№3(3)
Ноябрь 2003


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ДУША ПАРМЫ

Василий Владимирский


Алексей Иванов. Сердце пармы: Роман-легенда. М.: Пальмира, 2003. — 480 с.

Да-да, это тот самый Алексей Иванов — впервые появившийся на Малеевском семинаре одновременно с Сергеем Лукьяненко и Владимиром Васильевым, тот, чья дебютная повесть «Охота на «Большую Медведицу», опубликованная в «Уральском следопыте», вызвала ожесточенные споры в фэндоме, а экспериментальная «Земля-сортировочная» пошла под нож вместе с тиражом алматинского журнала «Миры». После космической оперы «Корабли и галактика», принятой критикой в штыки, Иванов на десять лет исчез из литературы, чтобы вернуться к читателям триумфатором. Первая его авторская книга, «Чердынь — княгиня гор», опубликованная в Перми, сразу же была переиздана в Москве под названием «Сердце Пармы» и номинирована на премию «Национальный бестселлер». Награду она, правда, не получила, но собрала весьма благоприятные отклики прессы, что тоже немало.

Эпический «роман-легенда» Алексея Иванова начинается вполне традиционным для историко-приключенческого жанра образом: с похищения группой авантюристов языческого идола, легендарной Золотой Бабы, которой поклонялись народы, населяющие земли вдоль Каменного Пояса. Вдогонку за святотатцами пускается отряд вогулов: чужаку, видевшему лик богини, суждено умереть, кем бы он ни был — простым ушкуйником или самим князем Великопермским... Однако не все так просто: сюжет книги быстро вырывается из обозначившегося было русла, и история сама собой перерастает в Историю. Действие «Сердца Пармы» начинается во второй половине XV ека — в 6963 оду от сотворения мира, в княжение Василия Темного. О том, что именно происходило в эту эпоху на Урале, достоверно известно не так уж много. Алексей Иванов не столько реконструирует события, сколько заполняет лакуны в пермской истории. Одна из основных тем романа — столкновение двух мировоззрений: зрелого православия, закаленного в сражениях с врагами внешними и внутренними, и языческого начала, яростного, мощного, непокорного. Иногда они мирно сосуществуют, образуя причудливый симбиоз, но чаще схлестываются в непримиримой схватке. Перед нами не приторно-карамельный лубок, как частенько бывает в «славянской фэнтези», а суровое, сумрачное, местами чрезмерно кровавое полотно. Ни один из центральных героев книги не умирает своей смертью, а многие из них принимают смерть мученическую — распятые на морозе немирными вогулами, погребенные заживо, посаженные на кол посреди Красной площади...

В отличие от большинства авторов исторической прозы, да и от создателей традиционной фэнтези, Алексей Иванов показывает мир таким, каким видят его многочисленные персонажи «Сердца Пармы», не стремясь отделить реальность от фантазии, болезненный морок — от объективного наблюдения. Этот сильный прием писатель использует расчетливо и умело. Мало-помалу читателю открывается душа Пармы — земли, по которой ходят хумляльты, люди, не способные умереть, пока не выполнят своего предназначения, где русские князья берут в жены оборотней-ламий и гибнут в отчаянной схватке с косматыми лесными богами, где полудикие племена, не знающие слова «грех», следуют судьбе, поклоняясь на капище резному Христу, похожему на древнего идола. Земля непонятная, чужая, и в то же время сразу и навсегда очаровывающая своей дикой, языческой красотой. Писатель явно и недвусмысленно влюблен в эту страну, и читая его «признание в любви», невольно проникаешься этим чувством.

09.09.2003



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004