НОВОСТИ ОТ СТАРОГО ДРУГА
Фэнтези-2006: Фантастические произведения. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 576 с. (Миры fantasy) Тираж 15100 экз.
Серия «Миры fantasy» была основана в 2003 году, и на текущий момент в ней выпущено пять книг: «Фэнтези-2003», «Фэнтези-2004», «Фэнтези-2005» (в двух выпусках) и «Фэнтези-2006». Каждое из этих изданий представляет собой сборник рассказов и повестей в жанре фэнтези, созданных русскоязычными авторами1 в указанный год либо незадолго до него. Следя за серией с самого начала, я не могу не отметить видимого улучшения в оформлении: последние годы рубрикация сборников имеет уже гораздо больше связи с темами содержащихся там текстов, чем вначале, а аннотации с некоторых пор отвечают действительному содержанию книг. Все это не может не радовать. Возможно, скоро дойдет и до того, что даже картинка на обложке будет не просто абстрактно-фэнтезийной, а станет иллюстрировать какой-либо из текстов книги: пока этого нет, а хотелось бы…
Впрочем, известно, что критик придирается к оформлению книги только тогда, когда ни в чем не может придраться к содержанию. А к содержанию воистину придраться невозможно: год за годом в серии «Миры fantasy» публикуются хорошие, вызывающие живой интерес произведения как мэтров жанра, так и менее известных писателей. Некоторые авторы, например Вера Камша или Кирилл Бенедиктов, печатают свои произведения в сборниках этой серии регулярно; иные, такие как Генри Лайон Олди, Святослав Логинов и Александр Зорич, появляются не всегда, но достаточно часто; а бывает и так, что в оглавлении книги появляются имена, ранее неизвестные широкой публике Ярослава Кузнецова, Кира Непочатова, Сергей Туманов… Когда выходит новая книга из этой серии, а я покупаю ее и начинаю читать, для меня это сродни встрече со старым другом. Старым испытанным другом, который не допустит при общении ничего грубого, пошлого, скучного, который и развлечет, и заставит задуматься, и время с ним пройдет незаметно. Он расскажет мне, о чем думают и что пишут наши с ним старые знакомые, а также представит новых. Изложит последние новости: что сейчас происходит с жанром фэнтези, которые возникают новые моды, течения, тенденции…
####
И о чем же рассказала мне недавно купленная «Фэнтези-2006»?
О том, что в жанре фэнтези по-прежнему хватает задорных авантюрных сюжетов о герое, который ловкостью и изобретательностью побеждает врагов и достигает своей цели ярким примером этого может послужить рассказ Александра Уланова «Гзумгарайский сыр». Много также историй о таинственном и мистическом, что неожиданно вторгается в человеческую жизнь и меняет ее таковы, например, творения Сергея Легезы «С глазами синими, как лед» и Михаила Сельдемешева «Фокусник». Но не меньше и таких рассказов, в которых фэнтезийный антураж служит лишь фоном для разговора о силе человеческого духа и сложности выбора (как в «Рыцаре и разбойнике» Олега Дивова), или для небольшой житейской притчи («Два меча, два брата» Михаила Кликина).
По-прежнему популярной остается ироническая фэнтези это подтверждают несколько опубликованных в сборнике текстов, среди которых хочется особо выделить «Девять таинственных историй» Генри Лайона Олди (главы из романа «Приют героев»).
Также можно заметить, что жанр фэнтези продолжает с успехом перенимать отдельные черты других фантастических жанров, что добавляет к повествованию новые нюансы и даже, возможно, ведет к образованию новых жанровых форм. Так, повесть Кирилла Бенедиктова «Восход Шестого Солнца» может быть равно отнесена как к фэнтези, так и к криптоистории, а рассказ Ильи Новака «Алмазный всплеск» написан на стыке фэнтези и киберпанка.
Проблематика фэнтезийных рассказов и повестей в целом остается неизменной: они прославляют верность и честь, учат творить добро и не прощать ни жестокости, не подлости, говорят о любви и жертвенности. Но возникает в числе прочих и новая тема. Она прослеживается в рассказах Святослава Логинова «И тогда ты берешь меч» и Владислава Силина «Бубонная сель». Первый из них о романтически настроенном молодом человеке, который покидает свой мир и оправляется в другой, в мир придуманной сказки; и слишком поздно понимает, что его мир без него не полон, уход одного человека рушит все мироздание а в другом мире он всегда останется чужим и чуждым. Второй рассказ о чистой и светлой девушке, ставшей женой волшебника. Она любила его и не хотела видеть в нем ни злобы, ни опасности, гнала эти черты прочь, переделывая мужа под свои представления о нем; и он стал таким, но вся изгнанная из волшебника тьма выплеснулась наружу, породив чуму и мор на всю страну.
При всей сюжетной и стилистической несхожести рассказы Логинова и Силина говорят об одном: о вреде увлечения идеалами, об опасности подмены реального мира или человека их вымышленными образами. О том, что следует любить и принимать свой мир (или своего любимого человека) такими, какие они есть. И это очень важно.
Мне неоднократно доводилось слышать, что фэнтези это литература эскапизма, это не более чем воплощение побега от обыденной жизни в придуманные миры. Рассказы Силина и Логинова лучшее доказательство, что это отнюдь не так. На примере иных миров авторы фэнтези показывают нам проблемы нашего собственного мира. Главное, суметь увидеть это и понять, и сказать этим авторам:
«СПАСИБО».
1Единственное исключение переводные рассказы Роберта Шекли «Соль истории» («Фэнтези-2004») и «История Зантии» («Фэнтези-2005, выпуск 2»).
|