КНИГА ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТСРАННОГО
Сергей Шикарев
Пол Ди Филиппо. Странные занятия. Роман. Пер. с англ. А. Комаринец. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006 477 с. Серия «Альтернатива. Фантастика». Тираж 2500 экз.
«Странные занятия» уже четвертая книга Пола Ди Филиппо, вышедшая в России и, подобно своим предшественницам, является тематическим сборником рассказов. «Рибофанк» описывал будущее, созданное биотехнологиями, «Стимпанк» прошлое, преобразившееся с добавлением не технократического, а магического и сюрреалистического измерения. «Потерянные страницы», на чью долю выпал, пожалуй, наибольший читательский успех, были посвящены миру, лишенному фантастического жанра, и описывали в том числе судьбы писателей, которые за неимением лучшей доли вынуждены были искать себе новое место под солнцем. Волей фантазии Ди Филиппо Франц Кафка стал суперменом, а точнее - супер Галкой, не знающей покоя в борьбе с преступным миром Нью-Йорка. Роберт Хайнлайн занимает пост президента Соединенных Штатов Америки, а Томас Пинчон сражается в Третьей Мировой.
Проявившиеся в «Потерянных страницах» черты, наиболее ярко характеризующие творчество Пола Ди Филиппо: удивительная способность к стилизации, юмор всех оттенков черного и безудержная фантазия проявились и в «Странных занятиях». На сей раз тематикой сборника стала работа во всех ее проявлениях занятие подчас действительно странное.
Особенно, когда работа заключается в распространении информации в рассказе «Заговор шума» или производстве скуки в рассказе «Завод Скуки».
Столь же любопытны и другие произведения сборника. Повесть «Каруна, Инк» рассказывает о противостоянии компании, работающей на принципах этики и сочувствия, и бизнес-империи «Изотерм», во главе которой стоит лишенный части мозга и всех человеческих чувств Мармадьюк Твигг. «Спондуликсы» повествуют о создании денежной системы, альтернативной государственной, а «Гарлемская сверхновая» о сообществах, выпадающих из сложившегося общественного порядка.
В той или иной форме Ди Филиппо в своих рассказах моделирует ситуации, связанные с различными аспектами работы как значимого элемента устройства общества. Именно внимание автора к непротиворечивости созданных им моделей делает его рассказы интересными не только с литературной, но и с футурологической точки зрения.
Щедро использует он и литературное наследие своих предшественников. Так, идея «Заговора шума» навеяна произведениями Томаса Пинчона, а в «Заводе Скуки» отчетливы кафкианские мотивы, также повлияли на вошедшие в сборник рассказы Баллард, Дик, Дилейни, Спинрад и другие авторы.
К чести Ди Филиппо, он сам называет источники и ингредиенты своей творческой кухни и наполовину в шутку, наполовину всерьез говорит о своеобразном импринтинге, заставляющем его подражать более именитым писателям. Точность его стилизаций и мастерство в манипулировании разными литературными стилями вызывает искреннее восхищение.
Можно только пожалеть о неминуемых стилистических утратах, вызванных переводом, да посетовать на наличие в последнем фраз типа «мужчина с модно стриженной зарослью темных волос на лице», выдать которые за достижения автора в словесной эквилибристике, мягко говоря, сложно.
К слову, несмотря на впечатляющие достижения Ди Филиппо в подражании мастерам фантастики, один из лучших рассказов автора - «Фабрика» - говорит собственным голосом писателя, который нисколько не теряется на фоне своих более именитых предшественников.
|