ДЕБЮТ РАССКАЗЧИКА
Шимун Врочек. Сержанту никто не звонит. «Армада», М., 2006.
Для издательства «Армада» в серии «Фантастический боевик» сборник рассказов явление исключительное. Причём настолько, что, будто не желая с ним мириться, на титульной странице, видимо, по инерции, упрямо темнеет надпись: «роман».
На последующих страницах читателя поджидают три десятка рассказов (среди которых затесалась и пара совершенно нефантастических), написанных сочно, выпукло, динамично, хлёстко, с проработкой деталей, и почти безупречным владением материалом. Батальная сцена в «Хмуром стекле» или фактурная фигура центуриона в «Трёх мёртвых богах» вполне могут дать фору многим текстам наших именитых фантастов.
Однако есть здесь моменты, сбивающие даже благожелательного рецензента с восторженного тона. Как уже доводилось замечать, одна из проблем начинающих рассказчиков, выросших на конкурсах привычка видеть свои тексты в обрамлении типичных опусов сетевых коллег, которая мешает окинуть взглядом собственное творчество «в общем». И как раз при составлении сборника тут же вылезают связанные с этим проблемы.
А именно начинает бросаться в глаза однообразие приёмов, и даже идей. Увы, не свободна от этого и разбираемая книга. Не слишком ли, к примеру, увлекается автор флешфорвардами? А «открытыми» финалами? Два рассказа про человека-разведчика в мире эльфов и его тоску по «человечности» не многовато ли для одного сборника? А пять рассказов про древних воинов, «пробуждающихся» в сознании наших современников?
Охватывает даже некоторая досада, когда при таком владении стилем и богатстве антуража, мы видим столь ограниченый круг выразительных средств и такой аскетизм в отношении авторских идей.
С идеями, порою, вообще беда выходит. К примеру, возьмём «Хомяки месяца». Как великолепно структурирован текст, как грамотно автор потчует читателя загадками и разгадками, как нагнетает атмосферу, как скурпулёзно и точно выписывает декорации, как убедительно показывает героя и ради чего? Ради того, чтобы рассказать о том, как случился вирус, все бросили секретную базу, а на ней подопытных хомяка и человека. Но хомяку с человеком всё же удалось выбраться. Ну и? Стоило из-за этого огород городить? Кажется, в народе это называется «из пушки по воробьям». Увы, такое впечатление «замаха на рубль, а удара на копейку» возникает при чтении не только этого рассказа.
Есть, конечно, в сборнике и прекрасные вещи, в которых всё на своём месте, и одинаково на высоте как форма, так и содержание. Стоит назвать рассказы «Урот» и «Последний романтик» прекрасные, пронзительные произведения.
А в качестве резюме несмотря на сделанные замечания, перед нами всё же довольно примечательный дебют, и тем читателям фантастики, которые в книжном по привычке проходят мимо полок с «Фантастическим боевиком», пожалуй, в этот раз стоит остановиться и обратить внимание на сборник Шимуна Врочека.
|