№6(10)
Июнь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

«В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?»

Владимир Пузий


Александр Золотько. «Игры богов». — СПб.: Издательство «Крылов», 2004. — 384 с. (Проект «Мужской клуб», серия «Фантастическая авантюра»)

«Солнце зашло с третьей попытки. И то на севере».

Так начинается роман Александра Золотько «Игры богов». Первые его строки наводят на мысль о Терри Пратчетте и Плоском мире: кажется, что перед нами попытка сыграть на чужом поле, создать ироническую остросюжетную фэнтези... Лишь со временем понимаешь, что отнюдь не Пратчетт стал вдохновителем автора.

«Игры богов» — роман достаточно самобытный, хотя, как ни парадоксально, в то же время обладающий всеми признаками книги, написанной «в традиции». И все достоинства книги, как и ее недостатки, произрастают из этого дуализма.

Александр Золотько — отнюдь не новичок, но прежние его романы (12 книг!) написаны в детективном жанре, «Игры богов» — первая попытка написать фантастику. (Нашумевший в свое время рассказ «Анна Каренина-2» все-таки к фантастике не относится да и вообще, по словам автора, является не рассказом, а черновиком будущего романа). В «Играх богов» детективная интрига тоже присутствует, и автору удается мастерски держать читателя в напряжении до последней страницы. Вообще роман этот в большей степени апеллирует к рассудочному, а не эмоциональному восприятию, он «для думания», а не «для переживания». Безусловный плюс автору и книге — система взаимоотношений между богами и смертными; на первый взгляд она похожа на подобные системы, описанные в «Ахейском цикле» Олди или в «Диомеде...» Валентинова, однако по мере чтения понимаешь, что сходство это — поверхностное.

Итак, перед нами мир, напоминающий Древнюю Грецию — а впрочем, древнегреческих имен здесь нет, все больше клички вроде Щуки, Беса, Бродяги и т.п. Любой, мало-мальски знакомый с мифами Эллады, конечно, поймет, что Хитрец — это Одиссей, а бог Мастер — Гефест... поймет и ошибется. История мира, описанного в «Играх богов», лишь напоминает те самые мифы, но развивается иначе. Впрочем, здесь тоже есть свой «Прометей», некогда низвергнутый в Бездну и теперь оттуда вернувшийся — без памяти, без Силы, но с решимостью выяснить, что же происходит в мире.

«Игры богов» — это своеобразный коллаж, нарезка: словесные цитаты из Горького, Эллисона и «Звездных войн», ситуационные — из Олди, Макса Фрая... Александр Золотько предлагает читателю сыграть с ним в «угадай мелодию», но делает это так, чтобы не было обидно тем, кто не знает, кого пародирует фраза: «Каждая кухарка сможет стать богиней». В конце концов, основная задача коллажа — соединиться в цельную картинку, представить нам новый, оригинальный, захватывающий узор.

И здесь, как мне кажется, автор, выигрывая, одновременно и проигрывает. Предлагая в «Играх богов» жесткий и бескомпромиссный экшн, Александр напрочь лишает читателя возможности сопереживать героям, вообще ампутирует их эмоциональную составляющую. Несколько эпизодов вроде спасения рыбаками-ополченцами детей (на мой взгляд, один из самых удачных в романе) только подчеркивают общую анти-эмоциональность романа. С другой стороны, экшн не дает читателю расслабиться и заскучать, композиция книги выстроена таким образом, что события сменяют друг друга быстро, а три сюжетных линии (планы богов, людей и богоборцев) сноровисто увязаны в единое целое.

Кстати, о богах. Вторым недостатком книги, на мой взгляд, является стилевая неровность, непричесанность. То, что боги изъясняются языком простолюдинов, — для фэнтези не ново. Однако боги с лексикой «новорусских братков» — это уже перебор. Вообще встречающиеся в романе слова «брателло», «типа», «прикалываешься» изрядно сбивают читателя с толку, что называется, «режут глаз». Временами начинаешь сожалеть о том, что книга не попала в руки толковому редактору — ее бы «причесать», убрать неоправданные повторы, фразы вроде «каждый начал чего-то хотеть», тавтологии... Я понимаю, книги «Мужского клуба» рассчитаны на... скажем так, определенный тип читателя. Но ведь «Игры богов» явно претендуют на большее!..



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005