КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ
Мария Галина
Лев Гурский. А вы не проект? ПринТерра, Волгоград, 2006. 344 с. (Фантастический проект).
Культурологам давно известно, что карнавал присущ практически всем культурам; не просто присущ, но насущно необходим. Именно он «лечит» общество от неврозов, фобий и страхов.
А любителям фантастики давно известно, что Лев Гурский, Рустам Святославович Кац и Роман Арбитман одно и то же лицо. Под маской Льва Гурского, немолодого американского литератора, до нас дошли политические детективы, где раз за разом нам представлялась каждый раз иная, но на удивление достоверная модель, объясняющая странные и непредсказуемые повороты в российских коридорах власти. Под маской Рустама Святославовича Каца вышел внушительный труд по истории российской фантастики. Труд, от и до выдуманный, но настолько убедительный, что малосведущий человек вполне может принять историю фантастики, бывшей главным идеологическим инструментом партии и правительства, за чистую монету.
Новая книга Льва Гурского «А вы не проект?» как раз и демонстрирует нам, какие возможности открывает подобное перевоплощение. Несколько рассказов, парадоксально моделирующих самые разные ситуации, несколько рецензий-мистификаций, на полном серьезе излагающих «совершенно правдивую историю» создания того или иного литературного или кинематографического произведения, несколько пародий, имитирующих стилистику того или иного культового автора… Интервью Романа Арбитмана со Львом Гурским (вот уж воистину пример полного раздвоения личности). И, коль скоро книга не может включать полное собрание сочинений триединого Романа Арбитмана, собрание рецензий на эти самые произведения.
В последнее время стало модным публиковать блог-романы; интернет-дневники, раскрывающие «творческую кухню» автора. Перед нами та же творческая кухня, однако в несколько ином ее «разрезе»; игровая демонстрация разнообразных личин и возможностей, которые предоставляют эти самые личины. А что далеко не все из высказываний протеистического Гурского-Каца-Арбитмана политкорректны… Так на то и карнавал, чтобы нарушать общепринятые правила поведения; человек в маске, скрывающей подлинное лицо, чаще бывает более искренним и откровенным, чем человек с «голым лицом». И дело тут не в том, что под маской он не узнаваем; то, что Арбитман и Гурский один и тот же человек, знают, кажется, все. Просто маска вещь сакральная, она сообщает человеку, надевшему ее, какие-то новые, неведомые доселе степени свободы. Он говорит не то, что принято говорить в приличном обществе, а то, что думает. И, хотя то, что говорится из-под маски, далеко не всегда приятно окружающим, без этого жизнь была бы гораздо более скучной и пресной. Ведь карнавалы, как я уже говорила, неотъемлемая часть любой культуры.
|