№12(16)
Декабрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЧЕРНЫЕ ХРОНИКИ ГАЙДАР-САРАЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНВЕНТ ФАНТАСТИКИ, ТОЛКИЕНИСТИКИ И РОЛЕВЫХ ИГР «ЗИЛАНТКОН-2004» ГЛАЗАМИ ИНОСТРАННОГО ШПИОНА

Александр Зорич


Хроника первая. «Сезнен бейджик кайда?» или «Где ваш пропуск, сэр?»

«Пролетарии всех стран, простите меня!» Эта фраза приписывается великому и ужасному Карлу Марксу, отцу-основателю марксизма и непримиримому критику стоглавой гидры капитализма. Маркс хотел, чтобы все пролетарии на Земле были счастливы, но получилось наоборот. По крайней мере, в России. Судьба учения Маркса — красноречивая иллюстрация простой истины: учение, овладевая массами, во-первых, претерпевает неизбежные изменения, а, во-вторых, начинает жить совсем уже своей жизнью или, выражаясь кудряво, эмансипируется от своего создателя, теряя последние черты родства.

Отцу-основателю Толкину повезло больше, чем Марксу. Хотя его учение тоже овладело массами, и еще какими (на «Зиланткон» в этом году приехало полторы тысячи человек!), правительств толкинисты не свергали, декреты не вводили и в оврагах не расстреливали. А вот со вторым пунктом аналогия достаточно точная — вряд ли Профессор мог предвидеть, что через много лет после выхода его книг по далекому русско-татарскому городу Казань будут ходить Арагорны под ручку с Галадриэлями. Что в татарско-русском словнике появится понятие «Толкинистлар», то бишь участник фестиваля «Зиланткон». И что среди казанской милиции появятся «наши люди», то есть товарищи родом из Средиземья, готовые до последнего патрона стоять за честь ролевика, случайно попавшего в обезьянник (или, как выражаются в той же Казани, «в тигрятник»), и знающие на иглу текст «Сильмариллиона».

Четырнадцать лет подряд в начале ноября в Казани проходит Зиланткон. И, я уверен, это только начало. Будь я Профессором, я бы, конечно, гордился.

Хроника вторая. Казань, город сирот и драконьего молока

Не случайно, совсем не случайно «Зиланткон» — самый безумный конвент из тех, на которых мне довелось побывать, — проходит в Казани. (Здесь, наверное, будет к месту маленькое уточнение. У прилагательного «безумный» есть два смысла — хороший и плохой, так вот, конвент «Зиланткон» безумен по-хорошему: он весел, бесшабашен и сродни карнавалу в Рио-де-Жанейро, только с поправкой на северные широты). Ведь Казань и сама безумна. Разумеется, в хорошем смысле. Русское и татарское, православие и мусульманство, буддизм и научный атеизм, романтизм и прагматизм, Восток и Запад – все они сходятся на фотогеничных казанских холмах в смертельной схватке, которая, я полагаю, никогда не окончится. Атмосфера этого вечного боя способна свести с ума даже самых стойких. Не изменившись, из Казани не уедет никто. Казань не позволит, не отпустит. Иногда это к лучшему — за примерами далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить Льва Николаевича Толстого или ректора Казанского университета Лобачевского, отца всем известной геометрии. Иногда — к худшему, и здесь никуда не уйти от имени Володи Ульянова, которому казанский воздух так сильно ударил в голову, что Володенька не вынес и трех недель обучения, бросил университет и вскоре подался в большевизм. И гостей, и своих Казань настраивает на самые шальные мысли. Более того, кто бы и чем не шалил здесь, все это воспринимается адекватно. Двое шевалье затеяли вооруженную драку в фойе ДК Гайдара (то бишь Гайдар-сарая)? Зрители привычно расступаются. Мол, что тут попишешь? Не поделили благородные господа прекрасную даму, теперь все решает меч, и только кровь врага смоет позор… За соседним столиком в кафе девушка, одетая как Царица Савская, вдруг начинает играть на кельтской арфе и петь на ненашем (не понятно даже на каком!) языке. Официантки почтительно умолкают, выставляя на стол перед певуньей порцию мороженого и становятся поодаль с самым почтительным выражением лица. Мол, с удовольствием послушаем, чем не Бритни Спирс! Полуобнаженная, при нулевой температуре воздуха, одалиска переходит дорогу на красный сигнал светофора, ожесточенно размахивая над головой шпагой — водители понимающе тормозят, уступая путь, и озорно улыбаются. Дескать, все ясно, фея в растрепанных чувствах, дорогу красавице! Словом, какие бы несуразные (на взгляд непосвященного) вещи не происходили на фестивале и в его окрестностях, все они воспринимаются естественно. Выставка-продажа оружия, где большинство продавцов одеты так, словно только что выпрыгнули из кадров исторического фильма — прекрасно! Исторический бал, куда званы лишь люди в костюмах и масках (а их десятки, сотни!) — замечательно! Молоко дракона в составе алкогольного коктейля — еще лучше, дайте мне скорее вторую порцию!

Кстати, о дойных драконах. Предводитель шведских ролевиков, гость конвента и натуральный швед по национальности, в кулуарах конвента делился с нами шведским опытом. Оказалось, все у них как у нас (то есть в Казани), а в чем-то даже и хуже (меньше красивых девушек), но одна проблема у русских ролевиков и у шведских — общая. А именно — драконов недостает. И вот, они у себя в Швеции наконец-то нашли решение этой проблемы: к следующему игровому сезону загримируют под дракона шагающую лесозаготовительную машину. Загримируют — это значит изготовят специальный проволочный каркас, приделают к нему лапы, хвост и зубастую-шипастую голову из папье-маше, в горло вставят специальный баллончик, из которого, по сигналу оператора, сидящего в кабине машины, будет исторгаться (или, скорее, изрыгаться) натуральное, разве что холодное, пламя. По приезде в Харьков, шведское видение шагающего лесозаготовительного дракона показалось мне немного… как бы это сказать… комичным. Даже в чем-то профанирующим сакральный образ вредоносной рептилии. Но! Тогда, в Казани, сия безумная идея мне виделась полностью уместной и понравилась до чрезвычайности. «И еще обязательно крылья от дельтаплана к нему приделать! Чтобы летал!» — кричал я, радостно аплодируя. Вот что делает с людьми по-доброму безумный казанский воздух.

Хроника третья. Рыцари с оружием и без

Людей, вооруженных мечами, на «Зилантконе» было так много, что иногда мне начинало казаться, что я, как какой-нибудь Дон Румата или глубоко законспирированный сотрудник Института Экспериментальной Истории, заслан во времена Короля Артура или Ивана Грозного — который, кстати, Казань с успехом штурмовал — чтобы шпионить там за нашими предками с целью ускорения их эволюционного роста.

Рыцарей вокруг Гайдар-сарая наблюдалось за тысячу. Они азартно сшибались на турнирах, пили растворимый кофе, на досуге торговали колюще-режущим оружием, медвежьими и волчьими шкурами и конной амуницией, пели походные песни и доброе вино (из-за каждой второй закрытой двери раздавались приглушенные звуки гитары и что-то вроде «Йо-хо-хо! И бутылка рома!»), ухаживали за «антуражными» дамами в кринолинах и галантно раскланивались с недругами. Кто-то был одет хуже, кто-то лучше (кстати, именно на «Зилантконе» я узнал замечательное выражение «занавесочный эльф» — намекну, что речь идет о генезисе ткани для костюма). Кто-то экипирован на тысячу сольдо, а кто-то всего на сто. Но! Мы-то знаем, что главное в рыцаре не костюм, а внутреннее содержание. То есть, моральные качества: бескорыстие, способность жертвовать всем ради поставленной цели и вера в идеалы. В наше время прилавочной мудрости и торжества скучных «рыночных ценностей», рыцарей с содержанием еще меньше, чем рыцарей в кольчугах. Но! Только не на Зилантконе. Именно там мне посчастливилось встретить тех самых, настоящих. Правда, на большинстве из них были джинсы и свитера. Видимо, на то, чтобы облачиться в толковые кожаные доспехи, у них не оставалось сил — их без остатка отняло служение идеалам.

Поясню свою нехитрую мысль. «Зиланткон» — конвент с самым низким из мне известных оргвзносом. Он составляет всего лишь 250 рублей (около восьми долларов). Это почти в пятнадцать раз меньше, чем взнос, который необходимо внести для полной аккредитации на любом другом украинском или российском фантастическом мероприятии. Спонсоров у конвента мало (надеюсь — пока). Казанский Комитет по Делам Молодежи делает что может. Другой вопрос, что может он не так уж много. По крайней мере, сделать так, чтобы две тысячи человек, съехавшихся со всего мира, ни в чем не нуждались и веселились совсем уж беззаботно, спонсоры и комитеты не в состоянии. Поэтому забота о комфорте меченосных тысяч всецело ложится на плечи оргкомитета… Из многократных посещений конвентов я вынес одну истину: каждому из членов оргкомитета любого конвента можно смело ставить бронзовый памятник при жизни. Так вот: членам оргкомитета «Зиланткона» я бы предложил ставить сразу по два памятника, с запасом. Потому, что заслужили. В этой мысли я укреплялся, своими глазами наблюдая спящего прямо за Главным Компьютером руководителя административной службы Тимура Ожегина, бледного, печального и за-все-отвечающего председателя оргкомитета Бориса Фетисова, шатающегося от усталости «завлитературой» Андрея Ермолаева и предсмертно бодрого руководителя фэн-блока Дмитрия Кринари и интеллектуального стахановца Ярослава Хорошкова. Сорванным от четырехдневных риторических упражнений голосом настоящего боевого генерала поздравлял участников фестиваля с окончанием ратных трудов Владислав Хабаров, руководитель Турнирного Блока, отсудивший, по его собственному признанию, около пятисот (!) поединков. И наградой ему были несмолкающие пятиминутные аплодисменты на закрытии фестиваля. Честное слово, они (то есть мы) не могли остановиться долгих пять минут. Так усердно можно благодарить только тех, чьи идеалы не внушают сомнений, тех, у кого есть не только разукрашенные щит и меч, но и что-то за душой. То есть настоящих рыцарей. И не говорите мне, что на «Зилантконе» мероприятия растут «как трава» и все делается «само». Тридцать человек оргкомитета, не считая сотни безымянных (для меня) помощников, выращивают эту ценную колдовскую траву на холодной казанской почве, не жалея живота своего.

Хроника четвертая. Слоны и пряники в Городе Солнца

Я люблю утопию — и как литературный жанр, и как сказку, которая стала былью, то есть как факт реальности зримой и осязаемой. Утопий мировая литература знает немало, да что там говорить, я и сам на утопиях собаку съел — взять хоть роман «Завтра война». А вот утопии в жизни — явление редкое. И именно поэтому «Зиланткон» особенно ценен, что происходит он не в нашем воображении, а в городе Казани.

Что отличает классическую литературную утопию? В утопии все равны, все счастливы, от каждого по способностям, каждому — по потребностям. На «Зилантконе» все именно так — все одинаково задумчиво улыбаются, стоя в очереди за опочмаками, местными треугольными пирожками вкуса необыкновенного, в ходу обращение на «ты», только попроси — и тебя угостят вином или чем покрепче. С потребностями тоже все в порядке. Хочешь быть ангелом — на здоровье, смастери только толковый костюм и как следует опери свои крылья. Хочешь быть Принцессой Леей из «Звездных войн» — тоже без проблем главное, для правдоподобия, не целоваться на виду у всех со своим смертельным врагом Лордом Вейдером. Впрочем, можно и целоваться. Все бывалые — поймут.

Итак, Зиланткон — это ожившая сказка. Причем, даже не какая-то конкретная сказка. А целая библиотека сказок, именно так. И достоинства всех сказок, которые стали ее источниками, здесь суммируются, впрочем — как и недостатки. Но о недостатках мы не скажем ни слова, ибо снисходительны и подслеповаты, а вот среди достоинств следует сказать о Слонах и Пряниках. То есть о призах, которые вручались на фестивале лучшим из лучших. Даже одно их перечисление, несомненно, способно много рассказать непосвященному о том, что же там происходило. Итак главный литературный приз фестиваля — Большой Зилант, представляющий собой скульптурное изображение отдыхающего после ратных дел дракона, — получил молодой пермский писатель Дмитрий Скирюк за сборник прозы «Парк Пермского периода» . Здесь, наверное, будут кстати два замечания о литпремии Большой Зилант. Во-первых, премия эта не зависит от календаря — в том смысле, что Зилант может получить любой фантастический роман, признанный достойным номинационной комиссией, вне зависимости от года выпуска. («Так что, спросите меня вы, «Час Быка» Ивана Ефремова тоже имеет шанс получить «Зиланткон»? Да, отвечу я. Имеет. А вот «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко — не имеет. Почему? А потому что во-вторых.) Во-вторых же, номинироваться на Зиланткон могут только фантастические романы, ранее не получавшие никаких литературных премий и здесь Сергею Васильевичу не позавидуешь… Благородно? Вне всяких сомнений! Оригинально? Еще бы! Вторую премию — так называемый Малый Зилант — в этом году получили переводчики Александр Митюшкин и Елена Беляева за новый перевод всеми любимого романа Роберта Хайнлайна «Имею скафандр — готов путешествовать». Мне кажется, в обоих случаях выбор достойный, стыдно перед потомками не будет.

Однако, литературными премиями организаторы конкурса решили не ограничиваться — и правильно. Ведь в сказке самое место для широты души! Словом, «Дюрандаль за лучшую ролевую игру» получила мастерская группа игры «ХИ-2004», «Дюрандаль за лучшую публикацию в СМИ о ролевых играх» — Анна Селиванова из газеты «Культура» за статью «Младший научный заклинатель дождей», лучшим докладом был признан доклад критика Вадима Казакова о японских переводах Стругацких. В общем, вручали и вручали, обиженным не ушел никто — ни реконструкторы, ни финалисты литературных мастер-классов, ни мастерицы и мастера из так называемого fashion-блока, посвященного костюму — по преимуществу, его истории, а также тому, как перенести историю в день сегодняшний. Будь моя воля, я бы как Царь Морской, раздал бы по призу каждому участнику фестиваля. Потому что так должно быть в сказке.

Хроника последняя. С моралью и добрым советом

Немало среди нас таких, кто называет себя любителями фантастики и фэнтези. Мы читаем книги, выписываем журналы, спорим по форумам о том, какие книги — «рулез», а какие — «мастдай». Иногда бываем на конвентах — особенно охотно на тех, что проходят в родном городе или в ближайшей столице, в теплых и уютных домах отдыха, где номера со всеми удобствами и вежливые горничные снуют по этажам. Конечно, проделывая все это, любителями фантастики называться можно. Но вот чтобы называться настоящими любителями (а между просто любителями и настоящими — дистанции огромного размера!), по моему скромному мнению, нужно непременно посетить «Зиланткон». Кто там не был, жизни фантастической, считай, не видел. До этой осени я сам был таким — ненастоящим любителем. Запуганным до смерти рассказами о том, «что эти ролевики там вытворяют», удрученным заверениями о том, что «ролевики совершенно ничего не читают». Уверенным в том, что средневековью не найти места в нашем технократическом мире и потому лучше бы ему оставаться на страницах книг, ни на что не претендуя. Но меняться никогда не поздно. Достаточно лишь дождаться следующего ноября и взять билет на поезд, идущий в Казань — город Ленина, Лобачевского и Толкиена.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу<