ДУША ПАРМЫ
Василий Владимирский
Алексей Иванов. Сердце пармы: Роман-легенда. М.: Пальмира, 2003. 480 с.
Да-да, это тот самый Алексей Иванов впервые появившийся на Малеевском семинаре одновременно с Сергеем Лукьяненко и Владимиром Васильевым, тот, чья дебютная повесть «Охота на «Большую Медведицу», опубликованная в «Уральском следопыте», вызвала ожесточенные споры в фэндоме, а экспериментальная «Земля-сортировочная» пошла под нож вместе с тиражом алматинского журнала «Миры». После космической оперы «Корабли и галактика», принятой критикой в штыки, Иванов на десять лет исчез из литературы, чтобы вернуться к читателям триумфатором. Первая его авторская книга, «Чердынь княгиня гор», опубликованная в Перми, сразу же была переиздана в Москве под названием «Сердце Пармы» и номинирована на премию «Национальный бестселлер». Награду она, правда, не получила, но собрала весьма благоприятные отклики прессы, что тоже немало.
Эпический «роман-легенда» Алексея Иванова начинается вполне традиционным для историко-приключенческого жанра образом: с похищения группой авантюристов языческого идола, легендарной Золотой Бабы, которой поклонялись народы, населяющие земли вдоль Каменного Пояса. Вдогонку за святотатцами пускается отряд вогулов: чужаку, видевшему лик богини, суждено умереть, кем бы он ни был простым ушкуйником или самим князем Великопермским... Однако не все так просто: сюжет книги быстро вырывается из обозначившегося было русла, и история сама собой перерастает в Историю. Действие «Сердца Пармы» начинается во второй половине XV ека в 6963 оду от сотворения мира, в княжение Василия Темного. О том, что именно происходило в эту эпоху на Урале, достоверно известно не так уж много. Алексей Иванов не столько реконструирует события, сколько заполняет лакуны в пермской истории. Одна из основных тем романа столкновение двух мировоззрений: зрелого православия, закаленного в сражениях с врагами внешними и внутренними, и языческого начала, яростного, мощного, непокорного. Иногда они мирно сосуществуют, образуя причудливый симбиоз, но чаще схлестываются в непримиримой схватке. Перед нами не приторно-карамельный лубок, как частенько бывает в «славянской фэнтези», а суровое, сумрачное, местами чрезмерно кровавое полотно. Ни один из центральных героев книги не умирает своей смертью, а многие из них принимают смерть мученическую распятые на морозе немирными вогулами, погребенные заживо, посаженные на кол посреди Красной площади...
В отличие от большинства авторов исторической прозы, да и от создателей традиционной фэнтези, Алексей Иванов показывает мир таким, каким видят его многочисленные персонажи «Сердца Пармы», не стремясь отделить реальность от фантазии, болезненный морок от объективного наблюдения. Этот сильный прием писатель использует расчетливо и умело. Мало-помалу читателю открывается душа Пармы земли, по которой ходят хумляльты, люди, не способные умереть, пока не выполнят своего предназначения, где русские князья берут в жены оборотней-ламий и гибнут в отчаянной схватке с косматыми лесными богами, где полудикие племена, не знающие слова «грех», следуют судьбе, поклоняясь на капище резному Христу, похожему на древнего идола. Земля непонятная, чужая, и в то же время сразу и навсегда очаровывающая своей дикой, языческой красотой. Писатель явно и недвусмысленно влюблен в эту страну, и читая его «признание в любви», невольно проникаешься этим чувством.
09.09.2003
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
|