(НЕ)ПРАВИЛЬНАЯ ФЭНТЕЗИ
Александра Альтман
Андронова Лора. По велению Грома: роман, повесть, рассказы. СПб.: Азбука-классика, 2004 480 с.
Сегодня рамки чистого жанра НФ, ли фэнтези ли, становятся все более тесными. Нынче все занимаются крово… простите, жанросмесительством, эклектикой или, в худшем, случае пародией. Дебютный сборник прибалтийской писательницы Лоры Андроновой «По велению Грома», в который вошли роман, повесть и несколько рассказов, тоже не укладывается в классические рамки фэнтези.
Роман «Подняться на башню» состоит из нескольких десятков практически самостоятельных рассказов. В простые, чтобы не сказать банальные жизненные ситуации органично включена фантастическая составляющая. Юноша, впервые убивший человека, остро переживает и пытается осмыслить случившееся. Зарвавшиеся маги-недоучки вдруг обнаруживают, что человеческая жизнь не самый удачный материал для опытов. Гениальный скульптор, его Галатея и их внезапная любовь неуместная, несвоевременная, невозможная, а от того еще более желанная. Все это до боли знакомо, но ведь еще в Екклезиасте было сказано, что в ближайшие несколько тысяч лет ничего нового на земле не предвидится.
Писательница делает все, чтобы читатель не заскучал: каждая история вполне законченное произведение и может существовать автономно (к примеру, глава «Господин пустыни» публиковалась в РФ №11 за 2003 год как самостоятельный рассказ). Но авторский замысел именно в том, чтобы сложить эти рассказы в единую мозаику романа.
Андронова не пытается поразить читателей невиданными лингвистическими изысками. Просто язык книги богатый, насыщенный,
вкусный. Не надо быть дипломированным филологом, чтобы насладиться ее стилем. Тут, кстати, уместно вспомнить еще один критерий, руководствоваться которым приличному критику вроде как не следeует: слишком это по-обывательски приземленно, неакадемично. И тем не менее, на мой субъективный взгляд, помимо различных прочих достоинств, книга должна быть ин-те-рес-ной! А если на каждой второй странице читателя одолевает тоска и он жадно косится на программу телепередач, то тут никакими «эстетическими концепциями» и «филигранным стилем» не оправдаешься. Роман «Подняться на башню» заглатывается на одном дыхании, просто потому, что читать его по-настоящему интересно. Но, в отличие от скороспелых бестселлеров, «читабельность» далеко не единственное достоинство этой книги.
Несмотря на кажущуюся пестроту романа, в тексте нет ничего лишнего в последнем акте все ружья непременно выстреливают. Но секрет прозы Андроновой не в обилии и разнообразии деталей. Интрига в другом: начав складывать элементы «по инструкции», читатель получает нечто совершенно другое. То есть, если верить обложке, аннотации и первым главам романа, нас ожидает типичная «биполярная фэнтези» со всеми ее атрибутами героем, драконами, эльфами, злым колдуном в неприступной башне и т.д. Но Лора Андронова поступает с этим миром весьма рационально: тщательно сохраняет то, за что, собственно, и любят фэнтези тысячи людей, и отказывается от того, за что другие тысячи считают этот жанр инфантильным.
Писательница обожает перевертыши и подмены ее герои носят маски, подчас очень замысловатые, и всю книгу нам приходится угадывать, кем же обернется в следующей главе уже, казалось бы, знакомый персонаж.
Вот и фэнтезийность романа «Подняться на башню» тоже оказывается несколько «неправильной». Мир спасают, но как-то неубедительно. Во-первых, интрига вовсе в не в этом, во-вторых, спасают его примерно на середине книги и, как это ни странно, не в последний момент, а в-третьих, ни о какой примитивной биполярности не может быть и речи. Нет смысла рассказывать, чем оказывается на поверку страшный черный колдун, но, поверьте, это впечатляет. Кроме того, писательнице удалось легко и элегантно избежать набивших оскомину штампов: в ее романе никто не воздевает рук, не плачет и не вопрошает о своей избранности, не останавливается посреди Самой Главной Решающей Битвы, чтобы коротенько, страниц на сорок, поговорить о Смысле Жизни. Но, оказывается, даже убрав все эти уже ставшие почти обязательными жанровые признаки, можно сохранить то обаяние сказки, без которого нельзя представить фэнтези. Остались рыцари, пусть не в доспехах, но зато со своими идеалами, прекрасные женщины, ради которых и мир спасти можно не задумываясь, и герои, верящие в высокое предназначение.
Наверное, именно на фоне романа рассказы, которыми дополнена книга, кажутся лишь звеньями неведомой нам пока цепочки, главами другого, ненаписанного еще романа. Исключением является разве что повесть «Игра»: и по проблематике, и по антуражу она стоит несколько обособленно от других произведений писательницы. Главная героиня повести помимо своей воли оказывается вовлеченной в грандиозную игру, нечто вроде хитроумной компьютерной «стратегии». В союзниках и противниках у девушки масса необычных существ, одно забавней другого там и падшие ангелы, и осиротевшие вампиры. Практически с самого начало ясно, что героиня победит в игре, но в финале нас ждет типичный андроновский переверыш.
А может быть, проза Лоры Андроновой попытка не столько выйти за пределы жанра, сколько раскрыть его настоящую суть? Нарушение жанровых канонов у писательницы выглядит не самоцелью, не попыткой самоутверждения молодого автора и не литературным хулиганством, а честным желанием отыскать не новую форму, а новое содержание…
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
|