№2(42)
Февраль 2007


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ИГРА НА ОДНОЙ СТРУНЕ

Роман Арбитман


Алексей СОКОЛОВ, Виталий КАПЛАН. Струна: Роман. — М.: Форум, 2006. — 416 с.

В серии «Другая сторона» московского издательства «Форум» вышел роман «Струна», жанр которого — амальгама боевика, фэнтези и романа-предупреждения с политическим мессиджем. Авторы с юношеским энтузиазмом первопроходцев в очередной раз ведут читателя по дороге в ад, вымощенной благими намерениями.

Как известно, помощь детям — дело святое. Даже суровое сердце московского градоначальника Лужкова дрогнуло и он три с лишним года назад разрешил установить в самом центре российской столицы, на Болотной площади, жутковатое (во всех смыслах) творение Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых», где скульптурно невыразительные играющие детки словно бы сошли с фронтона какого-то провинциального Дворца пионеров, зато уж гротескные изваяния пороков (наркомания, невежество, лжеучение, садизм, равнодушие и т.п.) исполнены во всех неаппетитных подробностях, с большим, так сказать, знанием разоблачаемого предмета...

Да что там маэстро Шемякин! Сам великий гуру советской интеллигенции Остап Бендер, желая помочь старгородской контре побыстрее расстаться с нетрудовыми рублями и не чувствовать себя в опасности, вдохновенно врал о том, что средства пойдут страдающим малюткам. А если бы не врал? Если бы был не веселым жуликом, а серьезным фанатиком с большими организационными возможностями? Если бы тайный Союз Меча и Орала действительно существовал и его адепты обладали бы, среди прочего, фантастическими боевыми возможностями супервоина Нео из «Матрицы»? Несдобровать тогда всяческим наркоманам, невежам, лжеученым, садистам (и далее по списку). Ну а поскольку рубка леса в России обычно сопровождается обильным разлетом щепок, то на орехи достанется всем, кто подвернется под горячую руку...

Один из первых рецензентов книги, увидел в романе явную полемику с творчеством известного писателя-педагога Владислава Крапивина, который нередко добивался симпатий подрастающего поколения довольно простым способом: сталкивал младших со старшими, не переставая подчеркивать явную моральную ущербность старших. Что ж, хотели того авторы или нет, элемент полемики с мэтром советского детлита здесь и впрямь присутствует. В «Струне» многие «крапивинские» ситуации доведены до логического предела: былые «всадники со станции Роса», выручавшие из беды пацана, превратились теперь в беспощадных карателей.

Главный герой романа, молодой учитель математик окраинной столичной школы Константин Демидов, угодил под раздачу почти случайно: доведенный хулиганами до точки кипения, он дал оплеуху одному из наглецов. Поступок малоприятный, но в традициях советской педагогики (сам Антон Семенович Макаренко, как известно, начинал с рукоприкладства — методом убеждения он овладел чуть позже). Тем не менее Демидова взяли в оборот адепты тайного братства «Струна», скрытого под вывеской некоего Федерального фонда защиты прав несовершеннолетних: учитель был похищен, избит, приведен на суд и приговорен к расстрелу. В последнюю минуту нашего герою удалось бежать, и он предпочел бомжевать в заштатном Мухинске, взяв имя погибшего друга, — только бы не возвращаться обратно в столицу, где Косте наверняка выпишут причитающиеся ему по приговору девять граммов. Однако и в Мухинске наш герой ввязался в схватку с маньяком-педофилом, бескорыстно спасая мальчика, и был замечен местным филиалом «Струны». Те отмыли бомжа Костю, выслушали придуманную легенду и предложили сотрудничать. Так бывший учитель становится функционером «Струны». Костя опасается разоблачения в любой момент, но куда деваться? Приходится работать. Тем более, что боевики-филантропы сражаются с настоящими, не придуманными негодяями, поэтому совесть нашего героя чиста. Ну почти. Шевелится в ней червячок сомнения...

Виталию Каплану, одному из соавторов, сорок лет. Как и герой романа, он по образованию учитель математики, работает в православном журнале «Фома». Алексей Соколов на пятнадцать лет младше и ведет раздел в том же самом журнале. «Струна», по мнению Каплана, это «сбывшаяся мечта о силе. Мечта тех, кто добр и слаб. Кто страдает от того, что не может помочь обиженным, не может спасти беззащитных. Особенно если обиженные и беззащитные — это дети. Любой совестливый человек знает, что «Чужих детей не бывает». Но что делать, когда надеяться не на кого?..»

Роман написан живо и увлекательно, этого не отнять, однако и недостатки книги хорошо заметны. Авторы старались связать к финалу концы с концами, но в сюжете романа так и осталось множество «темных мест», и финальная разгадка (о ней умолчим) превращает эти «темные места» в «черные дыры», куда проваливается немалая часть смысла. Авторы злоупотребляют порою сленгом, но куда больше раздражают высокопарности в речи персонажей (вроде: «Так вышло, что на твой душе скрестились взгляды, надежды и тревоги...» — и вычурно, и не совсем по-русски).

Впочем, главная беда романа в другом. Авторы со смаком описывают «акции» детозащитников (этому делу посвящено почти две трети романа) и в то же время крайне скупы в демонстрации отрицательной изнанки «Струны». В результате книга вольно или невольно превращается в прямолинейную иллюстрацию тезиса о «добре с кулаками». Или — если вспомнить известную миниатюру Жванецкого — об интеллигенте, который, въехав на рынок на танке, спросил сквозь прицел у зарвавшегося торговца: «Скоко-скоко?» И с радостью увидел испуганную рожу жлоба.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003