АНАТОМИЯ СВОБОДЫ
Мария Галина
Генри Лайон Олди. Ойкумена. Книга первая. Кукольник. М.: Эксмо, 2006. 384 с. (Стрела Времени).
Наконец-то произошло то, что должно было произойти. Читатели устали от фэнтези. Однако старая добрая научная фантастика если и возвращается на прилавки книжных магазинов, то медленно и неохотно. Зато за последние несколько лет в России возродился (вернее, появился) жанр космической оперы.
Неудивительно, что космическая опера наследовала фэнтези. Чем-то они сродни. Даже если предположить, что всяческие «червоточины» и «порталы», позволяющие кораблям странствовать по Вселенной, не обращая внимания на эйнштейновский парадокс, не слишком противоречат современной картине мира, то само повествование, развивающееся линейно, как бродилка-стрелялка, с обилием приключений, схваток и разнообразных рас, от фэнтези недалеко ушло. Мало того, на страницах нынешних космических опер в скрытой форме присутствует магия, чудо то герой получит какие-нибудь сверхвозможности, то высшая раса начнет проявлять себя по известному закону Кларка…
Неудивительно, что для Олди, работавших в жанре фэнтези, вернее, мифоэпоса, и то и дело испытывавших новые подходы к вечным темам, переход к жанру космической оперы получился весьма естественным. Неудивительно и то, что фирменная сложность и избыточность текстов Олди проявилась и здесь, где она выглядит вполне уместно; поскольку создание полноценного, сложного, яркого и красочного мира Ойкумены, необходимое условие по-настоящему хорошей космической оперы.
Любители экспериментальных подходов, Олди отказались от одного из основополагающих признаков космооперы почти обязательного в таких случаях милитаризма. Герой их человек сугубо штатский, и история перед нами разворачивается сугубо частная. Не Илиада, но Одиссея, чей герой Лучано Боготта по прозвищу Тарталья, руководитель труппы крепостного театра контактной имперсонации, гастролирующей по галактике. Выбор героя автоматически предоставил авторам возможность познакомить нас с самыми разнообразными цивилизациями и народами, населяющими Ойкумену. Можно предположить (впрямую в тексте на это указаний нет), что населяющие Ойкумену расы явились продуктом развития земных культур, отточивших, иногда почти до неузнаваемости, склонности и способности. Вудуны, гематры, помпилийцы все они обладают одной общей чертой, умением выделять некую жизненную силу, энтелехию, которая и движет все механизмы в мире Ойкумены вплоть до космических кораблей. Добавьте к этому способность отдельных людей поддерживать между собой бесконтактную связь, иногда взаимовыгодную (на этом и основано искусство контактной имперсонации, к которому прибегают, желая получить поддержку в ситуации, требующей от «заказчика» непривычных умений и способностей), иногда паразитическую. На такой, паразитической эксплуатации чужой энтелехии и построено рабовладельческое общество Помпилии; элита Помпилии не просто нуждается в рабах, ментально связанных со своим хозяином; помпилийцы без этой «подпитки» вообще не способны полноценно существовать.
Именно это и предстоит узнать Боготте, по несправедливому обвинению осужденному стать личным рабом гордого помпилийца; причем рабом, связанным со своим хозяином такими узами, разорвать или ослабить которые практически невозможно.
Может ли человек в такой ситуации сохранить личное достоинство? Насколько можно позволить себе уступить силе, чтобы сохранить малое? Как вообще можно быть свободным в несвободном обществе? Для нас, учитывая нашу недавнюю историю, эти вопросы всегда были значимыми и важными. Тем более, что Боготта отнюдь не герой со сверхспособностями, а самый обычный человек, в меру порядочный, в меру хитрый, в меру трусоватый, в меру храбрый… Есть однако подозрение, что по мере продвижения сюжета он будет, как и положено в квестах, приобретать некие бонусы, но не меньше, чем эти бонусы, помогает ему толерантность, психическая гибкость и способность интересоваться окружающим миром.
Уже одной подобной завязки было бы достаточно, чтобы следить за приключениями Боготты с интересом, однако по мере продвижения читатель тоже, подобно герою, получает свои бонусы. В первую очередь таким бонусом является сложный и прекрасно проработанный мир «Ойкумены», пестрый и разнообразный, а также богатство фантастических идей, как всегда у Олди, даже слегка избыточное. Уже на одной истории «встречной эволюции» сверхлюдей-антисов и загадочных обитателей космического пространства живых «флуктуаций континуума», можно было построить роман, а здесь эта история является лишь одной из дополнительных линий.
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
Архив галереи |
|
|