ПАРАДОКСЫ И ДИНОЗАВРЫ МАЙКЛА СУЭНВИКА
Владимир Пузий
Майкл Суэнвик. Кости земли. /Пер. с англ. А. Панасюк. М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. 336 с. (Альтернатива. Фантастика) Тираж 5 100 экз.
У Майкла Суэнвика писательская судьба в России как-то не сложилась: в середине девяностых два его романа выходили в провальной с коммерческой точки зрения серии «Виртуальный мир» («Вакуумные цветы» и «Путь прилива»), один в «Веке дракона» («Дочь железного дракона»). И с тех пор длительный перерыв. Хотя романы были по достоинству оценены истинными любителями умной, нестандартной фантастики (а эссе Суэнвика, входившие в те книги, давно растащили на цитаты), для издателей он оставался автором не слишком интересным.
И вот наконец выпущен относительно новый, 2002-го года, роман «Кости земли». Первое впечатление перед нами совсем другой Суэнвик. Талантливый? безусловно. Умеющий закрутить интригу и держать читателя в напряжении? и не сомневайтесь! Способный высказать целый ряд интересных идей и выстроить на их основе увлекательную книгу? да.
Но при этом «Кости земли» роман не такой безумный и фантасмагоричный, как те, прежние книги Суэнвика. Он вполне укладывается в рамки твердой НФ (причем именно «Н», т.к. здесь хватает и ученых, и научных гипотез, и вполне научно обоснованной картины мира будущего). Никакого «в стиле рок-н-ролл», обещанного в аннотации, вы здесь не обнаружите но, пожалуй, это не такая уж беда. Просто Суэнвик бывает разным, и в этом нет ничего плохого.
Итак, «Кости земли» роман о путешествиях во времени, о связанных с ними парадоксах, о палеонтологах и о динозаврах. Оказывается, Майкл Крайтон своими «Парком юрского периода» и «Затерянным миром» не закрыл благодатную тему динозавромании. Хотя книга Суэнвика лаконичнее и в то же время насыщенней идеями.
Роман начинается с визита некоего Гриффина к палеонтологу Ричарду Лейстеру. Гриффин предлагает тому новую работу но она будет оплачиваться столь же низко, как и нынешняя, а при этом Лейстер обязан дать письменное разрешение, чтобы ФБР установило за ним наблюдение. Лейстер задает вполне резонный вопрос: а чем же намеревается Гриффин его привлечь? Тот молча протягивает ученому холодильный контейнер и уходит. Лейстер открывает контейнер. Там лежит отрезанная и замороженная голова стегозавра, который совсем недавно был жив...
Когда Гриффин появляется снова только через полгода! можете себе представить, как мучился все это время палеонтолог, вынужденный молчать о странном подарочке! Лейстер, разумеется, дает свое согласие на все: и на слежку, и на сотрудничество с конторой, которую представляет таинственный незнакомец.
Оказывается, некие Неизменные (никакие не «чужие» еще одна ложь аннотатора) дали человечеству возможность путешествовать во времени. Но только в мезозой да в самое ближайшее прошлое-будущее (около 100 лет). Поэтому доселе не слишком престижная профессия палеонтолога вдруг становится одной из самых значительных. Общество начала 21 столетия (действие происходит с 2010 по 2090 г., но не линейно; плюс путешествия в мезозой и в 250 млн.-й год нашей эры) так вот, общество начала 21 ст., разумеется, находит множество способов превратить знания, полученные палеонтологами, в звонкую монету: это и фотоальбомы, и фильмы, и патентование латинских названий новооткрытых видов (при этом в латынь вплетаются торговые марки конечно же, не бесплатно!), и фигурки динозавров, и экскурсии в мезозой, и блюда из динозаврятины...
При этом волей-неволей возникает масса ситуаций, которые могли бы привести к временн
ым парадоксам и Гриффин со своими подчиненными обязан строжайшим образом предупреждать такие парадоксы. А ведь помимо любопытных ученых и авантюристов всех мастей есть фанатики-верующие, которые то и дело норовят устроить теракт-другой и тем самым подорвать (уж простите за каламбур) авторитет всего проекта. Словом, забот хватает.
К счастью, Суэнвик не только умеет выстраивать сюжет, но и создавать живые, психологически достоверные образы персонажей. Взбаламошная, фонтанирующая идеями Гертруда Сэлли; Гриффин, для которого долг превыше всего; Лейстер, вдруг получивший от судьбы неслыханный, королевский подарок и теперь исследующий живых динозавров...
Наверное, именно благодаря тому, что герои Суэнвика обретают плоть и кровь, финал романа настолько сильно цепляет читателя. А он таки цепляет. Ведь книга заканчивается весьма неоднозначно грустно, да, но грусть эта светлая. При этом Суэнвик исподволь наводит читателя на размышление о вечных вопросах: о роли человечества в масштабах всего мироздания, о жизни и смерти, о том, что является истинными ценностями, а что преходящими.
Отдельно следует отметить неожиданно качественный перевод (что после изданий Блэйлока или Геймана приятно удивляет), а также комментарии, весьма внятные и по делу. Единственная замеченная оплошность переводчика: триасовый период назван триасским. В остальном же все на уровне. Конечно, книге не помешал бы небольшой иллюстрированный справочник с изображениями, хотя бы черно-белыми, упоминаемых в романе динозавров... но, как говорится, нет предела совершенству.
Словом, возвращение Суэнвика в новом качестве прошло, на мой взгляд, вполне успешно: «Кости земли» интересный, умный, насыщенный идеями и характерами роман. Хотелось бы пожелать издателям на этом не останавливаться!
|