№11(27)
Ноябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЗАВТРА ДЛЯ ЧЕМПИОНОВ

Лев Гурский


«Будущее светло и прекрасно, — учил нас Николай Гаврилович Чернышевский. — Тырьте из него все, до чего сможете дотянуться своими ручонками». Слова хорошие, но современный кинематограф, увы, идет вразрез чаянием революционера-демократа, изображая будущее, из которого ничего извлекать не хочется. Мало того: на это будущее порой и смотреть-то тошно. Однако приходится.

Шеф, до Сириуса не подбросишь?

Фильм Гарта Дженнингса «Автостопом по Галактике» (The Hitchhicker's Goude To The Galaxy, Великобритания, 110 минут, «Видеосервис», 2005) зрители ждали с надеждой. История создания этой картины растянулась на много лет. Сперва лондонский писатель-юморист Дуглас Адамс сочинил несколько радиопьес про землянина Артура Дента, вынужденного шататься по Вселенной. Потом, на волне успеха, пьесы были переработаны в роман (постепенно романов стало несколько), потом появился мини-сериал... Сам Дуглас Адамс, стоявший у истоков киноверсии своего романа, скончался еще в 2001 году, однако успел приложить руку к сценарию и даже придумать дополнительного персонажа, отсутствующего в романе, — киборгообразного руководителя секты по имени Хумма Кавала (Джон Малкович — «Мэри Райли»), который поручает одному из персонажей найти чудо-оружие. В целом же сюжет фильма частично соответствует фабуле первых трех томов романа. Уже упомянутый выше лондонец Артур Дент (Мартин Фриман — «Реальная любовь») и его дружок-инопланетянин Форд Префект (Мос Деф — «Ограбление по-итальянски») после гибели Земли отправляются странствовать по Галактике. Судьба заносит их в компанию бывшего президента Галактики, трехрукого и двухголового Зафода (Сэм Рокуэлл — «Признание опасного человека»), который вместе с бывшей подружкой Артура, Триллиан (Зуи Дешанель), и круглоголовым роботом-мизантропом Марвином должны отыскать Вселенский Вопрос (поскольку Вселенский Ответ — «42» — компьютером уже даден). В финале выясняется, что именно Земля и была тем супер-пупер компьютером, который должен был найти искомый вопрос. Авторы фильма порадовали некоторыми отдельными визуальными находками (к примеру, вторая голова Зафода оказалась не на шее, а где-то под ней) и неплохой пояснительной мультипликацией. Однако, посмотрев фильм, понимаешь: «разговорную» юмористику переводить на язык кино довольно скучно. Эпизоды мелькают, мотивировки урезаются, а влияние Голливуда добавляет лоска и пафоса. Не случайно в финале картины старец-демиург Слартибартфаст (Билл Найи — «Зомби по имени Шон»), некогда проектировавший Землю, восстанавливает планету со всем ее содержимым. В свою очередь, девушка Триллиан (осознавшая, что любит именно Артура) целуется с главным героем. Хэппи-энд. Можно путешествовать дальше, и всегда есть куда вернуться.

Ханука в опасности

Кстати о восстановлении справедливости. Вдохновленный фильмом Рона Хауарда «Гринч, похититель Рождества», режиссер Джонатан Кессельман снял картину «Убойный молот» (The Hebrew Hammer, США, 90 минут, «Екатеринбург-арт», 2005), пародийно-издевательскую версию — историю о том, как плохой сын Санта-Клауса Дэмиен (подозрительно похожий на певца Укупника актер Энди Дик) решил украсть у евреев праздник Хануку. Перед этим злодейский Санта-младший замочил собственного папашу, привязав к рогам северных оленей по паре мясницких тесаков... Вот так евреи всего мира и остались бы без своего веселого праздника, если бы одноглазый шеф Лиги Еврейской Справедливости Блуменбергенштайненталь (Питер Койот — «Инопланетянин») не упросил свою дочь Эстер (Джуди Грир — «Таинственный лес») привлечь к этому делу мрачного местного джедая Мордехая Джефферсона Карвера (Адам Голдберг — «Пророчество») по прозвищу Убойный Молот. Поскольку герой не может совершать подвиги по субботам, Карвер объединяет усилия с Мохаммедом Али Полой Абдул Рахимом (Марио Ван Пиблз — «Горец-3»), лидером Фронта Освобождения Кванзы (африканского зимнего праздника). Режиссер настолько энергично издевается над всеми национальными стереотипами, что порой перегибает палку (скажем заботливая Еврейская Мамочка — Нора Данн — выглядит в фильме сущим монстром). Зато малогабаритному актеру Тони Коксу повезло: в один год он ухитрился сняться сразу в двух фильмах про Плохого Санту. Если в одной из лент герою не поздоровилось, то в картине Кессельмана персонаж в финале получает все, о чем может мечтать маленький эльф. А именно — должность хорошего Санта-Клауса. Поскольку плохой Санта должен сидеть в тюрьме!

Одноразовый принц

А вот вам еще одна сказка, тоже практически без признаков фэнтези: лента Жюльена Вребо «Тайна империи» (The Emperor's Wife, Великобритания — Нидерланды — Бельгия — Люксембург, 97 минут, «Екатеринбург-арт», 2005). Действие происходит в некоей далекой стране, разделенной на семь провинций. Страной правит Император (Макс Бизли — «В последний момент»), его правая рука — Гофмейстер (Джонатан Рис-Майерс — «Титус»). Императрица (Розанна Пастор) никак не может забеременеть. Она не знает о существовании тайного правила: если в течение семи лет не рождается наследник, то Император выбирает новую жену из числа дочерей губернаторов провинций. Выбор падает на своенравную красноволосую Сабу (Летисия Долера), которая влюблена в одного из мятежников, воюющих с императорским режимом. Но, попав во дворец, девушка влюбляется в Гофмейстера. Ситуация усугубляется тем, что Император бесплоден, и естественным путем наследник не может появиться ни у одной из жен... Режиссер снял мрачноватую сказку, в которой нет почти ничего сказочного и уж точно отсутствует всяческое волшебство. Красавчик Рис-Майерс играет такое изысканное, почти бесполое — и одновременно самоотверженное — существо, что чувство жалости переполняет не только Сабу, но и зрителя. Фильм заканчивается как будто хэппи-эндом, но особого веселья быть не может. Хотя бы потому, что с императором-тряпкой и императрицей-стервой жизнь в стране будет не слишком радостной... Так чего, собственно, хотели мятежники? Неужто демократической республики? Авторы картины об этом стыдливо умалчивают, а жаль.

Однажды в Узбекистане

Взгляды голливудских фильмоделов порою падают на республики бывшего СССР, но чаще всего реальных тамошних проблем киношники не видят в упор, ибо сценаристы совсем другим озабочены. Потому-то смотреть картину Роберта Сингера «Война без правил» (War Stories, США, 90 минут, «Екатеринбург-арт», 2005) любопытно, но не более того. Действие фильма разворачивается в недалеком будущем в Узбекистане, где, по мнению сценаристов фильма, уже кипит полномасштабная война между существующим в стране авторитарным режимом (его поддерживают Штаты) и исламистской оппозицией (ее поддерживает Аль-Каида). Узбеки в фильме бывают трех разновидностей: женщины и дети — раз, мрачные небритые личности в тюрбанах, в восточных халатах и с автоматами (исламисты) — два, мрачные бритые личности в советской военной форме с такими же «калашниковыми» (регулярные войска правящего режима) — три. Известный актер Джефф Голдблюм, привычный к экзотическим ролям («Муха», «Парк Юрского периода»), изображает тут честного американского журналиста Бена Дансмора, который прибыл в Узбекистан исполнять свой долг. Вместе с фотографом Норой Карр главный герой старается быть объективным и показывать войну разносторонне (осуждая, например, соотечественников, которые разбомбили лагерь мирных беженцев). В глазах американцев он начинает выглядеть едва ли не пораженцем и чуть ли не предателем, зато глава местного отделения Аль-Каиды соглашается дать интервью именно Бену и Норе. Слишком поздно главный герой понимает, что его идеализм цинично — и действенно — используют спецслужбы США... Главный фантастический момент в фильме — это когда американцы уничтожают фанатика-шейха (не Бен Ладен!), который признался в организации теракта 11 сентября 2001 года. Что ж, если нельзя замочить негодяя в реальности, это можно сделать хотя бы в кино.

Бомба, которая всегда с тобой

О том, что бороться с криминалом можно путем отгораживания резерваций, киношники усвоили давным-давно, а лучше всех этот сюжет разыграл Джон Карпентер в «Побеге из Нью-Йорка» и в «Побеге из Лос-Анджелеса», где одноглазый качок по фамилии Плискин дважды отправлялся в самое пекло и дважды выходил относительно невредимым. В начале третьего тысячелетия историю бандитского гетто решил разыграть бывший режиссер, а ныне сценарист и продюсер Люк Бессон («Леон»), который поставил режиссеру-дебютанту Пьеру Морелю предельно простую задачу: сделать так, чтобы действие неслось полным ходом, а зритель постоянно был в напряжении, следя за трюками, мелькающими с бешеной скоростью. Сняв картину «13-й район» (Banlieue 13, Франция, 90 минут, «Союз-видео», 2005), Морель выполнил задачу... Итак, вновь недалекое будущее. Особо криминальный район Парижа обнесен стеной, и там царит бандитский беспредел. Однажды гангстеры из банды Тахо похищают ядерную боеголовку. Часовой механизм включен, и спасти двухмиллионный район Парижа может лишь полицейский Дамьен Томасо (Сирил Раффаэлли — «Такси-2»). Но разобраться в сложной обстановке полицейский не сумеет без помощи крутого парня Лейто (Давид Белль — «Ямакаси»), у которого к Тахо свои счеты: бандит взял в заложницы сестру Лейто... Два лихих французских актера-каскадера, сменивших на посту змея Плискина, большинство головокружительных трюков исполнили сами и показали высокий класс. Что же касается сценарного мастерства, то Бессон изобразил ближайшее будущее гораздо более халтурно, нежели будущее отдаленное в «Пятом элементе». У здешних гангстеров — все те же шпалеры плюс автоматы Калашникова, у здешних полицейских — сегодняшние шлемы и бронежилеты, и даже пульт управления ядерной боеголовкой до смешного похож на обычный дверной кодовый замок. Финальный финт (с бомбой все не так просто, как казалось героям) просчитывается довольно быстро, да и никто не сомневается, что к концу оба главных героя тоже поймут главную фишку... Кстати, строить декорации района-изгоя специально не пришлось. Все готовенькое авторы фильма получили в Румынии, где и сняли всю картину. А Эйфелеву башню на горизонте потом просто приклеили.

Спаситель — одноглазый Райан

Когда-то давным-давно, еще в мирное время, на Земле, как вспоминает главный герой фильма, «не было ни мутантов, ни каннибалов. В городах жило много людей. Было много еды. И книг». Увы, к 2084 году, когда разворачивается действие постапокалиптической ленты Джошуа Батлера «Долина смерти» (Deathlands, США, 90 минут, «Премьер-мультимедиа», 2005), людей на планете осталось мало, еды и книг — тоже, зато каннибалов с мутантами — хоть отбавляй. Все это — последствия Третьей мировой. Картины озверения и запустения знакомы зрителю по трем сериям «Безумного Макса», и ничего нового авторы нынешней ленты не придумали. На территории бывших Соединенных Штатов живут разрозненные группки людей, погруженных в средневековый образ жизни. Все кое-как кормятся и лишь некоторых граждан обуревают высокие порывы. Месть, например. Два десятилетия назад главный герой картины Райан Коудер (Винсент Спано — «Оскар»), лишившись одного глаза и едва не погибнув, вынужден был бежать из замка своего отца Титуса (Колин Фокс — «Детоксикация»), который был убит в результате заговора его новой жены Рейчел (Трэйси Лордс — «Блэйд») и его сына Харви (Элан Питерсон — «Детоксикация»). Теперь Райан вместе с командой — полумутанткой Кристи Рот (Джениа Лэно), оружейником Дж.Б.Диксом (Клифф Сондерс — «Открытый простор»), мутантом Джеком (Натан Картер) — возвращаются в родовое гнездо главного героя, где царят мрачные тоталитарные нравы. Герой, который своей повязкой на глазу трогательно напоминает упомянутого выше Змея Плискина из фильмов Карпентера, хочет отомстить братцу-узурпатору. Добрая половина кадров тонирована мучительно-красным цветом — дабы скрыть скудость грима, костюмов и амуниции. Сюжет построен так топорно, что и негодяи сто раз имеют шанс без проблем уничтожить мстителя (но шансом не пользуются), и положительные герои могут легко сковырнуть осиное гнездо (но медлят). В результате главные поединки происходят в последние десять минут. Единственный забавный момент во всей картине: герои почему-то называют бластером обыкновенную винтовку М-16. Космической фантастики, что ли, насмотрелись?



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005