№2(42)
Февраль 2007


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО АЛЕКСАНДРА ЗОЛОТЬКО

Владимир Пузий


Александр Золотько. Молчание бога. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. — (серия «Создатели миров»). — тираж 5 000 экз.

Темы богоборчества и богоискания, пожалуй, одни из самых востребованных в фэнтези. И неудивительно: в жанре, где наряду со смертными персонажами часто действуют те или иные божества, сложно не коснуться вопросов теологии.

Другое дело, что вера — вещь тонкая, деликатная; писать о ней так, чтобы это было небанально и не обидно для верующих, — нужно уметь.

В мальчиковых рефлексиях на тему «как стать властелином мира» богоборчество будет и отображено соответственно: бога-папашу в конце концов либо низвергнут (привет вам, Фрейд с Эдипом!), либо лишат божественного могущества — и ладно, если просто снимут с шеи суперпродвинутый артефакт, а могут ведь и как с Кроносом обойтись...

У Александра Золотько в «Молчании бога» всё иначе. То есть, боги-божества есть: прошло энное количество столетий после событий, которые описаны в «Играх богов»1, и теперь большинство небожителей переселились... в Америку. И не просто так, а для чистоты масштабнейшего эксперимента: ибо оставшиеся в Старом Свете Хозяин и Ловчий пытаются уловить, нащупать, отыскать хотя бы намёк на присутствие в мироздании Бога-Создателя. Или дьявола.

К счастью, такая завязка, больше похожая на продолжение очередной «всех-убью-один-останусь» эпопеи, оказывается лишь авторской уловкой. В декорациях традиционного европейского средневековья (или, если угодно, «европейского фэнтезийного средневековья») А.Золотько разыгрывает вполне серьёзное, трагическое действо.

«Молчание бога» рассказывает о событиях, примерно соответствующих началу 13 ст. в нашей истории. Золотько старается открыто не называть земных реалий; все персонажи у него носят «говорящие» имена: Хорёк, Длинный, Вдович... — и это вполне справедливо, если вспомнить, что для людей того времени каждое имя имело определённый смысл. И всё-таки внимательный читатель отыщет вешки-следы, по которым можно более-менее точно вычислить датировку событий в «Молчании бога».

Вообще в романе много таких загадок, часть из них важна для сюжета, часть — приятное упражнение для ума, столь любимое многими читателями. При общем достаточно серьёзном настрое книги Золотько позволил себе вволю «похулиганить»: вы найдёте на страницах «Молчания» Красную Шапочку и Снорри Стурлусона, узнаете, откуда в Америке появились Пернатый змей и гигантские каменные шары... При этом, если «Игры богов» грешили некоторой антиэмоциональностью, то в «Молчании» соотношение ratio и emotio гармонично уравновешено.

Главные герои — человек, получивший почти божественные силу и живучесть, и божество-бунтарь — получились у автора живыми, им сопереживаешь. Этого тем сложней добиться, чем могущественней персонаж, однако у Золотько Хозяин и Ловчий, почти неуязвимые физически, имеют свои «ахиллесовы пяты». Они человечны, в отличие от некоторых настоящих «человеков»... А вот большинство людей в мире «Молчания», в отличие от божеств, теологическими проблемами «не заморачиваются»: их, людей, больше заботят земные хлопоты — да ещё участившиеся случаи появления оборотней, ведьм, вампиров...

Всеми этими «врагами рода человеческого» Хозяин и Ловец интересуются не меньше, чем случаями чудесных исцелений. Ведь не исключено, что оборотни, ведьмы, вампиры — суть слуги дьявола...

Пересказывать сюжет «Молчания» сложно и, пожалуй, бессмысленно: Золотько не торопясь, но и без чрезмерной детализации рисует впечатляющую картину того, какой могла бы быть Европа... или же того, какой она действительно была. Складывается эта картина из отдельных историй, которые так или иначе связаны с основными персонажами, Хозяином и Ловчим, — и разумеется, в финале все детали складываются в единый imago mundi. Но перед нами не роман в новеллах; просто поиски Хозяина и Ловчего сталкивают их с теми или иными людьми, а у каждого за плечами — своя жизнь, своя правда.

Возможно, для тех, кто читает преимущественно фэнтези, это будет неочевидным, но при всей кажущейся фантастичности и следованию канону (боги, нечисть, напиток, дарующий бессмертие, и пр.) мир книги в деталях очень точен и, я бы сказал, историчен. Это касается и повседневной жизни персонажей, и их взаимоотношений. Возможно, благодаря такому «фэнтезийному реализму» и собственно фантастические элементы в романе смотрятся как естественные, не надуманные аспекты существования этого мира.

Мир «Молчания», безусловно, жесток — но сама книга при этом не оставляет впечатления мрачной безысходности. Герои романа умеют пошутить и исполнены надежды даже тогда, когда, казалось бы, ждать её неоткуда. Пожалуй, самая впечатляющая в этом смысле сцена — штурм монастыря войсками. Или, если хотите, монстыря: туда сознательно, добровольно уходили оборотни и вампиры, не желавшие подчиняться своей природе, пить кровь и убивать людей, сознательно обрекшие себя на страдания (ибо какой же монастырь без крестов, святой воды и колокольного звона?!). И вот добровольные отшельники столь же сознательно отказываются от своих сверхъестественных способностей и, безоружные, выходят навстречу войскам...

Золотько раз за разом удаётся пройти по тонкой грани между разухабистым экшном и пустословным пафосом: герои его принимают решения и действуют, когда это необходимо, но при всём при том они — живые, ранимые, сомневающиеся люди (даже когда — боги или н елюди). Достаточно серьёзная философская диллема не помешала писателю как следует «закрутить сюжет» и сделать книгу не только умной, но и интересной.

Вопрос, которым задаются персонажи (а с ними — и автор), звучал не раз: если Бог есть, почему он допускает всю эту несправедливость, всю боль и горечь, которыми переполнен мир?.. И ответ, который появляется на последних страницах, даже не столь важен — важнее поступки, совершённые персонажами в финале. Именно они делают этот ответ не очередной богословской увёрткой, но действительно ответом.

По крайней мере, для них он таков.

На мой взгляд, «Молчание бога» — безусловный шаг вперёд для А.Золотько: соблюдая объявленые в предыдущем романе правила «Игры», он сделал следующий роман более живым и глубоким: здесь есть пища не только для ума, но и для сердца.

Конечно, по-прежнему хочется, чтобы книги «АСТ»/«Астрели» проходили хотя бы корректуру. Тогда, пожалуй, в них не встречались бы фразы «мачта на канатах весела» или « из этого следует, что не следует ни слишком грешить, ни особо совершать подвиги и благие дела». Таких моментов меньше, чем в «Играх», но тем обидней, что они всё же есть.

«Молчание бога», хотя и является непрямым продолжением «Игр», может читаться самостоятельно. Закрыта ли на этом тема богоискательства для А.Золотько — пока сложно сказать. Следующий его роман, недавно дописанная «Последняя крепость Земли», — открывает цикл «Королевские фрегаты», который по антуражу ближе к научной фантастике или же к космической опере. А вот о чём он — узнаем, когда книга попадёт на прилавки магазинов.

1См. нашу рецензию в «РФ» № 6 (10) за 2004 г.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003