№8(36)
Август 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

КНИГА ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТСРАННОГО

Сергей Шикарев


Пол Ди Филиппо. Странные занятия. Роман. Пер. с англ. А. Комаринец. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006 — 477 с. Серия «Альтернатива. Фантастика». Тираж 2500 экз.

«Странные занятия» — уже четвертая книга Пола Ди Филиппо, вышедшая в России и, подобно своим предшественницам, является тематическим сборником рассказов. «Рибофанк» описывал будущее, созданное биотехнологиями, «Стимпанк» — прошлое, преобразившееся с добавлением не технократического, а магического и сюрреалистического измерения. «Потерянные страницы», на чью долю выпал, пожалуй, наибольший читательский успех, были посвящены миру, лишенному фантастического жанра, и описывали в том числе судьбы писателей, которые за неимением лучшей доли вынуждены были искать себе новое место под солнцем. Волей фантазии Ди Филиппо Франц Кафка стал суперменом, а точнее - супер Галкой, не знающей покоя в борьбе с преступным миром Нью-Йорка. Роберт Хайнлайн занимает пост президента Соединенных Штатов Америки, а Томас Пинчон сражается в Третьей Мировой.

Проявившиеся в «Потерянных страницах» черты, наиболее ярко характеризующие творчество Пола Ди Филиппо: удивительная способность к стилизации, юмор всех оттенков черного и безудержная фантазия — проявились и в «Странных занятиях». На сей раз тематикой сборника стала работа во всех ее проявлениях — занятие подчас действительно странное.

Особенно, когда работа заключается в распространении информации в рассказе «Заговор шума» или производстве скуки в рассказе «Завод Скуки».

Столь же любопытны и другие произведения сборника. Повесть «Каруна, Инк» рассказывает о противостоянии компании, работающей на принципах этики и сочувствия, и бизнес-империи «Изотерм», во главе которой стоит лишенный части мозга и всех человеческих чувств Мармадьюк Твигг. «Спондуликсы» повествуют о создании денежной системы, альтернативной государственной, а «Гарлемская сверхновая» — о сообществах, выпадающих из сложившегося общественного порядка.

В той или иной форме Ди Филиппо в своих рассказах моделирует ситуации, связанные с различными аспектами работы как значимого элемента устройства общества. Именно внимание автора к непротиворечивости созданных им моделей делает его рассказы интересными не только с литературной, но и с футурологической точки зрения.

Щедро использует он и литературное наследие своих предшественников. Так, идея «Заговора шума» навеяна произведениями Томаса Пинчона, а в «Заводе Скуки» отчетливы кафкианские мотивы, также повлияли на вошедшие в сборник рассказы Баллард, Дик, Дилейни, Спинрад и другие авторы.

К чести Ди Филиппо, он сам называет источники и ингредиенты своей творческой кухни и наполовину в шутку, наполовину всерьез говорит о своеобразном импринтинге, заставляющем его подражать более именитым писателям. Точность его стилизаций и мастерство в манипулировании разными литературными стилями вызывает искреннее восхищение.

Можно только пожалеть о неминуемых стилистических утратах, вызванных переводом, да посетовать на наличие в последнем фраз типа «мужчина с модно стриженной зарослью темных волос на лице», выдать которые за достижения автора в словесной эквилибристике, мягко говоря, сложно.

К слову, несмотря на впечатляющие достижения Ди Филиппо в подражании мастерам фантастики, один из лучших рассказов автора - «Фабрика» - говорит собственным голосом писателя, который нисколько не теряется на фоне своих более именитых предшественников.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8