ЛАБИРИНТ В ПОИСКАХ ТЕСЕЯ
Обычно наши издательства, выбирая абстрактно-броские названия для своих «фантастических» серий, придумывают их, что называется, от фонаря. Можно хоть до посинения листать книжки, помеченные лейблом
«Звездный лабиринт» (
«АСТ»), и не обнаружить в них даже тени обещанного лабиринта (ау, Минотавр, ау!). Но это не самая большая беда. Грустно другое. Были времена, когда серия «ЗЛ» выгодно отличалась от серий-собратьев
«Абсолютного оружия» («ЭКСМО»)
и «Фантастического боевика» («Армада»). Те времена давно прошли. Теперь «ЗЛ» самая ОБЫЧНАЯ серия, где на одну хорошую книгу приходится полдюжины в лучшем случае средних.
Начнем с лучшего. Вот один из последних сборников Евгения Лукина
«Чушь собачья». Имя этого фантаста (кстати, с недавних пор одного из авторов «РФ») читателям хорошо известно. Уже с начала 80-х короткие рассказы и повести Евгения и Любови Лукиных стали появляться в периодике, а в начале 90-х вышел, наконец, их сборник «Когда отступают ангелы». Потом увидели свет еще несколько книг соавторов; потом появилась повесть «Миссионеры»; потом Евгений остался в одиночестве и переключился на крупную форму. Новый сборник включает, помимо нового заглавного романа, еще и не очень новую повесть «Труженики зазеркалья» плюс несколько рассказов последних лет. Мы поговорим о центральной вещи сборника то есть о романе. «Чушь собачья» продолжает юмористико-фантастический цикл, начатый три года назад романом «Алая аура протопарторга» о параллельном мире, где Россия развалилась на великое множество самостоятельных государств, каждое из которых выбрало свою форму правления (где демократия западного образца, где теократия с коммунистическим отливом) и свой образ жизни. В центре повествования оказывается городок-государство Суслово. Здесь граждане имеют право, получив соответствующие образование и квалификацию, служить собаками у богатых хозяев. С 9 до 5 с перерывом на обед люди ведут жизнь выдрессированных питбулей или болонок, а потом, переодевшись и приняв душ, отправляются по домам или идут ужинать в ресторанчик. Главный герой книги, Ратмир, работает бульдогом у крупного коммерсанта и трудится до того самозабвенно, что в «собачьей» ипостаси ведет себя абсолютно достоверно, загоняя человека глубоко в подсознание. Наблюдатели со стороны, приезжающие в Суслово, могут счесть, будто, работая собаками, люди теряют достоинство. На самом же деле многие «псы по договору» сами безумно рады уйти от мучающих людских проблем в простой и «черно-белый» животный мир, где есть друг, есть враг, и никакие нюансы не нужны. В финале происходит закономерное: вжившись в образ, пес спасает людей от покушения, не «включив» человеческий ум и не поняв, что влетевший в комнату неприятный предмет ручная граната с выдернутой чекой... Метафора Лукина очевидна. Плох тот мир, где лучшими людьми оказываются собаки (будь то настоящие псы или имитаторы), которых отличают от homo sapiens прямодушие и преданность. И плохи те люди, которые считают возможным «делегировать» кому-то столь ценные и необходимые в жизни качества...
Следующий герой нашего обзора еще один автор «РФ», Леонид Каганов, чей роман
«Харизма» вышел в той же серии. Предыдущая книга автора, «Коммутация», почти сплошь состояла из рассказов (за исключением, разве что, заглавной вещи); хотя влияние Пелевина, Стругацких и фильма «Матрица» видно было невооруженным взглядом, нестандартные ситуации и живой язык превращали небольшие новеллы в приятное и необременительное чтиво. Новая книга целиком состоит из одного романа. В январском обзоре Марии Галиной «Харизма» была встроена в остроумную концепцию типовых «сумасшествий» героев НФ, однако роман от этого, естественно, лучше не стал. Главный герой произведения, студент-программист Алеша Матвеев по прозвищу Лекса, как и персонажи «Кукловодов» Хайнлайна становится объектом воздействия пришельцев. Впрочем, этот факт герой в полной мере осознает лишь ближе к финалу книги, а на протяжении почти всего повествования Лекса пытается разобраться, ЧТО с ним происходит: отчего он вдруг стал неуязвим, может менять свое тело усилием мысли, видеть в инфракрасном спектре, слышать на много метров вперед. Как и в первой книге, автор нередко демонстрирует прекрасное чувство юмора отдельные вставные эпизоды дивно хороши (например, глава, где героя приглашают на телешоу демонстрировать свои способности; или глава, где бандюки, желающие выглядеть крутыми, нанимают Лексу чтобы тот изображал жертву «наезда», только что оставшуюся без пальца на руке). Однако сюжет с пришельцами в целом выглядит исключительно банальным, а уж самодовольство главного героя (альтер-эго автора) способно и вовсе оттолкнуть читателя. Кроме того, Леонид Каганов, сам того не желая, пытается уверить публику в том, что хакеры это уже не совсем люди, эта уже некая высшая раса, живущая в особом мире и способная повелевать смертными. Едва ли порадуются этому тезису даже завсегдатаи Интернета и самые продвинутые «юзеры». Да и автор «Харизмы» не тянет на пророка...
Теперь несколько слов о менее известных «лабиринтовцах». Вот, например, сравнительно недавно выпущенный роман Всеволода Глуховцева и Андрея Самойлова
«Бог сумерек». Авторы отнюдь не без таланта, роман вовсе не без достоинств, а жанр фантастического детектива традиционно любим читателями. Роман начинается с того, что сотрудник охранного агентства «Геката» Игорь Артемьев, сторожащий по ночам городскую библиотеку, как-то раз обнаруживает нештатную ситуацию: не включается сигнализация. Электрик-сигнализаторщик Палыч восстанавливают статус-кво, но все это кажется Игорю несколько подозрительным. Внезапно он обнаруживает на этаже, где патрулирует, безголовый труп. Однако приехавшая бригада «Гекаты» трупа не находит... Ситуация кажется чисто криминальной, однако это заблуждение. Ибо появление и исчезновение покойников связано с параллельным миром, куда прорвался пытливый ученый разум и откуда на Землю может явиться всякая нечисть от драконов до самого сатаны. Сюжет романа достаточно хорошо проработан, драйв присутствует, герои постоянно находятся в движении и даже тот факт, что большинство событий тут происходит благодаря случайному стечению обстоятельств, находит свое объяснение в финале: тайный маг, скрывающийся под фамилией Богачев, «вел» ничего не подозревающих героев. Но... Есть в романе некоторые моменты, которые требуют, чтобы их «прописали» подробнее. Во-первых, должно быть более четко объяснено, для чего один из главных отрицательных героев, Смолянинов, так рвался в параллельный мир и почему этому помогали дьявольские камлания. Во-вторых, фигура Богачева должна быть прояснена (дракон, питающийся трупами грешников, это эффектно, но ничего не объясняет). В-третьих, сюжет с магической книгой так и остался «подвешенным»: если она (в полном объеме) была целью поисков Богачева, то почему же в конце все свершилось без ее участия и проникновение героев в иной мир, и метаморфоза мага, и финальное жертвоприношение Игоря Артемьева. Создается впечатление, что авторы на время подзабыли о судьбоносном значении Книги тысячи времен и смогли обойтись без нее. Так стоило ли огород городить?
И последнее. Как известно, серия «ЗЛ» существует в двух ипостасях: в виде «кирпичиков» в переплетах и в виде покетбуков в обложках (здесь издаются сочинения молодых авторов, далеко не бесспорные). В «мягком» варианте «Лабиринта» вышел, например, роман Максима Дегтярева
«Карлики». Сюжет замысловат, поскольку опять-таки детективен: Федя Ильинский, сотрудник Отдела Оперативных Расследований (негосударственное сыскное бюро) на планете Фаона, получает странное задание. Оказывается, некий злоумышленник с помощью компьютерного нейровируса стер всю информацию, касающуюся биологии человека, из компьютеров Института Антропоморфологии... Не будем пересказывать все перипетии, временами весьма запутанные. Скажем лишь, что в книге есть безумный ученый Франкенберг, выращивающий клонов-гомоидов, и есть нечистоплотные дельцы, желающие с помощью чудес науки облапошить человечество, ввергнув его в построение очередной финансовой пирамиды. Несмотря на очевидные промахи чисто художественного свойства, фантастический детектив М. Дягтерева не безнадежен. Жаль, что редакторы книги не озаботились убрать длинноты, смягчить наукообразие в ряде эпизодов (к примеру, беседа Феди с математиком Стасом о теории рефлексий Лефевра чрезвычайно занудна продраться сквозь научный волапюк читатель не сможет). Жаль, что плохо прописана сцена превращения дамы Бланцетти в мужчину-гомоида Шварца (в результате у автора получилась какая-то карикатурно-фрейдистская вариация на тему «Воспитания Каина» Брайана Де Пальма или «Цвета ночи» Ричарда Раша; все-таки это не американское кино об ударенных с детства маньяках). И еще. Понимая желание автора поморочить голову читателю (чтобы тот думал, что астрономические «карлики» из названия романа имеют отношение к гномам, которых клонирует злодей-ученый), рецензент должен заметить, что термин «гномы» с гомоидами чрезвычайно слабо соотносится. С таким же успехом (вернее, столь же безуспешно) этих существ можно было назвать троллями, орками, гоблинами и пр. Необходима была более увесистая мотивировка или смена термина. Но в последнем случае рассыпается многое в самом детективном сюжете...
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
Архив галереи |
|
|