«В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?»
Владимир Пузий
Александр Золотько. «Игры богов». СПб.: Издательство «Крылов», 2004. 384 с. (Проект «Мужской клуб», серия «Фантастическая авантюра»)
«Солнце зашло с третьей попытки. И то на севере».
Так начинается роман Александра Золотько «Игры богов». Первые его строки наводят на мысль о Терри Пратчетте и Плоском мире: кажется, что перед нами попытка сыграть на чужом поле, создать ироническую остросюжетную фэнтези... Лишь со временем понимаешь, что отнюдь не Пратчетт стал вдохновителем автора.
«Игры богов» роман достаточно самобытный, хотя, как ни парадоксально, в то же время обладающий всеми признаками книги, написанной «в традиции». И все достоинства книги, как и ее недостатки, произрастают из этого дуализма.
Александр Золотько отнюдь не новичок, но прежние его романы (12 книг!) написаны в детективном жанре, «Игры богов» первая попытка написать фантастику. (Нашумевший в свое время рассказ «Анна Каренина-2» все-таки к фантастике не относится да и вообще, по словам автора, является не рассказом, а черновиком будущего романа). В «Играх богов» детективная интрига тоже присутствует, и автору удается мастерски держать читателя в напряжении до последней страницы. Вообще роман этот в большей степени апеллирует к рассудочному, а не эмоциональному восприятию, он «для думания», а не «для переживания». Безусловный плюс автору и книге система взаимоотношений между богами и смертными; на первый взгляд она похожа на подобные системы, описанные в «Ахейском цикле» Олди или в «Диомеде...» Валентинова, однако по мере чтения понимаешь, что сходство это поверхностное.
Итак, перед нами мир, напоминающий Древнюю Грецию а впрочем, древнегреческих имен здесь нет, все больше клички вроде Щуки, Беса, Бродяги и т.п. Любой, мало-мальски знакомый с мифами Эллады, конечно, поймет, что Хитрец это Одиссей, а бог Мастер Гефест... поймет и ошибется. История мира, описанного в «Играх богов», лишь напоминает те самые мифы, но развивается иначе. Впрочем, здесь тоже есть свой «Прометей», некогда низвергнутый в Бездну и теперь оттуда вернувшийся без памяти, без Силы, но с решимостью выяснить, что же происходит в мире.
«Игры богов» это своеобразный коллаж, нарезка: словесные цитаты из Горького, Эллисона и «Звездных войн», ситуационные из Олди, Макса Фрая... Александр Золотько предлагает читателю сыграть с ним в «угадай мелодию», но делает это так, чтобы не было обидно тем, кто не знает, кого пародирует фраза: «Каждая кухарка сможет стать богиней». В конце концов, основная задача коллажа соединиться в цельную картинку, представить нам новый, оригинальный, захватывающий узор.
И здесь, как мне кажется, автор, выигрывая, одновременно и проигрывает. Предлагая в «Играх богов» жесткий и бескомпромиссный экшн, Александр напрочь лишает читателя возможности сопереживать героям, вообще ампутирует их эмоциональную составляющую. Несколько эпизодов вроде спасения рыбаками-ополченцами детей (на мой взгляд, один из самых удачных в романе) только подчеркивают общую анти-эмоциональность романа. С другой стороны, экшн не дает читателю расслабиться и заскучать, композиция книги выстроена таким образом, что события сменяют друг друга быстро, а три сюжетных линии (планы богов, людей и богоборцев) сноровисто увязаны в единое целое.
Кстати, о богах. Вторым недостатком книги, на мой взгляд, является стилевая неровность, непричесанность. То, что боги изъясняются языком простолюдинов, для фэнтези не ново. Однако боги с лексикой «новорусских братков» это уже перебор. Вообще встречающиеся в романе слова «брателло», «типа», «прикалываешься» изрядно сбивают читателя с толку, что называется, «режут глаз». Временами начинаешь сожалеть о том, что книга не попала в руки толковому редактору ее бы «причесать», убрать неоправданные повторы, фразы вроде «каждый начал чего-то хотеть», тавтологии... Я понимаю, книги «Мужского клуба» рассчитаны на... скажем так, определенный тип читателя. Но ведь «Игры богов» явно претендуют на большее!..
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
|