НАСТОЯЩАЯ СКАЗКА ДЛЯ НАСТОЯЩИХ ПРИНЦЕСС
Наталья Градовая
Александра Егорушкина.
«Настоящая принцесса и Бродячий Мостик».
«Прайм-Еврознак», Санкт-Петербург. «Олма-Пресс», Москва, 2003г. 5000 экз.
Как это ни печально, русская детская литература переживает сейчас далеко не лучшие времена. Да, фантастика, которую на просторах СНГ по старой советской привычке считают близкой родственницей литературы детской, издается рекордными тиражами. Как и детские детективы. А вот детская фантастика и литературная сказка… Конечно же, переиздаются Носов, Софья Прокофьева и другие великолепные наши писатели. Современных сказок гораздо меньше. Цунами из переводных книг в первую очередь, конечно же, о Гарри Поттере затопило и наш украинский книжный рынок. Российские же фантасты упорно обходят своим вниманием детей и подростков. А ведь юные души и умы остро нуждаются в помощи в нелегком деле внутреннего становления, понимания и приятия окружающего мира. (
Прим. ред.
Нашу позицию в отношении таких недобросовестных коммерческих поделок, как сериал о похождениях Тани Гроттер, мы высказывали ранее, см. «РФ» №1, статья Романа Арбитмана «Принц Гарри и его эрзац-свита»).
«Настоящая принцесса и Бродячий Мостик» Александры Егоровой настоящая детская сказка, светлая, мудрая, о борьбе Добра со Злом, о детях, которые в этой борьбе проявляют свои лучшие качества. И дети эти живут в нашем мире, в городе Санкт-Петербурге, учатся в обычной школе, ездят в обычных троллейбусах. Скрипачка Лиза Кудрявцева, отличник Левушка Аствацатуров и шалопай Костя Царапкин и не подозревают о том, что судьбы их связаны, пока в один прекрасный день Лиза не обнаруживает, что обладает не просто абсолютным слухом но слухом супер-абсолютным! Такой исключительный слух позволяет услышать то, чего другие не слышать не могут как шелестят снежинки снегопада, как поют струны забытой скрипки, как переругиваются сосульки под крышей, как разговаривают каменные львы Леонардо и Леандро на Дворцовом мосту. Именно львы отводят девочку к Бродячему Мостику мостику, который соединил Санкт-Петербург с волшебным Радингленом, городом-королевством. И постепенно выясняется, что Лизина бабушка вовсе не шутила, приговаривая, что «настоящие принцессы держатся достойно в любых обстоятельствах»…
Это удивительно многоплановая, многослойная сказка. В ней нет и следа искусственного примитивизма, каким последнее время слишком, на мой взгляд, увлеклись детские писатели. Писать для детей гораздо тяжелее, нежели для взрослых это аксиома. Писать для детей «взрослым» полноценным, богатым, современным литературным языком, и писать интересно, увлекательно задача, которая далеко не каждому по силам. Александра Егорушкина справилась с этой задачей блестяще.
«Настоящая принцесса и Бродячий Мостик» сказка, повторюсь, не простая. В ней нет ни одного персонажа, который бы не оказывался кем-то или чем-то большим, чем на первый взгляд. Скрипка не просто волшебный инструмент, а инструмент магический. Юная скрипачка Лиза начинающая волшебница. Хулиганистый Царапкин, в полном соответствии со своим характером, еще и молодой глуповатый дракон, а толстощекий, серьезный Левушка потомок отважного гнома и паж принцессы. Рыжие Лизины кудри отличительная черта правящей династии, а ее строгая, но обожаемая бабушка, как выясняется, вдовствующая королева-мать в эмиграции (в изгнании?) (этот тончайший ретроспективный намек странным образом добавил сказке еще одну грань). Даже голубой попугай, не выносящий звуков музыки не только попугай. И еще один герой книги сам Санкт-Петербург постепенно приоткрывает нам свои волшебные тайны, о которых, впрочем, как теперь кажется, мы все интуитивно догадывались. Лишь негодяи в этой сказке, вполне современные, зомбирующие население целого королевства и наводящие морок-иллюзию на тех, кто зомбированию смог сопротивляться негодяи и есть, предприимчивые, амбициозные, честолюбивые и беспринципные, именно такие, какими и бывают негодяи во все времена.
Городская сказка, написанная Александрой Егорушкиной, замечательным образом напоминает знакомые нам с детства книги, например, «Девочка по имени Глазастик» и «Лоскутик и Облако» Софьи Прокофьевой или почти позабытое «Королевство Кривых зеркал» Виталия Губарева. Королевство Радинглен, выписанное автором по всем законам жанра фентези, «цельным, внятным и самодостаточным, со своей внутренней логикой и непротиворечивыми правилами игры»*, служит, тем не менее, лишь фоном для главных событий этой книги. Событий, которые происходят вовсе не на улицах и площадях двух городов, не в подземельях гномов и не в королевском дворце.
Основой сказки Егорушкиной является не столько захватывающий сюжет, сколько прекрасно выписанные характеры героев, мотивация их поступков и логичность их действий. Главное, о чем рассказывает нам писательница это изменения, которые происходят в характерах детей, в их восприятии мира и самих себя. Принцесса Елизавета-Лиллибет, поверившая в свои силы и ощутившая ответственность за свой город и за свой народ, дракон Костя Конрад, нашедший, наконец-то, применение своей неуемной энергии и жизненные ориентиры, Лев Аствацатуров, осознавший свою принадлежность к гномьему племени и гордый этим родством это важнейшие итоги невероятных приключений питерских школьников в волшебной стране.
Благородство, честь, отвага, чувство долга, дружба и взаимовыручка вот те качества, которые помогли героям Александры Егорушкиной справиться со злом. И магия здесь совершенно не при чем.
* Всеволод Бродский
P.S. Целиком и полностью отдавая себе отчет в том, что по меньшей мере странно писать рецензию на книгу, вышедшую практически год назад, не высказаться все же не могу. Тем более, что книга эта на книжных прилавках Украины так и не появилась, а между тем, ее до сих пор можно приобрести в любом книжном интернет-магазине России.
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
|