БОГОИСКАТЕЛЬСТВО АЛЕКСАНДРА ЗОЛОТЬКО
Владимир Пузий
Александр Золотько. Молчание бога. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. — (серия «Создатели миров»). — тираж 5 000 экз.
Темы богоборчества и богоискания, пожалуй, одни из самых востребованных в фэнтези. И неудивительно: в жанре, где наряду со смертными персонажами часто действуют те или иные божества, сложно не коснуться вопросов теологии.
Другое дело, что вера — вещь тонкая, деликатная; писать о ней так, чтобы это было небанально и не обидно для верующих, — нужно уметь.
В мальчиковых рефлексиях на тему «как стать властелином мира» богоборчество будет и отображено соответственно: бога-папашу в конце концов либо низвергнут (привет вам, Фрейд с Эдипом!), либо лишат божественного могущества — и ладно, если просто снимут с шеи суперпродвинутый артефакт, а могут ведь и как с Кроносом обойтись...
У Александра Золотько в «Молчании бога» всё иначе. То есть, боги-божества есть: прошло энное количество столетий после событий, которые описаны в «Играх богов»1, и теперь большинство небожителей переселились... в Америку. И не просто так, а для чистоты масштабнейшего эксперимента: ибо оставшиеся в Старом Свете Хозяин и Ловчий пытаются уловить, нащупать, отыскать хотя бы намёк на присутствие в мироздании Бога-Создателя. Или дьявола.
К счастью, такая завязка, больше похожая на продолжение очередной «всех-убью-один-останусь» эпопеи, оказывается лишь авторской уловкой. В декорациях традиционного европейского средневековья (или, если угодно, «европейского фэнтезийного средневековья») А.Золотько разыгрывает вполне серьёзное, трагическое действо.
«Молчание бога» рассказывает о событиях, примерно соответствующих началу 13 ст. в нашей истории. Золотько старается открыто не называть земных реалий; все персонажи у него носят «говорящие» имена: Хорёк, Длинный, Вдович... — и это вполне справедливо, если вспомнить, что для людей того времени каждое имя имело определённый смысл. И всё-таки внимательный читатель отыщет вешки-следы, по которым можно более-менее точно вычислить датировку событий в «Молчании бога».
Вообще в романе много таких загадок, часть из них важна для сюжета, часть — приятное упражнение для ума, столь любимое многими читателями. При общем достаточно серьёзном настрое книги Золотько позволил себе вволю «похулиганить»: вы найдёте на страницах «Молчания» Красную Шапочку и Снорри Стурлусона, узнаете, откуда в Америке появились Пернатый змей и гигантские каменные шары... При этом, если «Игры богов» грешили некоторой антиэмоциональностью, то в «Молчании» соотношение
ratio и
emotio гармонично уравновешено.
Главные герои — человек, получивший почти божественные силу и живучесть, и божество-бунтарь — получились у автора живыми, им сопереживаешь. Этого тем сложней добиться, чем могущественней персонаж, однако у Золотько Хозяин и Ловчий, почти неуязвимые физически, имеют свои «ахиллесовы пяты». Они
человечны, в отличие от некоторых настоящих «человеков»... А вот большинство людей в мире «Молчания», в отличие от божеств, теологическими проблемами «не заморачиваются»: их, людей, больше заботят земные хлопоты — да ещё участившиеся случаи появления оборотней, ведьм, вампиров...
Всеми этими «врагами рода человеческого» Хозяин и Ловец интересуются не меньше, чем случаями чудесных исцелений. Ведь не исключено, что оборотни, ведьмы, вампиры — суть слуги дьявола...
Пересказывать сюжет «Молчания» сложно и, пожалуй, бессмысленно: Золотько не торопясь, но и без чрезмерной детализации рисует впечатляющую картину того, какой могла бы быть Европа... или же того, какой она действительно была. Складывается эта картина из отдельных историй, которые так или иначе связаны с основными персонажами, Хозяином и Ловчим, — и разумеется, в финале все детали складываются в единый
imago mundi. Но перед нами не роман в новеллах; просто поиски Хозяина и Ловчего сталкивают их с теми или иными людьми, а у каждого за плечами — своя жизнь, своя правда.
Возможно, для тех, кто читает преимущественно фэнтези, это будет неочевидным, но при всей кажущейся фантастичности и следованию канону (боги, нечисть, напиток, дарующий бессмертие, и пр.) мир книги в деталях очень точен и, я бы сказал, историчен. Это касается и повседневной жизни персонажей, и их взаимоотношений. Возможно, благодаря такому «фэнтезийному реализму» и собственно фантастические элементы в романе смотрятся как естественные, не надуманные аспекты существования этого мира.
Мир «Молчания», безусловно, жесток — но сама книга при этом не оставляет впечатления мрачной безысходности. Герои романа умеют пошутить и исполнены надежды даже тогда, когда, казалось бы, ждать её неоткуда. Пожалуй, самая впечатляющая в этом смысле сцена — штурм монастыря войсками. Или, если хотите,
монстыря: туда сознательно, добровольно уходили оборотни и вампиры, не желавшие подчиняться своей природе, пить кровь и убивать людей, сознательно обрекшие себя на страдания (ибо какой же монастырь без крестов, святой воды и колокольного звона?!). И вот добровольные отшельники столь же сознательно отказываются от своих сверхъестественных способностей и, безоружные, выходят навстречу войскам...
Золотько раз за разом удаётся пройти по тонкой грани между разухабистым экшном и пустословным пафосом: герои его принимают решения и действуют, когда это необходимо, но при всём при том они — живые, ранимые, сомневающиеся люди (даже когда — боги или н
елюди). Достаточно серьёзная философская диллема не помешала писателю как следует «закрутить сюжет» и сделать книгу не только умной, но и интересной.
Вопрос, которым задаются персонажи (а с ними — и автор), звучал не раз: если Бог есть, почему он допускает всю эту несправедливость, всю боль и горечь, которыми переполнен мир?.. И ответ, который появляется на последних страницах, даже не столь важен — важнее поступки, совершённые персонажами в финале. Именно они делают этот ответ не очередной богословской увёрткой, но действительно ответом.
По крайней мере, для них он таков.
На мой взгляд, «Молчание бога» — безусловный шаг вперёд для А.Золотько: соблюдая объявленые в предыдущем романе правила «Игры», он сделал следующий роман более живым и глубоким: здесь есть пища не только для ума, но и для сердца.
Конечно, по-прежнему хочется, чтобы книги «АСТ»/«Астрели» проходили хотя бы корректуру. Тогда, пожалуй, в них не встречались бы фразы
«мачта на канатах весела» или «
из этого следует, что не следует ни слишком грешить, ни особо совершать подвиги и благие дела». Таких моментов меньше, чем в «Играх», но тем обидней, что они всё же есть.
«Молчание бога», хотя и является непрямым продолжением «Игр», может читаться самостоятельно. Закрыта ли на этом тема богоискательства для А.Золотько — пока сложно сказать. Следующий его роман, недавно дописанная «Последняя крепость Земли», — открывает цикл «Королевские фрегаты», который по антуражу ближе к научной фантастике или же к космической опере. А вот
о чём он — узнаем, когда книга попадёт на прилавки магазинов.
1См. нашу рецензию в «РФ» № 6 (10) за 2004 г.
|