№10(14)
Октябрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

СДЕЛАЙ САМ

Алексей Кожевников


«Собрать компьютер PROFI+ может даже ребенок. Для этого возьмите осциллограф…»

«Computer PROFI+. Альбом схем.»

Технарь орудовал двумя отвертками одновременно. Он лихо прикрутил четыре винта и потянулся за последним, когда пальцы неожиданно схватили пустоту.

— Кимура, ты не знаешь, куда девался пятый винт? — спросил он у защитника, сидящего в дзадзэн на потолке.

— Ищи под верстаком, — ответил тот, не открывая глаз.

Технарь проворно крутанулся в невесомости, повиснув вверх тормашками, схватил пропавшую деталь.

— И как ты только догадался? — удивился он.

— Я знал, что ты его посеешь, и внимательно следил за ним, Микки.

— Это еще почему?

— Ты всегда теряешь последний винт.

Кимура улыбнулся, погружаясь в медитацию. Технарь вернул исправленный модуль на место и вытащил из шкафчика конструктор «Тысяча моделей. Собери любую сам за 15 минут».

####

Шимпанзе и самурай — идеальный экипаж разведчика.

Создание автоматического звездолета осталось нерешаемой задачей. Многообразная Вселенная обманывала все алгоритмы и сложнейшие программы, постоянно придумывая что-то новое. Хватало и известных неприятностей. Как ни старайся, что-нибудь да проглядишь, а после катастрофы будешь биться головой об стену потому, что задним числом любой просчет кажется элементарным, а ошибка непростительной.

Венцом космической эволюции стал «автоматический» разведчик с экипажем из двух… существ.

Разведчик был практически неуязвим, умел делать себе простой ремонт и адаптироваться в разных ситуациях. Но всего не предусмотришь. Поэтому в экипаже находился технарь — генетически усовершенствованный шимпанзе. Именно эта порода обезьян с Земли оказалась идеальной для подобной работы: изначально сообразительные; не слишком крупные, но и не мелкие; ловкие и быстрые; достаточно сильные, чтобы, используя помощь разведчика, справиться с любыми неполадками. А еще они могли чинить корабль «в четыре руки». Невесомость позволяла технарю максимально использовать свои возможности.

История учит, что даже самые неуязвимые могут быть повержены. Случается такое и с разведчиками. От посадки или падения на планету никто не застрахован. По всем прогнозам выходило, что в подобной ситуации технарь не выживет в одиночку. Нельзя из шимпанзе сделать одновременно превосходного ремонтника и специалиста по выживанию. Понадобились защитники, каковыми стали фуккобуси — возрожденные самураи.

####

— Кимура! Эй! Мы приближаемся к планете.

Оживленно жестикулируя, Микки щелкал кнопками на пульте, вызывая на большой экран изображения с внешних камер и разведывательных зондов. Кимура отложил девятый том «Зарытого в кустах» и сел в пустое кресло перед пультом.

— Что-нибудь уже известно, Микки?

— Ничего особенного или интересного.

Кимура молча подключился к информационной системе корабля. Он не привык делить информацию на интересную и неинтересную. Любые сведения могут стать ключевыми в борьбе за выживание на неизвестной планете, защитник внимательно изучал весь массив данных, накопившийся в компьютере разведчика.

Данные спектрометрии показывали, что планета обладала кислородной атмосферой, а значит, могла быть обитаемой. «По крайне мере, растительность здесь должна быть, а ведь растения бывают хищными» — думал Кимура.

Самурай готовился к схватке с чужой планетой. Он не искал боя, но собирался победить.

— Внимание! Обнаружен артефакт внеземной цивилизации!

Разведчик подал голос впервые за несколько дней, от неожиданности Микки подскочил над креслом, и защитнику пришлось втянуть его обратно.

— Координаты! — завопил технарь, вцепившись всеми лапами в клавиатуру.

Разведчик выдал группу цифр, и Микки с воплем вылетел из кресла.

— Что случилось? — Кимура повторно втянул напарника на место и пристегнул его ремнем безопасности.

— Сама планета — это артефакт! — технарь барабанил пальцами по клавиатуре. — А ну-ка, покажи ее поближе.

На экране появилась идеально ровная поверхность серого нейтрального оттенка. Корабль мчался над планетой с огромной скоростью, но изображение не менялось. Тысячи квадратных километров ничем не отличались друг от друга. Ни гор, ни океанов, ни лесов, ни рек, ни городов… Идеальная равнина.

Самурай уже не обращал внимания на информацию, которую выдавал компьютер разведчика. Воображение Кимуры было поглощено образом предполагаемого врага, способного создавать миры.

####

Шел третий день скольжения вокруг планеты.

— Кимура, ты чего такой надутый? — Микки с детской непосредственностью, хлопнул самурая лапой по плечу. — Спишь да молчишь…

— Не сплю, а медитирую.

— Чего?

— Я думаю о тех, кто создал этот мир. Пытаюсь их представить и понять.

— А что в этом такого сложного?

— Ты можешь представить себе существ, способных построить целый мир?

— А что в этом сложного? — искренне удивился Микки. — Возьмем хотя бы вас — людей. Вы не умеете творить планеты. Но вы ведь и не пробовали. Должно быть, это не труднее, чем собрать такой корабль. Разведчик — очень сложная машина, а собирается как игрушечный домик из кубиков.

— Ну, это ты загнул…

— Ладно, пусть не кубики. Тогда конструктор. Огромное количество простых деталек, одинаковых на вид. Если их соединить в правильной последовательности — получится сложная и красивая конструкция. Наш разведчик состоит из множества простых частей. Точно так же можно создать и планету, нужно лишь взять побольше деталей.

— Это чересчур утилитарный подход к проблеме. Если бы все было так…

— Если бы все было по-другому, я не мог бы в одиночку заниматься ремонтом разведчика.

— Уж не хочешь ли ты сказать, что весь наш мир собран из конструктора?

— Думаю, что это действительно так.

Кимура удивленно повернулся к Микки.

— Посуди сам, люди изучают вселенную много сотен лет. Они открыли огромное количество законов, по которым живет мир. Все, из чего он построен, можно разложить на составляющие части и классифицировать. Галактики, звезды, планеты, химические элементы, элементарные частицы, кварки. Всё. Куда ни посмотри — везде детали конструктора.

— Но как ты объяснишь существование аномалий?

— Когда я начинал учиться, то довольно часто ошибался. Собирая разные фигуры из конструктора, не всегда соединял детали правильно. С виду всё было нормально, но не функционировало, как надо. Такие ошибки в масштабе Вселенной могли бы называться аномалиями.

— А как же люди, твои сородичи и прочие живые существа? Они тоже детали конструктора?

— Почему нет?

— Но мы можем влиять на окружающий мир. Размножаемся, в конце концов. Мы можем изменять себя, мы уже изменили вас…

— Ну и что? Разведчик, на котором мы летим, тоже умеет изменять себя и влиять на окружающий мир. Он не способен размножаться, но это и не закладывалось в его конструктор. А для создания Вселенной наверняка использовали что-то посложнее и поинтересней.

Маленькие черные глазки шимпанзе заблестели от одной только мысли о такой замечательной игрушке.

— Это у тебя религия такая или космология? — спросил потрясенный Кимура.

— Называй, как хочешь, — ответил Микки, возвращаясь к своему конструктору.

####

Зонд медленно шел на снижение. Он должен был взять пробы грунта, если эту бесконечную серую поверхность можно было так назвать.

— Внимание! До контакта с поверхностью осталось десять секунд, — сообщил компьютер. — Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, одна, контакт.

Зонд плавно провалился сквозь поверхность планеты.

— Контакт с разведывательным зондом потерян.

— Корабль, попробуй связаться с зондом на аварийной частоте. — Кимура взял командование в свои руки.

— Получен слабый ответный сигнал. Все устройства зонда функционируют нормально. Готов к трансляции видеоизображения.

— Начинай.

Картинка, появившаяся на экране, была нечеткой, но на ней легко можно было разглядеть настоящую поверхность планеты: ровные ряды огромных серых кубиков под идеально ровным серым небом.

— О, боги! Целый мир, лишенный красок… — удрученно выдохнул Кимура.

— Похоже на конструктор, правда? — подмигнул ему Микки.

####

Крохотные зонды бороздили серое небо планеты, но по-прежнему не находили признаков жизни.

— Боги! Какая скука, — пожаловался вечером Кимура. — Я не могу понять, зачем понадобилось строить этот блеклый однотипный мир.

— У меня было много конструкторов различных по сложности и виду. Первые — простые, но зато красивые. Я обучался, и на смену им пришли невзрачные наборы, интересные своей сложностью. И, наконец, вершина — наш космический корабль. Чудесный конструктор, созданный людьми, соединяющий в себе красоту моих первых игрушек и сложное многообразие новейших научных достижений.

— Этот мир не слишком-то красив. В нем невозможно жить!

— В нем никто и не живет. Его мог сделать ученик, из сложного, но некрасивого набора. Всего лишь незначительный этап в процессе обучения.

— Как далеко они ушли вперед… — потерянно сказал Кимура.

####

Спустя неделю разведчик высадился на поверхность планеты, сотни юрких механических исследователей разбежались по унылым зданиям-кубам в поисках информации, но серый мир никак не реагировал на это.

— Они были похожи на людей, — сказал однажды Микки, собирая новую конструкцию. Толстенный том с примерами возможных вариантов был раскрыт на середине.

— С чего ты так решил? — спросил Кимура.

— На планете все напоминает Землю: воздух, сила тяжести, размеры зданий. Вам они вполне бы подошли.

— Эти циклопические кубики? В любом из них легко бы поместились десять кораблей размером с наш разведчик.

— Вспомни небоскребы. Двести лет назад они были господствующей архитектурной формой на Земле.

— В мирах Ямато никогда не строили таких громадин, — презрительно поморщился Кимура. — Истинно духовный человек должен жить в гармонии с природой, а не на сотни метров выше деревьев.

— Тем не менее, люди строили дома и покрупнее этих кубиков.

— И все же я не вижу причин, сравнивать создателей этой унылой планеты с людьми.

— В каждом здании есть дверь, почти такого же размера, как любая человеческая дверь. Мне кажется, я знаю, для чего построили эту планету.

— Да? И для чего?

— Секрет, — и Микки показал язык, орудуя отверткой.

####

Кимура пробудился с ощущением потери. Оглядевшись, он увидел, что Микки нет в единственной каюте корабля-разведчика. Куда он мог пропасть? Здесь просто негде было спрятаться.

Услужливый компьютер тут же вывел на экраны крохотную точку, после увеличения превратившуюся в шлюпку. Микки сбирался высадиться на планету.

Первой мыслью было броситься в погоню, но технарь угнал единственное транспортное средство. Непоседливое племя шимпанзе часто причиняло неудобства фуккобуси из-за неуемного любопытства и генетически внедренной жажды знаний. Но этот случай выходил за рамки всего известного Кимуре. На планете было слишком опасно, чтобы оставить маленького техника без защиты и присмотра. Оставался только один способ спуститься на планету. На разведывательном зонде.

Тонкий пленочный скафандр из мономолекулярной материи надежно защищал владельца в ходе спуска, страховочные тросы обнимали его тело, не давая рухнуть вниз.

Зонд опускался плавно, без толчков. Корабль прекрасно понимал всю важность возложенной на него миссии. Жизнь человека — прежде всего.

Приблизившись к поверхности обманчивого неба, зонд притормозил, один в один копируя маневры своего предшественника, случайным образом позволившие обмануть экран, висящий над планетой. Таинственное поле отражало все движущиеся предметы, защищая серый мир от метеоритов и другого мусора из космоса. Чем быстрее двигался объект, тем большее сопротивление оказывало поле. Почти неподвижный зонд с самураем свободно провалился сквозь него.

Как будто спохватившись, поле попыталось задержать аппарат, но было поздно. Зонд провалился в бесцветность.

####

Дверь в одном из кубиков была распахнута и цепочка следов Микки тянулась в серый полумрак. Кимура двинулся за ним, под потолком кружили залетевшие в дверь зонды. Они искали технаря, исследуя помещение детекторами движения и инфракрасного излучения. Безрезультатно.

Кимура понимал, что технарь не мог уйти далеко от двери. Слишком мало прошло времени. Самурай медленно шел среди огромных стеллажей, рядами заполнявших здание. Все это смутно напоминало ему…

— Ну, да! Конечно, это склад!

— Микки! Как ты мог сбежать?

— Послушай, здесь совершенно безопасно. Это просто старый, заброшенный склад.

— На всяком складе есть сигнализация и множество охранных систем. Этот склад занимает целую планету. Что будет, когда появятся хозяева?

— Они не появятся.

— Интересно, почему?

— Возможно, ты не обратил внимания, но на всех кубиках есть надписи. Компьютер уже частично успел расшифровать язык строителей планеты. Знаешь, что написано на всех этих кубиках? СПИ-СА-НО!!! Это склад ненужного старья.

— Целая планета старья?

— Целая планета чудес. Взгляни-ка, например, на эту штуку.

Микки вынул из-за стеллажа крохотный шарик, сплетенный из трубочек, сверкающих и переливающихся всеми цветами радуги. Единственное яркое пятно в унылом сером мире-складе.

— Оно прекрасно, правда? — зачаровано спросил его Микки.

— Что это такое?

— Не знаю, но посмотри, как оно красиво. Я его только что включил…

— Может быть это оружие, Микки? Где ты его взял?

— Здесь, в этой коробке.

— Микки, что на ней написано?

— Откуда же мне знать? Я не умею читать на языке строителей. Это может делать лишь компьютер, к тому же, неточно. Корабль, сделай перевод.

Разведчик с помощью зондов слышал и видел все, что происходило c экипажем. Его компьютер на секунду задумался и сообщил вариант перевода.

— Кимура, — жалобно спросил у самурая Микки, — а что значит: «Сделай сам. Биг-бэнг 1 за пятнадцать минут»? Кстати, разведчик сообщает, что не уверен, о минутах идёт речь или о миллиардах лет. Он пока не разобрался в местном хронометраже.

— Биг-бэнг? — переспросил Кимура, и оба с ужасом уставились на крохотный шарик веселой расцветки.

1Биг-бэнг — большой взрыв, из которого родилась вселенная.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•