№4(8)
Апрель 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ВОЙНА ЗА ЧИТАТЕЛЯ

Владимир Пузий


Кирилл Бенедиктов. Война за «Асгард». ЭКСМО, 2003. — 832 с. (серия «Русская фантастика»).

Роман, о котором пойдет речь в нашей рецензии, уже успел снискать себе славу «события» в отечественной фантастике — и собрать энное количество более-менее заслуженных претензий. Последние из достижений «Войны за «Асгард» « — премия «Басткона» и «бронза» на «Росконе». Чем не повод вспомнить о книге? — тем более, что ее автор, Кирилл Бенедиктов, уже знаком нашим читателям по рассказу «Ультралайт» в январском номере «РФ» за этот год.

...Этот восьмисотстраничный том многих отпугивает прежде всего своим объемом, однако успокоим читателя: «воды» в нем на удивление мало. А воды — и того меньше, она в мире нашего не столь отдаленного будущего, каким оно видится К.Бенедиктову, ценна: почти на вес золота. В результате экологических катастроф к 2053 году Земля становится, по Бенедиктову, не самым уютным местом во Вселенной, да только ведь выбора у большинства тамошних обитателей нет. А меньшинство, как водится вполне довольно своей участью... за исключением одного «но». После ряда войн, эпидемий и уже упоминавшихся экологических катастроф как никогда остро перед человечеством встает вопрос не только дефицита воды, но и сохранения генетической чистоты собственного вида. Насколько проблема эта актуальна или же надумана власть предержащими — не важно, важно другое: они способны диктовать свои условия — и Земля постепенно возвращается к одобрению идеалов расизма и нацизма, но теперь уже в планетарных масштабах.

Генетически «нечистых» людей не допускают к престижной работе, они не защищены социально, наконец, их попросту отправляют в резервации. Самая большая — так называемый изолят «Толлан» — отгораживает Стеной от внешнего мира то ли два, то ли три миллиарда (!) людей, и в самом скором времени эти люди примут участие в грандиознейшем из когда-либо проводившихся экспериментов. Если результаты будут положительными, эти миллиарды перенесутся в прошлое — всего на несколько минут, но этих нескольких минут должно хватить с лихвой, чтобы навсегда избавить генетически чистое человечество от «отбросов общества».

Разумеется, это только присказка. «Асгард» — база, расположенная рядом со Стеной и ключевая во всем грядущем действе — оказывается в центре внимания многих сил: здесь и деятели подпольного террористического движения, и работники спецслужб, и представители Совета Наций... У каждого своя правда, свои интересы и свои методы борьбы за морковку, искусно подвешенную автором у них перед носом. А главное (то, чего так не хватает преобладающему большинству современных отечественных фант.опусов) — каждый из персонажей получился у Бенедиктова живым, естественным, некартонным. Именно поэтому восемьсот страниц оказываются прочитаны за рекордно короткие сроки — и при этом не сливаются в блеклое размытое пятно из событий, лиц, имен. Стильный Джеймс Ки-Брасс, по-своему несчастный писатель Сантьяго Мондрагон, трагический Тамим Ас-Сабах, выполняющий роль тени короля — все они и многие другие являются несомненной удачей Бенедиктова. Даже террорист Влад Басманов заставляет сопереживать ему, когда мы читаем главы «от его лица». Пожалуй, единственный упрек автору может вызвать то, что некоторые из персонажей не до конца проявились в романе, но скорее всего следующий роман залатает эти прорехи.

По архитектонике «Война за «Асгард» Бенедиктова напоминает романы Джорджа Мартина из «Песни Льда и Пламени»: повествование разбито на главы, каждая из которых подается с точки зрения (но не от первого лица) того или иного персонажа. Это позволяет придать повествованию объемность, показать разные точки зрения — и главное, ближе к финалу устроить в бешеном темпе реализацию если и не развязки, то хотя бы какого-то промежуточного финала. Потому что — и в этом Бенедиктов тоже напоминает Мартина — «Война за «Асгард» лишь первый том явно немалой саги. Сам автор на одном из форумов признался, что в данный момент работает над приквелом к «Войне», а в дальнейшем, видимо, напишет и ее продолжение. В этом, пожалуй, самое уязвимый момент книги: она заканчивается «на самом интересном месте». А продолжения, как видно, придется ждать как минимум полгода, а то и дольше. Захочет ли читатель спустя такое время вернуться к этому миру? С большой вероятностью можем утверждать: захочет. И вот почему.

Бенедиктов сделал почти невозможное: доказал издателю и читателям, что объемные, со множеством персонажей и целым ворохом проблем книги интересны, даже если они написаны отечественным автором. Конечно, здесь сыграли свою роль не только удачный выбор архитектоники, не только знание автором того, о чем он пишет (Кирилл не понаслышке знаком с работой, например, ОБСЕ), — но не в последнюю очередь и стиль, язык книги. «Война за «Асгард» « написана хорошим литературным русским языком, что тоже с некоторых пор стало редкостью для отечественной фантастики.

Промежуточный, не до конца реализованный финал «Войны за «Асгард» оставляет множество «вкусных» — проблемных и интригующих, — сюжетных линий. К ним хочется вернуться, хочется узнать даже не «что было дальше», а «куда автор поведет читателя». Финал романа — это перекресток со многими вариантами дальнейшего пути. Это подкупает. Тем более, что Бенедиктов продемонстрировал: из всех возможных решений и сюжетных ходов он выбирает не просто самые неожиданные, а порой — те, о которых читатель даже не мог помыслить.

Высокий уровень, продемонстрированный в дебютном (!) романе К. Бенедиктова, конечно, будет настраивать на большие ожидания от следующей книги автора. Судя по всему, Кирилл действительно «сможет соответствовать» — во всяком случае, нам бы очень этого хотелось. Первый раунд в борьбе за читательский интерес он бесспорно выиграл.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003