№9(37)
Сентябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

СУММА ВСЕХ СТРАХОВ

Роман Арбитман


Майкл КРАЙТОН. Государство страха: Роман. — М., «ЭКСМО», 2006 (серия «Mystery Line»).

Американский миллиардер Джордж Мортон, один из крупнейших филантропов США, внезапно узнает, что его деньги, перечисляемые в фонд экологического движения НФПР — «Национальный фонд природных ресурсов», — идут вовсе не на охрану лесов или вымирающих животных. Мортон приостанавливает очередной десятимиллионный транш — и в тот же день таинственно погибает в автокатастрофе. В результате загадочных несчастных случаев гибнет несколько ученых. Мучительная смерть — то от электрических разрядов, то от утопления, то от укуса ядовитого осьминога — грозит и тихому юристу Питеру Эвансу, адвокату из конторы «Хассл энд Блэк»: Эванс тоже имел неосторожность усомниться в честности намерений организаторов НФПР. Лишь благодаря помощи спецагента Кеннера и отважной секретарши Мортона, Сары, Эвансу удается не просто спасти жизнь, но и понять смысл опасной игры главы НФПР Николаса Дрейка, готового подвергнуть смертельной опасности сотни тысяч ни в чем не повинных жителей планеты Земля...

Имя писателя Майкла Крайтона входит в золотую десятку авторов рейтинговых бестселлеров. Его популярность проще всего объяснить причастностью к голливудской «фабрике грез» («Парк юрского периода» поставлен именно по его роману). Однако при чтении недавнего романа Крайтона «Государство страха» (State of Fear), вновь осознаешь: дело не в киношной ауре, окружающей романиста.

И англоязычному читателю, и русскоязычному Крайтон люб своим пренебрежением к теперешним стереотипам. В отличие от многих послушных коллег, писатель не злит читателя политкорректностью — качеством полезным в уместных количествах и тошнотворным в больших дозах. Отдав положенную дань социальному критицизму в ранних своих романах «Штамм «Андромеда» и «Человек-компьютер» (гадкое правительство, гадкие корпорации, а простой человек — весь в белом), писатель быстро разучился ходить в ногу и принялся целенаправленно раздражать ревнителей такой дружной ходьбы «неправильными» уклонениями в сторону.

В «Восходящем солнце», к примеру, автор, ни разу не оступившись в болото ксенофобии, сумел весьма эмоционально рассказать об японской экономической экспансии в Америке. Романом «Разоблачение» Крайтон привел в ярость современных адепток «феминизма без берегов», по-новому взглянув на sexual harassment (сексуальное домогательство в служебное время): в романе начальница-женщина пыталась изнасиловать подчиненного-мужчину, и тот был вынужден защищаться в суде. В романе «Крылья» автор покусился на принципы свободной прессы, на Первую поправку к Конституции США. В «Рое» — вступил в бой с нанотехнологиями, поведав о возможных опасных сторонах этих рукотворных чудес. В «Государстве страха» автор посягает на «священную корову» последней четверти минувшего столетия — экологическое движение, приобретшее за последние тридцать лет огромное влияние, колоссальные деньги и явные политические перспективы. Только в США, указывает один из героев романа, «природоохранительные организации распоряжаются примерно полумиллиардом долларов в год. И что они делают с этими деньгами, никому точно неизвестно...»

Было бы явным преувеличением говорить о том, будто Крайтон мечтает заткнуть рот борцам за окружающую среду. Однако он в своей книге старательно проверяет на прочность романтический стереотип воина с Загрязнителями Природы как некоего Ланцелота, рыцаря Справедливости, бесстрашного «разгребателя грязи» и стойкого защитника интересов простых граждан Земли — то есть разрушает светлый образ, не без помощи журналистов укоренившийся в массовом сознании (и американском, и европейском). Собственно, и до Крайтона кое-кто из внимательных граждан замечал, что «зеленые» экстремисты все чаще берут на вооружение методы террористов, а взгляды защитников природы эволюционируют в сторону очевидной (порой за гранью здравого смысла) технофобии и фундаментализма. Кое-кто из «зеленых» договаривается до того, что природу надо если не «освободить» от человечества, то, как минимум, серьезно ограничить людей в правах и свободах. А если люди будут сопротивляться, то в светлое экологически чистое будущее их придется загонять с помощью лжи и насилия — все, мол, средства хороши.

В «Государстве страха» Крайтон повествует о том, что пресловутое «глобальное потепление» — лишь жупел, искусная страшилка, призванная выкачать из доверчивых граждан как можно больше денег. С цифрами, ссылками на публикации в научной периодике, графиками и диаграммами (всего этого в беллетристическом произведении много, очень много, утомительно много) автор доказывает, что данные экологов аккуратно подтасованы, а будущее человечество — далеко не так страшно, как обещают «зеленые» алармисты. Однако, подчеркивает писатель, человечество верит в печальные перспективы, поскольку за долгие годы научилось жить на «допинге» страха. «На протяжении полувека государства Запада поддерживали своих граждан в состоянии постоянного страха, — рассуждает один из персонажей романа. — Страх перед Советами. Страх ядерной войны. Коммунистической угрозы. Железного занавеса. Империи зла. Ну а в странах с коммунистическим режимом все было то же самое, только с точностью до наоборот. Страх перед Америкой, перед проклятыми капиталистами. И вдруг осенью 1989 года всему этому пришел конец. Все исчезло, разлетелось в прах. Кончилось. Падение Берлинской стены создало вакуум страха. А природа, как известно, не терпит пустоты. Вакуум следовало чем-то заполнить...»

По мнению романиста, страхи перед «глобальным потеплением» оказались как нельзя кстати. А чтобы их подогреть еще больше, главные антигерои романа (то есть Николас Дрейк и компания) готовят по всему миру «демонстрацию» примеров — как раз к проводимой международной конференции: от льдов Антарктиды должен отколоться огромный айсберг, а побережье США подвергнуться внезапной атаке цунами (и то, и другое событие спровоцировано экстремистами, научившимися «точечно» управлять погодными явлениями). Майкл Крайтон пишет в жанре так называемого технотриллера: это — фантастический детектив или детектив с элементом фантастики. «Отцом» американского технотриллера по привычке называют Тома Клэнси, однако Крайтон вступил на эту дорожку раньше и первым делом начал умело стирать грань между НФ литературой и литературой реалистической.

В шестисотстраничном романе найдется место и погоням, и схваткам со злодеями, и длиннющим лекциям (об истории экологии, лесах, парках, природе цунами, географии Антарктиды и мн. др.). Поскольку Крайтон работает в массовой литературе, то «хэппи-энд» неизбежен (катастрофа предотвращена, положительные герои уцелели). Но поскольку Крайтон еще и полемист, он заканчивает книги мрачноватыми рассуждениями о том, что человечество так и не научилось по-настоящему, без спекуляций и подтасовок, сохранять природу. И что массовое сознание людей, привыкших выдавать желаемое за действительное, изрядно мистифицировано... Иными словами, к уже существующим страхам Крайтон прибавляет еще один — перед экологами. С чем мы человечество и поздравляем.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров