ИГРА НА ОДНОЙ СТРУНЕ
Роман Арбитман
Алексей СОКОЛОВ, Виталий КАПЛАН. Струна: Роман. М.: Форум, 2006. 416 с.
В серии «Другая сторона» московского издательства «Форум» вышел роман «Струна», жанр которого амальгама боевика, фэнтези и романа-предупреждения с политическим мессиджем. Авторы с юношеским энтузиазмом первопроходцев в очередной раз ведут читателя по дороге в ад, вымощенной благими намерениями.
Как известно, помощь детям дело святое. Даже суровое сердце московского градоначальника Лужкова дрогнуло и он три с лишним года назад разрешил установить в самом центре российской столицы, на Болотной площади, жутковатое (во всех смыслах) творение Михаила Шемякина «Дети жертвы пороков взрослых», где скульптурно невыразительные играющие детки словно бы сошли с фронтона какого-то провинциального Дворца пионеров, зато уж гротескные изваяния пороков (наркомания, невежество, лжеучение, садизм, равнодушие и т.п.) исполнены во всех неаппетитных подробностях, с большим, так сказать, знанием разоблачаемого предмета...
Да что там маэстро Шемякин! Сам великий гуру советской интеллигенции Остап Бендер, желая помочь старгородской контре побыстрее расстаться с нетрудовыми рублями и не чувствовать себя в опасности, вдохновенно врал о том, что средства пойдут страдающим малюткам. А если бы не врал? Если бы был не веселым жуликом, а серьезным фанатиком с большими организационными возможностями? Если бы тайный Союз Меча и Орала действительно существовал и его адепты обладали бы, среди прочего, фантастическими боевыми возможностями супервоина Нео из «Матрицы»? Несдобровать тогда всяческим наркоманам, невежам, лжеученым, садистам (и далее по списку). Ну а поскольку рубка леса в России обычно сопровождается обильным разлетом щепок, то на орехи достанется всем, кто подвернется под горячую руку...
Один из первых рецензентов книги, увидел в романе явную полемику с творчеством известного писателя-педагога Владислава Крапивина, который нередко добивался симпатий подрастающего поколения довольно простым способом: сталкивал младших со старшими, не переставая подчеркивать явную моральную ущербность старших. Что ж, хотели того авторы или нет, элемент полемики с мэтром советского детлита здесь и впрямь присутствует. В «Струне» многие «крапивинские» ситуации доведены до логического предела: былые «всадники со станции Роса», выручавшие из беды пацана, превратились теперь в беспощадных карателей.
Главный герой романа, молодой учитель математик окраинной столичной школы Константин Демидов, угодил под раздачу почти случайно: доведенный хулиганами до точки кипения, он дал оплеуху одному из наглецов. Поступок малоприятный, но в традициях советской педагогики (сам Антон Семенович Макаренко, как известно, начинал с рукоприкладства методом убеждения он овладел чуть позже). Тем не менее Демидова взяли в оборот адепты тайного братства «Струна», скрытого под вывеской некоего Федерального фонда защиты прав несовершеннолетних: учитель был похищен, избит, приведен на суд и приговорен к расстрелу. В последнюю минуту нашего герою удалось бежать, и он предпочел бомжевать в заштатном Мухинске, взяв имя погибшего друга, только бы не возвращаться обратно в столицу, где Косте наверняка выпишут причитающиеся ему по приговору девять граммов. Однако и в Мухинске наш герой ввязался в схватку с маньяком-педофилом, бескорыстно спасая мальчика, и был замечен местным филиалом «Струны». Те отмыли бомжа Костю, выслушали придуманную легенду и предложили сотрудничать. Так бывший учитель становится функционером «Струны». Костя опасается разоблачения в любой момент, но куда деваться? Приходится работать. Тем более, что боевики-филантропы сражаются с настоящими, не придуманными негодяями, поэтому совесть нашего героя чиста. Ну почти. Шевелится в ней червячок сомнения...
Виталию Каплану, одному из соавторов, сорок лет. Как и герой романа, он по образованию учитель математики, работает в православном журнале «Фома». Алексей Соколов на пятнадцать лет младше и ведет раздел в том же самом журнале. «Струна», по мнению Каплана, это «сбывшаяся мечта о силе. Мечта тех, кто добр и слаб. Кто страдает от того, что не может помочь обиженным, не может спасти беззащитных. Особенно если обиженные и беззащитные это дети. Любой совестливый человек знает, что «Чужих детей не бывает». Но что делать, когда надеяться не на кого?..»
Роман написан живо и увлекательно, этого не отнять, однако и недостатки книги хорошо заметны. Авторы старались связать к финалу концы с концами, но в сюжете романа так и осталось множество «темных мест», и финальная разгадка (о ней умолчим) превращает эти «темные места» в «черные дыры», куда проваливается немалая часть смысла. Авторы злоупотребляют порою сленгом, но куда больше раздражают высокопарности в речи персонажей (вроде: «Так вышло, что на твой душе скрестились взгляды, надежды и тревоги...» и вычурно, и не совсем по-русски).
Впочем, главная беда романа в другом. Авторы со смаком описывают «акции» детозащитников (этому делу посвящено почти две трети романа) и в то же время крайне скупы в демонстрации отрицательной изнанки «Струны». В результате книга вольно или невольно превращается в прямолинейную иллюстрацию тезиса о «добре с кулаками». Или если вспомнить известную миниатюру Жванецкого об интеллигенте, который, въехав на рынок на танке, спросил сквозь прицел у зарвавшегося торговца: «Скоко-скоко?» И с радостью увидел испуганную рожу жлоба.
|