земной. Однако «Властелин колец» (два «пика» популярности — первый раз в шестидесятых, когда книга Толкина увидела свет, и второй раз — сейчас, когда приученное к видеоряду поколение получило книгу в виде зрелища), похоже, перевернул все с ног на голову… Профессор Толкин создал Библию ХХ века, а Питер Джексон выступил в роли одновременно Петра и Павла, переведя Учение на все языки мира, создав универсальную религию… И теперь трудно судить, что же реальнее — наша действительность с экологическими кризисами, сумасшедшими президентами, походами в бутики и игрой в футбол, — или же тщательно прописанный мир, населенный эльфами, орками, гномами, назгулами и маленькими хоббитами. Мир, в котором магия сосуществует с радостями и страданиями простых смертных, а заодно и бессмертных. Ученые — нашего мира, старого еще, — все дивились феномену толкинизма, изучали ролевиков, обзывая их страшным словом «эскаписты», старательно загоняя десятки миллионов в резервацию чудаковатости, инфантилизма и субкультурности; а что теперь? Кто, собственно, эскапист, если вера в реальность Средиземья скоро охватит поголовно всю планету? Новая Зеландия уже объявила себя территорией Средиземья, введя соответствующий министерский пост — и это только лишь рекламная акция? А может, начало цепной реакции?

Такова сила кино, волшебная сила волшебного кино. Кинофантастика и до этого создавала иные реальности — скажем, «Звездные войны» определили для нас межгалактическое будущее, «Чужие» показали истинный лик пришельца, «Терминаторы» вкупе с «Матрицами» вскрыли цену развития компьютеров и прочих железяк. Но все это были лишь штрихи, элементы реальности; кроме того, завершающая часть упомянутых трилогий, самая важная, финальная часть оказывалась (как правило) провальной с точки зрения как искусства, так и здравого смысла. Совсем другое дело «Возвращение короля» — пожалуй, самый мощный аккорд всей кинотрилогии о хоббите Фродо. Конечно, в бочке меда всегда найдется пара-тройка ложек дегтя. Это, например, наличие трех финалов: сначала коронация Арагорна (с ужасным голливудским поцелуем эльфийки Арвен), затем сцены мирной жизни хоббитов со свадьбой Сэма, потом еще и отбытие Гэндальфа, Бильбо и Фродо в мир эльфов. Или — таинственное исчезновение из фильма одного из столпов сюжета, Сарумана. (Говорят, сцены с его участием якобы попали в пиратский Интернет еще до премьеры, поэтому режиссер вырезал их вовсе; Кристофер Ли, сыгравший злодея-мага, обиделся, отказался смотреть картину, а его поклонники чуть ли не в суд подают на студийное начальство. Правда или байка?) Можно говорить о слабости актерской работы Элайджи Вуда — диапазон его возможностей явно недостаточен для передачи всех оттенков искушений, связанных с обладанием Кольцом Всевластья и тягот пути к огненной горе… Можно вспомнить о затяжке одних сцен (путешествие Фродо и Сэма) и торопливости, скомканности других (финал) — но зачем? «Властелин» существует как единое целое, с его промахами и взлетами: ведь и на солнце бывают пятна, но судим о светиле не по ним. И если говорить о достоинствах третьей серии — это, прежде всего, грандиозная битва за крепость Минас-Тирит с параллельным монтажом в виде «камерного» похода Фродо, Сэма и Голлума в Мордор. Нельзя не отметить эту самую битву, история кино еще не знала подобной монументальности: здесь и величественный семиуровневый замок, выстроенный в скале, и армия орков, и гигантские тролли, и боевые слоны, и летающие назгулы… Особый ритм, особый стиль героической саги: краткие реплики, герои словно на котурнах, если хотите — театральны: но эта условная возвышенность не прячется стыдливо, а является заявленным приемом фильма, его кодом, камертоном. Так же как и трагический накал действия, длящийся, непрерывно нагнетаемый все три серии и достигающий крещендо в момент коронации Арагорна.

Секреты производства картины ( без сомнения, самой дорогостоящей, но и самой прибыльной, к этому все идет) — поражают и во многом беспрецедентны. Нужно быть одержимыми, чтобы на протяжении многих лет свести воедино все компоненты фильма. Одних статистов в картине использовалось 26 тысяч, было создано около 50 000 единиц оружия, 1600 пар ног хоббитов, 200 масок орков ручной работы, а кольчуги были сплетены из 12 миллионов колец… А города, высеченные в скалах, следы цивилизаций, затерявшихся в лесах, на побережьях, и целая армия существ — таких, как паучиха Шелоб с ее логовом — всего не перечислить… Братство Кольца, населенное такими разными существами, переросло в братство актеров — они даже сделали себе татуировки на память, а Джексон построил себе замок с комнатами в виде хоббичьих нор…

Может быть, самый удивительный участник фильма — Голлум, бывший когда-то человеком (об этом пролог третьей серии) и ставший существом — рабом кольца. Чисто виртуальный персонаж, снабженный не только запоминающимся внешним видом, но и своей речью, музыкой, песней, пластикой — он нередко переигрывает Фродо и других «человеков». Ну, и, конечно, нельзя не сказать о сказочной природе Новой Зеландии — это не просто фон картины, это открытие, сравнимое разве что с покорением подводного мира с его коралловыми чудесами. И только Джексону, в рамках его художественного замысла и с помощью его технических средств удалось увидеть сокровенное, сокрытое. Зачем летать на Марс, если на Земле можно так прозреть?

Восприятие картины будет разным у тех, кто читал Толкина и у «неофитов». Мы не будем рассматривать сейчас вопрос о трудностях перевода огромной эпопеи в 9 часов экранного времени; утешением для тех, кто вопиет о вырезанных эпизодах и даже целых сюжетных линиях, явятся режиссерские версии фильма, удлиняющие его на несколько часов (!); впервые в истории кино такие авторские версии будут, вероятно, массовыми и кассовыми. Те же зрители, которым не довелось держать в руках увесистые тома «Властелина колец», получат цельное представление о Средиземье и, хотелось бы верить, через фильм придут к первоисточнику — к книге с ее философией.

О последнем хочется сказать особо. Мы живем в мире, где черное может стать белым, а все мы в какой-то степени привыкли к пестрой серости, к неопределенности добра и зла. В Украине на наших глазах, в том числе с помощью кино, утверждается тип героя, подобного Мазепе: предательство оправдывается высшими целями, предатель становится образцом для подражания. В России тем временем — ошеломляющий успех сериала «Бригада»: бандиты, сколотившие первоначальный капитал на разбое, романтизируются и становятся народными любимцами. Всякий, заговоривший о «добре» и «зле», рискует прослыть наивным, инфантильным, назидательно-докучливым: взрослому человеку пора бы знать, что добра и зла на самом деле нет — есть полезное и вредное…

«Поправка Толкина-Джексона» — как раз и состоит в том, чтобы усомниться в таком прагматизме. Как в Библии Добро и Зло противостоят друг другу изначально, так и во «Властелине Колец» Зло окрашено в подобающий ему цвет и несет однозначно смуту, предательство, гибель. И это не комиксовая раскладка для идиотов, а система художественных образов, не трехмерных даже — четырехмерных, ибо масштабы эпопеи позволяют вводить в действие категорию истории, развития, времени. Саурон — воплощенная жажда власти, завоевания всего сущего и даже призрачного. И противостоит ему маленький человек, не человечек даже, а хоббит, крохотный и незаметный, умеющий лишь радоваться жизни и яствам на своем столе. Сюжет фильма — история преодоления своей слабости, своего страха, своего «не могу»… И своего «возьми», «присвой», «твое» — тоже. Голлум проиграл схватку с Кольцом и стал его рабом; Фродо пожалел Голлума, понимая, какой силы искушение сломило его. И Голлум невольно спас Фродо в момент, когда хоббит, казалось, проиграл навсегда — Фродо, поддавшись Кольцу, надел его над кратером Роковой горы Ородруин. Совершенно счастливый Голлум, падающий в вулкан вместе с Кольцом и откушенным пальцем Фродо — один из сильнейших эпизодов фильма…

Голлум появился как нельзя кстати. Уж не случайность ли спасла всех нас, верящих в Средиземье? Нет, не случайность — в этом и есть «месседж» творцов фильма, ибо весь его строй, все битвы, единение разных существ, жертвы и преодоления — все было направлено на то, чтобы Фродо оказался-таки на вершине вулкана…

Что бы ни говорили, что бы ни писали о трилогии «Властелин колец» — кинематограф уже никогда не будет таким, каким был до этого фильма. Новый уровень технических возможностей, новая планка художественных открытий, новое осмысление вечных истин. Новый мир.

Человечество уже не будет прежним.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин