НЕРАЗДЕЛИМЫЙ ЗОРИЧ
Мария Галина
Александр Зорич. Ничего святого. Повести и рассказы. М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. 413 (Звездный лабиринт).
Когда у писателя выходит не роман, и не цикл романов, а сборник рассказов, значит, этот писатель прочно завоевал свое положение в мире фантастики. К писателю Александру Зоричу это относится в полной мере. Подтверждением тому премия «Расширяющаяся вселенная», врученная этому писателю на прошлом Портале. И вообще, Зорич уже известен любителям фантастики настолько, что никого не удивит тот факт, что на обложке изображены два человека, причем с явным портретным сходством. Оба молоды и красивы, и оба, как убедится читатель сборника, весьма интеллектуальны. И ироничны впрочем, одно напрямую связано с другим. «Бинарная» природа писателя Зорича проявляется во всем; и в выборе темы, и в интерпретации ее. Так, повесть «Топоры и Лотосы это, с одной стороны, вполне профессионально написанная космическая опера, с другой, притча о взаимоотношениях Цивилизации и Культуры. Выясняется, что не высокие технологии, а именно культурный опыт делает человечество человечеством. И отказавшись от него, человечество рискует отказаться от себя.
Несколько лет назад известная поэтесса Елена Фанайлова назвала свой сборник «С особым цинизмом». Ничего особо циничного в ее стихах (очень интересных и ярких) лично я не нашла, но название запомнилось. То же и с называнием новой книги Александра Зорича. Да, центральная повесть сборника, повествующая о любви, верности и предательстве, действительно называется «Ничего святого». А могла бы называться, скажем, «Ради всего святого». Писатель Зорич не только бинарен, но и амбивалентен.
«Ничего святого» более-менее традиционная фэнтези; с замком на скале, прекрасной девой, коварным соблазнителем и верным пажом. Впрочем, ироничный Зорич выворачивает традиционный сюжет наизнанку; прекрасная дева превращается в мерзкое страшилище, из праха коварного соблазнителя вырастают цветы, и только верный паж остается верным. Однако преданность и вечная любовь в его исполнении слегка отдают абсурдом.
К этой повести примыкают еще четыре новеллы из «сармонтазарского цикла», самая трогательная из которых («Серый тюльпан») исподволь открывает читателю метафизические и эзотерические тайны предлагаемого мира, а самая причудливая и элегантная («О, сергамена!») вполне могла бы выйти из под пера какого-нибудь интеллектуала латиноамериканской школы. И в этом тоже проявляется двойственность, а вернее, множественность Зоричей. Хотите черный технотриллер («Хэллоуин») пожалуйста! Хотите интеллектуальную космооперу вот она! Культурологическую пародию («Конан и Смерть», знакомая читателям «РФ») мы и это можем!
Краткие предисловия к каждому тексту поясняют, что именно задумали сделать Зоричи. Как они это сделали видно из самого текста.
Девиз Дома Лорчей из сармонтазарского цикла: «Если не можешь сделать что-либо хорошо, сделай это плохо!»
К Зоричам это не относится.
|