№2(42)
Февраль 2007


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

МЕЧЕНОСЦЫ В ПОТЕМКАХ

Лев Гурский


Темные силы повсюду. Они нас злобно гнетут. А если даже и не очень злобно, без энтузиазма, то все равно радости мало. Встреча с непознанным, мистическим надолго портит настроение простым смертным. Сама мысль о том, что на свете есть нечто не подчиняющееся законам физики и Уголовному Кодексу, навевает отчаяние. Уговоры, наручники и бензопила бессильны. Что делать? Можно героически сгинуть. Можно расслабиться и попытаться получить удовольствие. Существует и Третий Путь, но он доступен не всем...

Демон, выйди вон!

Демоны неоднократно вселялись в людей, однако первый случай экзорцизма — то есть изгнания демонов — был зафиксирован художественным кинематографом только в 1973 году, в фильме Уильяма Фридкина. В финале той знаменитой ленты девочку, одержимую злыми силами, удавалось спасти — хотя и ценой жизни священника-экзорциста. Фильм Скотта Дерриксона, выпущенный на русском под названием «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism Of Emily Rose, США, 119 минут, «DVD Сервис», 2006), начинается со смерти заглавной Эмили (Дженнифер Карпентер). Та была одержима шестью демонами и ужасно страдала. Экзорциста, приходского священника отца Мура (Том Уилкинсон — «Час Пик»), обвиняют в доведении до смерти. Архиепископ, пытаясь пригасить скандал, просит руководителя крупной юридической конторы Карла Гандерсона (Колм Фиори) назначить отцу Муру лучшего адвоката — такого мастера, который сумел бы сразиться с опытным прокурором Итаном Томасом (Кэмпбелл Скотт — «Испанский узник»). Адвокатом назначается Эрин Брюнер (Лора Линни, которая в «Первобытном страхе» играла роль обвинителя) — холодная рационалистка и атеистка, для которой выигрыш дела означает изменение ее статуса: она сможет стать равноправным партнером Гандерсона. Однако по ходу процесса и по мере общения с отцом Муром, героиня понимает, что одержимость демонами — не досужие выдумки, а ее подзащитный — вовсе не религиозный фанатик, которого надо «отмазать» от сурового приговора. Фильм основан на реальных событиях — не в том смысле, что реально доказано существования демонов; однако тридцать лет назад в Германии девушка Аннелиз Мишель пострадала именно так же, как и киношная Эмили. Картина небогата спецэффектами и в этом смысле даже уступает давней ленте Фридкина. Дьявол присутствует в фильме в виде черной тени, которая мелькает перед героиней, и по ходу процесса балуется тем, что будит адвокатессу ровно в три ночи — самое дьявольское время. В итоге в рационалистке пробуждается вера, и она решает впредь не заниматься своей адвокатской карьерой (!), а думать о высоком. Ну разве не фантастика?

Несколько хороших парней

Строго говоря, русскоязычная версия названия фильма Ренни Харлина «Сделка с дьяволом» (The Covenant, США, 95 минут, «Twister Digital Video», 2006) лукавит. Дьявол ни в оригинальном названии не упомянут («The Covenant» — это всего лишь «соглашение»), ни в самом фильме не действует. А речь в картине идет о потомках неких пяти семей из Ипсвича, которые владеют сверхъестественной силой. Четверо этих самых потомков, юноши разнообразного обличья (от интеллигентного до хулиганского) учатся в обыкновенной американской школе и ждут совершеннолетия — времени, когда заложенная в них Сила проявится в полную силу. Однако всемогущество не бывает тотальным, оно имеет и оборотную сторону. Тот, кто будет слишком часто использовать Силу в своей повседневной жизни, быстро станет развалиной. Картина начинается с того, что накануне своего восемнадцатилетия Кейв, один из четверки (приличный и положительный парень) встречает девушку своей мечты — блондинку Сару, смутно похожую на Ксюшу Собчак. Именно эту блондинку возьмет в заложницы негодяйский Чейз (новичок в той же школе, где учится четверка) и потребует от Кейва взамен отдать ему свою силу и погибнуть. А иначе, мол, и девушка умрет, и его друзья, и мама, и школу он обрушит, потому как очень силен (он, оказывается, тоже из ипсвичских потомков, только очень гадкий)... Режиссер Ренни Харлин всегда славился умением снимать добротные боевики — с четко очерченными злодеями и героями (достаточно вспомнить «Крепкий орешек-2», «Скалолаза» или «Долгий поцелуй на ночь»). В картине куда меньше никчемной и необязательной мистической шелухи, свойственного «потустороннему» жанру, и вполне очевидное противостояние двух школьников — положительного и подлого. В противоборстве этом дьявол не участвует: может, он бы и рад пособить Чейзу, но Князя Тьмы на разборку не пригласили...

Между Франко и Фавном

Хитрый Гильермо дель Торо, постановщик «Блейда-2» и «Хэллбоя» снял фестивальный фильм-фэнтези «Лабиринт Фавна» (El Laberinto del Fauno, Испания, 113 минут, «Ruscico», 2007), который посмотрели даже зрители, к жанровому кино равнодушные. Режиссер столкнул две одинаково вымышленные реальности: первая, впрочем, не очень ловко притворяется правдой, а вторая не скрывает своей сказочной, фэнтезийной подкладки. Итак, 1944 год. Испания. Где-то в горах и в лесах небольшой гарнизон, руководимый опереточным садистом капитаном Видалем (Серхи Лопес — «Гарри — друг, который желает вам добра»), ведет борьбу с такими же опереточными партизанами — причем, по ожесточенности главного антигероя кажется, будто Видаль и его команда хозяйничают не в своей родной стране, а где-то на оккупированной территории. (Напомним, что гражданская война в Испании к моменту начала действия фильма дель Торо давно закончилась, и никаких партизан-инсургентов в тылу у Франко нет.) В гости к мужу приезжают его беременная жена Кармен (Ариадна Хиль) со своей дочкой от первого брака, десятилетней Офелией (Ивана Бакуэро). Чувствуя себя ненужной и потерянной (мать думает о своей беременности; кровожадный отчим охотится за партизанами и не обращает на девочку внимания), Офелия находит утешение в «параллельном» мире: здесь она — принцесса, здесь козлоногий Фавн дает ей таинственные задания и здесь, главное, она хоть кому-то нужна и интересна. Два мира практически не пересекаются. Фавн и компания полагают несуществующими и Видаля, и партизан (самое страшное тут — не пытки, а человекоядный монстр с гляделками, торчащими из ладоней). Видалю не дано увидеть ни Фавна, ни фей. Режиссер и художник фильма, выстроив масштабные декорации и не пожалев денег на спецэффекты (местами, кстати, весьма тошнотворные, болезненные, похожие на делириумный бред — привет от «Капричос» Гойи), играют в свои игры, то и дело загоняя героев картины в многочисленные ловушки. Едва ли не хуже всех приходится Офелии, застрявшей между двух миров. В знаменитом «Лабиринте» Джима Хенсона юная героиня ухитрялась и спасти малолетнего брата, и выйти из лабиринта. Гильермо Дель Торо ужесточает правила игры: его героине в финале придется выбрать один мир из двух, а значит, погибнуть для «параллельного». В какой же из двух сказок юная героиня предпочтет существовать? В той, где франкисты и инсургенты стреляют друг в друга в упор? Или в той, где даже Фавн вида ужасного способен на чувства добрые? Предугадать финал нетрудно. Зря, что ли, девочка носит имя Офелия?

Пароль «Саша-меч»

В свое время режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм про броненосец. Режиссер Филипп Янковский решил не отставать и снял фильм «Меченосец» (Россия, 110 минут, «Vox Videо», 2006). Жил-был мальчик Саша. От обычных детей он отличался тем, что в минуты гнева у мальчика из руки выползал клинок и резал всех подряд. В детстве Саша убил не так уж много людей — своего отчима и случайного бомжа. А вот, когда подрос (во взрослом состоянии его играет Артем Ткаченко), то начал мочить людей направо-налево, включая родного отца (Алексей Жарков). Почему? Потому что люди злые и не понимают его тонкой и поэтичной натуры. Ну, а когда Саша встретит Катю (Чулпан Хаматова) и полюбит, то кровь польется рекой. Почему? Нипочему! Потому что слово «любовь» рифмуется со словом «кровь»... Филипп Олегович Янковский, разобравшись с ХХ веком в «Статском советнике», решил теперь снять фильм о современности — чтобы и с мистикой, и с мочиловкой, и с глубокой философией, и, главное, с душераздирающими страстями. За основу была взята повесть пронзительного омского графомана Евгения Даниленко, совершенно неудобочитаемая. Из повести понять что-либо просто немыслимо. В фильме все же угадывается некоторый сюжет, хотя он пульсирует довольно слабо. За главным героем бегают милиция во главе с Рощиным (Леонид Громов) и мафия, предводительствуемая неким Климом (Алексей Горбунов). Ни тот, ни другой не представляют, насколько герой опасен, и тупо подставляют под клинок своих рядовых бойцов. «Да, красиво, да, спецэффекты, экшн-сцены, да, кадры, пролёты камерой, костюмы... — заметил один из критиков. Нет, чего-то цельного из этого всего не вышло. Так красота становится гламуром, а художественность кичем: актёры не играют, а позируют, оператор не снимает, а конструирует...» И еще одна цитата — уже из другого рецензента: «Редкостно бездарные реплики, странно склеенные кадры, нелепая интерпретация традиции комиксов, ситуационная нелепица — в общем, полный фол, бесконечно усугубленный бессмысленностью и беспощадностью происходящего на экране». Жалко зрителя и Чулпан Хаматову: во время съемок последней сцены ей пришлось бегать по холодной земле босиком. Актриса чуть не простудилась, а все во имя чего? Во имя ни-че-го...

Беда от украинских вампиров

Мало кто знает, что среди эсэсовцев, воевавших на восточном фронте, были и шведы из скандинавской дивизии «Викинг». Зимой 1944 года несколько из них оказались на Украине, где их покусала местная вампирша — правда, не за то, что они агрессоры, а по причине своей вампирской природы. Этим эпизодом начинается фильм шведа Андерса Банке «Тридцать дней до рассвета» (Frostbiten, Швеция, 97 минут, «Синема-престиж», 2007). Один из укушенных, Герхард Брекет (в молодости его играет Пер Лефберг, в старости — Карл-Аке Эрикссон), выжил и не только стал матерым вампирищем, но и занялся генетикой, надеясь вывести расу вампиров. К сожалению, главная героиня, почтенный врач Анника (Петра Нильсен), прибывшая в полярный городок вместе с дочерью Сагой (Грета Хавнескольд), не подозревает, что видный генетик — отпетый кровосос... Режиссер Андерс Банке сам, похоже, не очень понимает, ЧТО именно снимает — то ли фильм ужасов, то ли молодежную комедию. Примерно к середине картины черная комедия берет верх: молодой Себастьян (Йонас Карлстром) зачем-то крадет у Брекета красненькие пилюльки, превращающие людей в вампиров, а одна из отвязанных подружек Себастьяна утаскивает, в свою очередь, эти пилюли на молодежную тусовку, вообразив, будто это — наркотики. Понятно, что веселенькая тусовка к концу фильма превращается в сборище юных кровососов. Что дальше с ними делать, режиссер не знает, и, призвав полицию, поспешно закругляет фильм на невнятной ноте. В чем же поучительный смысл этой ленты? В том, что юношам и девушкам надо думать, прежде чем пользоваться сомнительными пилюльками? В том, что шведские вампиры — не хуже и не лучше американских и румынских? В том, что шведам нечего было делать в заснеженной Украине 1944-го? Нет ответа. Единственное новшество, которое Андерс Банке внес в мировую «вампириану»: кровососы, оказываются, понимают собачий язык, а собаки разговаривают с вампирами крайне мерзкими голосами. Почему так? А пес его знает!

Что сказал покойник

Призраки довольно часто передают важные сообщения живым, но далеко не всегда делают это своевременно и в легкой доступной форме. Из-за этого человек начинает сомневаться: правильно ли он понял? не ошиблось ли потустороннее существо? не хочет ли оно надуть живого? Главная героиня фильма Вуди Аллена «Сенсация» (Scoop, США — Великобритания, 97 минут, «CP Digital», 2006), американская студентка Сондра Пронски (Скарлетт Йоханссон), приезжает в Англию, чтобы стать журналисткой. Особых успехов она не достигает — пока не встречается с призраком журналиста Джо Стромбела (Йен Макшайн — «Агент Коди Бэнкс»). Журналюга по дороге на Тот Свет узнает имя печально известного серийного убийцы (того, кто оставляет на месте преступления карты Таро). Преступником оказывается красивый молодой аристократ Питер Лаймен (Хью Джекмен — «Люди Икс»). Поскольку Стромбел уже сам ничего написать не может (умер), а сенсацию упускать жалко, призраку приходится доверить свое открытие Сондре. Первая встреча с духом Джо происходит в декорациях лондонского фокусника Чудини, он же Сид Вотерман (сам Вуди Аллен). Предприимчивая Сондра уговаривает Вотермана стать ее союзником в деле расследования... Короче говоря, если не брать в расчет мистику, то становится очевидно: Вуди Аллен снял еще одну вариацию на тему своего «Загадочного убийства в Манхэттене». Партнерша Вуди энергична и деятельна (Скарлетт Йоханссон понравилось работать с Алленом еще в «Матч-пойнте»), сам мэтр суетлив, нервен и рефлексирует почем зря (хотя в нужный момент напряжет все силы), а предполагаемый убийца совсем не похож на убийцу. Так что расследование идет туго. «Я не Джеймс Бонд, я всего лишь студентка колледжа», — оправдывается Сондра. Зритель, конечно же, намного проницательнее героев картины. Зритель хорошо помнит, что «Гамлет» тоже начинался с откровения призрака, и слова его оказывались истиной. По сравнению с лучшими картинами Вуди Аллена («Любовь и смерть», «Зелиг», «Манхэттен») картина выглядит пустячком, даже не очень смешным. Однако на фоне мрачным параноидальных страшилок японского образца «Сенсация» смотрится довольно мило. Во всяком случае, сам призрак не пытается никого отправить на тот свет. Да и «Танец маленьких лебедей», ставший в «Сенсации» музыкальной темой картины, приятно радует: что-то слышится родное...



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003