№10(26)
Октябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ПАРАДОКСЫ И ДИНОЗАВРЫ МАЙКЛА СУЭНВИКА

Владимир Пузий


Майкл Суэнвик. Кости земли. /Пер. с англ. А. Панасюк. — М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. — 336 с. — (Альтернатива. Фантастика) — Тираж 5 100 экз.

У Майкла Суэнвика писательская судьба в России как-то не сложилась: в середине девяностых два его романа выходили в провальной с коммерческой точки зрения серии «Виртуальный мир» («Вакуумные цветы» и «Путь прилива»), один — в «Веке дракона» («Дочь железного дракона»). И с тех пор — длительный перерыв. Хотя романы были по достоинству оценены истинными любителями умной, нестандартной фантастики (а эссе Суэнвика, входившие в те книги, давно растащили на цитаты), для издателей он оставался автором не слишком интересным.

И вот наконец выпущен относительно новый, 2002-го года, роман «Кости земли». Первое впечатление — перед нами совсем другой Суэнвик. Талантливый? — безусловно. Умеющий закрутить интригу и держать читателя в напряжении? — и не сомневайтесь! Способный высказать целый ряд интересных идей и выстроить на их основе увлекательную книгу? — да.

Но при этом «Кости земли» роман не такой безумный и фантасмагоричный, как те, прежние книги Суэнвика. Он вполне укладывается в рамки твердой НФ (причем именно «Н», т.к. здесь хватает и ученых, и научных гипотез, и вполне научно обоснованной картины мира будущего). Никакого «в стиле рок-н-ролл», обещанного в аннотации, вы здесь не обнаружите — но, пожалуй, это не такая уж беда. Просто Суэнвик бывает разным, и в этом нет ничего плохого.

Итак, «Кости земли» — роман о путешествиях во времени, о связанных с ними парадоксах, о палеонтологах и о динозаврах. Оказывается, Майкл Крайтон своими «Парком юрского периода» и «Затерянным миром» не закрыл благодатную тему динозавромании. Хотя книга Суэнвика лаконичнее и в то же время насыщенней идеями.

Роман начинается с визита некоего Гриффина к палеонтологу Ричарду Лейстеру. Гриффин предлагает тому новую работу — но она будет оплачиваться столь же низко, как и нынешняя, а при этом Лейстер обязан дать письменное разрешение, чтобы ФБР установило за ним наблюдение. Лейстер задает вполне резонный вопрос: а чем же намеревается Гриффин его привлечь? Тот молча протягивает ученому холодильный контейнер и уходит. Лейстер открывает контейнер. Там лежит отрезанная и замороженная голова стегозавра, который совсем недавно был жив...

Когда Гриффин появляется снова — только через полгода! можете себе представить, как мучился все это время палеонтолог, вынужденный молчать о странном подарочке! — Лейстер, разумеется, дает свое согласие на все: и на слежку, и на сотрудничество с конторой, которую представляет таинственный незнакомец.

Оказывается, некие Неизменные (никакие не «чужие» — еще одна ложь аннотатора) дали человечеству возможность путешествовать во времени. Но — только в мезозой да в самое ближайшее прошлое-будущее (около 100 лет). Поэтому доселе не слишком престижная профессия палеонтолога вдруг становится одной из самых значительных. Общество начала 21 столетия (действие происходит с 2010 по 2090 г., но не линейно; плюс — путешествия в мезозой и в 250 млн.-й год нашей эры) — так вот, общество начала 21 ст., разумеется, находит множество способов превратить знания, полученные палеонтологами, в звонкую монету: это и фотоальбомы, и фильмы, и патентование латинских названий новооткрытых видов (при этом в латынь вплетаются торговые марки — конечно же, не бесплатно!), и фигурки динозавров, и экскурсии в мезозой, и блюда из динозаврятины...

При этом волей-неволей возникает масса ситуаций, которые могли бы привести к временн ым парадоксам — и Гриффин со своими подчиненными обязан строжайшим образом предупреждать такие парадоксы. А ведь помимо любопытных ученых и авантюристов всех мастей есть фанатики-верующие, которые то и дело норовят устроить теракт-другой и тем самым подорвать (уж простите за каламбур) авторитет всего проекта. Словом, забот хватает.

К счастью, Суэнвик не только умеет выстраивать сюжет, но и создавать живые, психологически достоверные образы персонажей. Взбаламошная, фонтанирующая идеями Гертруда Сэлли; Гриффин, для которого долг — превыше всего; Лейстер, вдруг получивший от судьбы неслыханный, королевский подарок и теперь исследующий живых динозавров...

Наверное, именно благодаря тому, что герои Суэнвика обретают плоть и кровь, финал романа настолько сильно цепляет читателя. А он таки цепляет. Ведь книга заканчивается весьма неоднозначно — грустно, да, но грусть эта светлая. При этом Суэнвик исподволь наводит читателя на размышление о вечных вопросах: о роли человечества в масштабах всего мироздания, о жизни и смерти, о том, что является истинными ценностями, а что — преходящими.

Отдельно следует отметить неожиданно качественный перевод (что после изданий Блэйлока или Геймана приятно удивляет), а также комментарии, весьма внятные и по делу. Единственная замеченная оплошность переводчика: триасовый период назван триасским. В остальном же — все на уровне. Конечно, книге не помешал бы небольшой иллюстрированный справочник с изображениями, хотя бы черно-белыми, упоминаемых в романе динозавров... но, как говорится, нет предела совершенству.

Словом, возвращение Суэнвика в новом качестве прошло, на мой взгляд, вполне успешно: «Кости земли» — интересный, умный, насыщенный идеями и характерами роман. Хотелось бы пожелать издателям на этом не останавливаться!



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

&