ШЕСТЬ ВЕКОВ ТОМУ ВПЕРЕД
Роман Арбитман
Александр ЗОРИЧ. Время московское!: Роман. М.: АСТ, Транзиткнига, 2006. 608 с.
В серии «Звездный лабиринт» увидел свет новый роман Александра Зорича. Выход книги большая радость для первых десяти тысяч (начальный тираж) поклонников этого популярного фантаста прежде всего потому, что перед нами никакой, конечно, не отдельный роман, но третья, заключительная часть огромной военно-космической оперы: первая часть, «Завтра война», была написана в 2003-м, вторая в 2005-м, а обе вместе аккуратно переизданы в том же «АСТ» (серия «Звездный лабиринт: коллекция») одновременно с публикацией третьей части.
Прежде, чем поведать о романе-трилогии, скажем несколько слов о самом авторе. Для большинства читателей «РФ» давно не секрет, что под псевдонимом «А. Зорич» пишут два харьковчанина, 1973 года рождения: Яна Боцман и Дмитрий Гордевский. Оба они имеют по два высших образования (математическое и философское), оба защитили кандидатскую по философии и ныне являются доцентами философского факультета Харьковского университета. Большинство их произведений написаны в квазиисторическом жанре то есть, действие происходит в альтернативном прошлом, а реальность разбавлена элементами фэнтези. Впрочем, трилогия, про которую сегодня пойдет речь, не о прошлом, но о далеком будущем. И никакой магией там и не пахнет...
Итак, XXVII век. Юный курсант Военно-космической академии Саша Пушкин, еще не окончив учения, вступает в бой с армадой инопланетных «джипсов» негуманоидов, которые угрожают альянсу Великорасы (то бишь человечества) и Конкордии (тоже человечества, но увлекшегося клонированием и исповедущего зороастризм). «Джипсов» удается отогнать, однако вскоре начинается затяжная (идет до последнего тома) война уже с самой Конкордией, вероломно напавшей на мирную земную империю и ее инопланетные колонии. Внимание авторов более-менее равномерно распределено между тремя главными героями: самим Пушкиным (любовь, война, плен, освобождение, опять война, опять любовь), сорокалетним конструктором звездолетов системы «Дюрандаль» Роландом Эстерсоном (работа, тоска, бегство, робинзонада, любовь, опять робинзонада, война, награда) и юным ксеноархеологом Татьяной Ланиной (детство, учеба, работа, война, любовь, опять работа и снова любовь). Понятно, что романтические отношения завязываются между Пушкиным и Татьяной, но чтобы не оставить без поощрения Роланда (его технический талант помог Великорасе!), авторы еще в первой части знакомят с сестрой Пушкина, Полиной. В финале герои собираются за общим столом, празднуя окончание войны и победу...
Говоря по совести, четыре высших образования писателя Зорича не слишком ощущаются при чтении трилогии: чтобы сбить получившийся коктейль из пламенного милитаризма, аффектированного патриотизма, унылого наукообразия и еще более унылой мелодраматичности, хватило бы и средней школы. Лучше всего соавторам удались описания сражений (гром пушек! топот! ржанье! стон! фильм Джорджа Лукаса просмотрен с большой пользой). С метафорами у авторов, правда, дело обстоит похуже, чем с боеприпасами у их героев. Нагрудный знак у персонажа, к примеру, «орал во всю глотку», «глаза переливчатые, сиящие, васильковые, кричат», «мозг озарился вспышкой бешенства». И т. д.
Впрочем, это еще цветочки. Вот когда пойдет «объясняловка» спецэффектов, читать станет уже по-настоящему тяжко. «Чувствительность у этой модели грандиозная! восклицает один из героев. Если вы уберете из него фильтр высокого шума и будете мерить мерцание защитного поля, вам удастся зарегистрировать волну возмущений вакуума, возникающих при выходе корабля из Х-матрицы!» Да, не Пушкин. А вот вам, пожалуйста, и Пушкин взволнованно растолковывает нехристям главную причину нашего исторического первенства над супостастом. В отличие от ученых, Саша обходится без всяких «констелляций эсмеральдитовых масконов, излучающих хрононы», а импровизирует по-простому, практически не заглядывая в бумажку: «Когда все вокруг верили в Рынок, мы верили в Бога. Когда все верили в Закон, мы верили в Любовь. Когда все верили в Порядок, мы верили в Чистоту и Благодать». Понятно, что зароастрейцам (у которых и бог уродский, и порядок казарменный, и любви никакой нет) остается бессильно поднять лапки и сдаться.
Далекое будущее у Зорича похоже на настоящее. За шесть столетий люди научились летать в далекий космос, но все остальное у землян осталось прежним: джинсы и слайды, пистолеты и писсуары, кино и вино, словечки «прокидон» и «шкандыбать», и даже песня: «Огней так много золотых на улицах Саратова». Понятно, что если бы соавторы всерьез попытались вообразить, КАК и О ЧЕМ могли бы говорить наши потомки через шестьсот лет и КАКИМИ бы проблемами были бы озабочены (кроме доказывания нашего приоритета в области балета), пришлось бы отставить за бортом трехкопеечную геополитику и потрудиться на текстом всерьез. Но зачем? Гораздо проще списать собственную леность мысли на некую «ретроспективную эволюцию». Это-де она, поганка, а вовсе не писатель Зорич, виновата в том, что люди XXVII века перелицовывают старые анекдоты про Брежнева и смотрят в театре мюзикл «С легким паром!»
Становится понятно, отчего в финале высший офицер ГАБ (аналог КГБ) Индрик, жертвуя собой, не дает планете Дунай упасть на планету Глагол: оказывается, катастрофа может прекратить «ретроспективную эволюцию», и мировой прогресс пойдет без остановок... Кошмар! А ну как соавторам придется писать продолжение? Как же они тогда смогут объяснить выражения «не по-детски» и «подрубить деньжат» в устах наших далеких-далеких-далеких потомков?
|
|
Свежий номер |
 |
Персоналии |
 |
Архив номеров |
 |
Архив галереи |
 |
|