ДЕД МОРОЗ
Сергей Челяев
И запомни самое главное!
Володя, бессменный завмуз нашего театра, нервно глянул на часы. Директриса, в своей излюбленной роли злодейки-судьбы, в кои-то веки раздобыла для ключевых сотрудников горящую путевку, и притом аккурат под Новый Год.
Завмузы областных театров с судьбою спорят редко, поэтому сейчас Володя спешно обучал меня азам звукооператорской профессии, которую и в больших, и в малых театрах именуют лаконично «радист».
Ни он, бывший ди-джей из клуба филофонистов Молодежного центра, ни я, которому нужно было перекантоваться годик после армии, в ту пору еще не предполагали, что завтра изменится многое. Мой сменщик, пожилой и глуховатый люмпен Анвар нечувствительно запьет, и одновременно нежданно заболеет Петр Фадеич, центральная фигура представления. В результате областной театр кукол останется без Деда-Мороза и с единственным звукооператором-стажером накануне новогодней кампании. А это четыре полноценных елочных представления в день на протяжении двух каникулярных недель.
Запомни самое главное. Никакого навесного монтажа! Все склейки ленты только на монтажном станке. Иначе лента будет рваться.
Володя сунул мне под самый нос станок узкий пенал со стальными зажимами для магнитной ленты. С одной стороны наложил обрывок фонограммы, с другой полоску цветной ленты-ракорда. Полоснул узким лезвием под сорок пять градусов, ловко и артистично, так что мне почему-то отчетливо представился узор папиллярных линий на собственном пальце, просто фрейдизм какой-то! и аккуратно наложил кусочек скотча. Щелк зажимы отскочили, и завмуз вручил мне ленту, надежно склеенную с ракордом.
И только так! отечески напутствовал он меня. После чего наскоро попрощался и умчался на вокзал, чтобы успеть к отходу поезда.
А я остался один на один со звукооператорской, набитой проводами, усилителями и древними катушечными магнитофонами всех времен и народов.
####
К тому времени я проработал в театре уже целую неделю.
Ремесло театрального радиста нехитрое: после определенной фразы актера либо смены картины включаешь очередной фрагмент фонограммы спектакля. Катушка с лентой крутится, пока не покажется цветной ракорд следующего музыкального кусочка. Жмешь на магнитофоне «паузу», лениво слушаешь в наушниках все происходящее на сцене и занимаешься своими делами в ожидании очередной контрольной фразы актера.
Как правило, во время спектакля я предпочитал неторопливо и сладострастно откручивать детали со старой аппаратуры здорово успокаивает нервы после репетиций с нашими оглашенными режиссерами. И уже к концу недели скопил приличный набор плашек, гаечек, винтиков и другой полезной в хозяйстве чепухи.
Поэтому, узнав наутро, что Анвар запил и мне предстоит крутить по четыре елки в день, я поначалу не сильно расстроился. К тому же Карабасовна так за глаза прозывали директрису актеры и монтировщики туманно намекнула мне на перспективу получения двойной ставки «а-полторы-уж-точно». И я, воодушевленный и полный энтузиазма, приступил к репетиции новогоднего представления. К слову сказать, до него оставалось два дня, и нужно было погонять елочную интермедию с музыкой и срочно ввести нового Деда Мороза.
По слухам, его сманил наш администратор на время елочной кампании из какой-то клубно-заводской самодеятельности. И оно того стоило!
Заводской Властелин метелей и пурги выглядел на все сто даже без грима.
Николай Степаныч с невероятной фамилией Морозов оказался плечистым, кряжистым и кустистым по части бровей мужчиной. При такой потрясной фактуре он вдобавок еще и обладал звучным, раскатистым голосом, от которого на вводной репетиции поначалу вздрагивали не только пираты, черти, империалисты и прочая ряженая нечисть, но даже и сторонники добрых сил в лице зайцев, пионеров, снежинок и буратин.
Снегурочка, пожилая, но опытная Софья Павловна Мармеладова, заслуженная областная актриса, тоже задумчиво косилась на своего громоподобного напарника. Зато играть с ним было одно удовольствие. Николай Степаныч был поистине великий партнер. Он все делал сам.
Достаточно было только увидеть, как он торжественно появляется из дверей гримерной, величественно потрясая посохом и для пущей убедительности потряхивая мешком с подарками, как ты сразу проникался к снежному Деду благоговением. Оно пробирало тебя буквально до костей, подобно лесному морозцу, несмотря на текст, который порою звучал из его заиндевелых уст.
Морозов оказался большой фрондер и творчески относился к сценарию, позволяя себе вносить мелкие правки в сюжет. Единственно, на чем твердо настоял бледнеющий с каждой минутой режиссер это на стихотворных моментах, поскольку они несли на себе основную идеологическую нагрузку.
Завершался восемьдесят четвертый год, генсеки начали сменяться с головокружительной быстротой, и все идеологические моменты в елочном сценарии скрупулезно отслеживал парторг театра с честным прозвищем Чекист. Фамилию его я так и не сумел запомнить. Чекист, разумеется, был в курсе своего прозвища, сдержанно гордился им и регулярно курировал новогодние спектакли, привнося в сюжет злобу политического дня.
Вот и сейчас Николай Степаныч, прохаживаясь окрест елки и милостиво кивая жавшимся к стволу Бабе-Яге с Кощеем, мощно басил из-под бороды:
####
Я летел на крыльях ветра мно-о-о-го тысяч километров!
Над великою страною, где мосты как в сказке строят!
Я спешил, ребята, к вам моим маленьким друзьям!
####
После чего недовольно покосился на Чекиста, который по своему обычаю стоял со скрещенными на груди руками в глубине коридора и задумчиво улыбался. Режиссер сделал отчаянное лицо, Николай Степаныч крякнул и на той же интонации, с пафосом и неподдельным чувством заложил очередной вираж:
####
Скоро форум коммунистов, съезд откроется в Москве.
Будем жить под небом чистым, скажем дружно: Нет Войне!
####
Дальше у меня уже завяли уши, но не от исполнения оно было на высоте, просто Щепкин с Комиссаржевской, а от текста. Сценарий лежал у меня возле операторского окошка, но я остерегался заглядывать туда лишний раз, предпочитая лаконичный список сигнальных фраз.
И я побрел в звукооператорскую, на ходу мурлыкая собственный вариант:
Скажем дружно, нахер нужно…
Но, разумеется, пианиссимо, поскольку театральные стены всегда имеют немало чутких ушей с невероятно тонким слухом. Поистине, талантливые люди талантливы во всем!
Репетиция прошла на подъеме, и во многом благодаря приглашенной звезде, уверенно руководящей актерами. Теперь режиссер буквально млел и фактически закрывал глаза на мелкие конструктивные правки Мороза. К тому же Николай Степаныч был скрупулезен и педантичен во всем, что касалось главного: я своими глазами видел, как в перерыве он на глаз прикидывал расстояние от центра фойе, где располагалась наряженная красавица-елка, до дверей зрительного зала. Этим путем по окончании театрализованной интермедии помреж и скоморохи уводили из фойе весь ребячий хоровод в зал. Там всех ожидал еще спектаклик, как правило, короткий и скромный, с перчаточными и тростевыми куклами…
Продолжение читайте в журнале «Реальность Фантастики №12(40) за декабрь 2006».
|