БОГОИСКАТЕЛЬСТВО АЛЕКСАНДРА ЗОЛОТЬКО
Владимир Пузий
Александр Золотько. Молчание бога. М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. (серия «Создатели миров»). тираж 5 000 экз.
Темы богоборчества и богоискания, пожалуй, одни из самых востребованных в фэнтези. И неудивительно: в жанре, где наряду со смертными персонажами часто действуют те или иные божества, сложно не коснуться вопросов теологии.
Другое дело, что вера вещь тонкая, деликатная; писать о ней так, чтобы это было небанально и не обидно для верующих, нужно уметь.
В мальчиковых рефлексиях на тему «как стать властелином мира» богоборчество будет и отображено соответственно: бога-папашу в конце концов либо низвергнут (привет вам, Фрейд с Эдипом!), либо лишат божественного могущества и ладно, если просто снимут с шеи суперпродвинутый артефакт, а могут ведь и как с Кроносом обойтись...
У Александра Золотько в «Молчании бога» всё иначе. То есть, боги-божества есть: прошло энное количество столетий после событий, которые описаны в «Играх богов»1, и теперь большинство небожителей переселились... в Америку. И не просто так, а для чистоты масштабнейшего эксперимента: ибо оставшиеся в Старом Свете Хозяин и Ловчий пытаются уловить, нащупать, отыскать хотя бы намёк на присутствие в мироздании Бога-Создателя. Или дьявола.
К счастью, такая завязка, больше похожая на продолжение очередной «всех-убью-один-останусь» эпопеи, оказывается лишь авторской уловкой. В декорациях традиционного европейского средневековья (или, если угодно, «европейского фэнтезийного средневековья») А.Золотько разыгрывает вполне серьёзное, трагическое действо.
«Молчание бога» рассказывает о событиях, примерно соответствующих началу 13 ст. в нашей истории. Золотько старается открыто не называть земных реалий; все персонажи у него носят «говорящие» имена: Хорёк, Длинный, Вдович... и это вполне справедливо, если вспомнить, что для людей того времени каждое имя имело определённый смысл. И всё-таки внимательный читатель отыщет вешки-следы, по которым можно более-менее точно вычислить датировку событий в «Молчании бога».
Вообще в романе много таких загадок, часть из них важна для сюжета, часть приятное упражнение для ума, столь любимое многими читателями. При общем достаточно серьёзном настрое книги Золотько позволил себе вволю «похулиганить»: вы найдёте на страницах «Молчания» Красную Шапочку и Снорри Стурлусона, узнаете, откуда в Америке появились Пернатый змей и гигантские каменные шары... При этом, если «Игры богов» грешили некоторой антиэмоциональностью, то в «Молчании» соотношение
ratio и
emotio гармонично уравновешено.
Главные герои человек, получивший почти божественные силу и живучесть, и божество-бунтарь получились у автора живыми, им сопереживаешь. Этого тем сложней добиться, чем могущественней персонаж, однако у Золотько Хозяин и Ловчий, почти неуязвимые физически, имеют свои «ахиллесовы пяты». Они
человечны, в отличие от некоторых настоящих «человеков»... А вот большинство людей в мире «Молчания», в отличие от божеств, теологическими проблемами «не заморачиваются»: их, людей, больше заботят земные хлопоты да ещё участившиеся случаи появления оборотней, ведьм, вампиров...
Всеми этими «врагами рода человеческого» Хозяин и Ловец интересуются не меньше, чем случаями чудесных исцелений. Ведь не исключено, что оборотни, ведьмы, вампиры суть слуги дьявола...
Пересказывать сюжет «Молчания» сложно и, пожалуй, бессмысленно: Золотько не торопясь, но и без чрезмерной детализации рисует впечатляющую картину того, какой могла бы быть Европа... или же того, какой она действительно была. Складывается эта картина из отдельных историй, которые так или иначе связаны с основными персонажами, Хозяином и Ловчим, и разумеется, в финале все детали складываются в единый
imago mundi. Но перед нами не роман в новеллах; просто поиски Хозяина и Ловчего сталкивают их с теми или иными людьми, а у каждого за плечами своя жизнь, своя правда.
Возможно, для тех, кто читает преимущественно фэнтези, это будет неочевидным, но при всей кажущейся фантастичности и следованию канону (боги, нечисть, напиток, дарующий бессмертие, и пр.) мир книги в деталях очень точен и, я бы сказал, историчен. Это касается и повседневной жизни персонажей, и их взаимоотношений. Возможно, благодаря такому «фэнтезийному реализму» и собственно фантастические элементы в романе смотрятся как естественные, не надуманные аспекты существования этого мира.
Мир «Молчания», безусловно, жесток но сама книга при этом не оставляет впечатления мрачной безысходности. Герои романа умеют пошутить и исполнены надежды даже тогда, когда, казалось бы, ждать её неоткуда. Пожалуй, самая впечатляющая в этом смысле сцена штурм монастыря войсками. Или, если хотите,
монстыря: туда сознательно, добровольно уходили оборотни и вампиры, не желавшие подчиняться своей природе, пить кровь и убивать людей, сознательно обрекшие себя на страдания (ибо какой же монастырь без крестов, святой воды и колокольного звона?!). И вот добровольные отшельники столь же сознательно отказываются от своих сверхъестественных способностей и, безоружные, выходят навстречу войскам...
Золотько раз за разом удаётся пройти по тонкой грани между разухабистым экшном и пустословным пафосом: герои его принимают решения и действуют, когда это необходимо, но при всём при том они живые, ранимые, сомневающиеся люди (даже когда боги или н
елюди). Достаточно серьёзная философская диллема не помешала писателю как следует «закрутить сюжет» и сделать книгу не только умной, но и интересной.
Вопрос, которым задаются персонажи (а с ними и автор), звучал не раз: если Бог есть, почему он допускает всю эту несправедливость, всю боль и горечь, которыми переполнен мир?.. И ответ, который появляется на последних страницах, даже не столь важен важнее поступки, совершённые персонажами в финале. Именно они делают этот ответ не очередной богословской увёрткой, но действительно ответом.
По крайней мере, для них он таков.
На мой взгляд, «Молчание бога» безусловный шаг вперёд для А.Золотько: соблюдая объявленые в предыдущем романе правила «Игры», он сделал следующий роман более живым и глубоким: здесь есть пища не только для ума, но и для сердца.
Конечно, по-прежнему хочется, чтобы книги «АСТ»/«Астрели» проходили хотя бы корректуру. Тогда, пожалуй, в них не встречались бы фразы
«мачта на канатах весела» или «
из этого следует, что не следует ни слишком грешить, ни особо совершать подвиги и благие дела». Таких моментов меньше, чем в «Играх», но тем обидней, что они всё же есть.
«Молчание бога», хотя и является непрямым продолжением «Игр», может читаться самостоятельно. Закрыта ли на этом тема богоискательства для А.Золотько пока сложно сказать. Следующий его роман, недавно дописанная «Последняя крепость Земли», открывает цикл «Королевские фрегаты», который по антуражу ближе к научной фантастике или же к космической опере. А вот
о чём он узнаем, когда книга попадёт на прилавки магазинов.
1См. нашу рецензию в «РФ» № 6 (10) за 2004 г.
|