МИМО КАССЫ
Роман Арбитман
Горалик Л., Кузнецов С. Нет: Роман. СПб: Амфора, 2004. 499 с.
...и не то чтобы читатель нынешний глуп, но уж точно прижимист, пресыщен, капризен, устал и разочарован, зануда такая, во всех соблазнах на всем белом свете; и если раньше ему достаточно было показать краешек нижней юбки, как он уже в предвкушении раздувал ноздри, вращал глазами, цыкал зубом и, брызгая нетерпеливой слюной, мчался в кассу, на ходу теребя бумажные рубли в кулаке (а ну как не хватит? а вдруг не достанется? эй, девушка, больше одного Мопассана в одни руки не пробивать!), то теперь ты ему выкладываешь на прилавок нечто изысканно-манящее лирико-детективно-эротико-фантастическое, про порнографическую индустрию второй половины XXI века, а он, сволочь поганая, не торопится лезть в портмоне за наличными! Вот потому-то наши соавторы, пассионарная Линор и интеллигентного вида Сергей, чуток выждав после выхода их романа и особого ажиотажа у касс не заметив, разыграли на публике классическую бинарную схему...
...а поэтому роль следователя-злюки взяла на себя анфан-терриблесса (ну как еще сделать женский род от анфан-террибля? всякие иные варианты звучат еще более неприлично) госпожа Горалик: выступая с открытым письмом в сетевом «Русском Журнале», девушка вдруг спохватилась, что роман без ее ведома был выдвинут на национальную премию «Скандальный бестселлер»... то есть, конечно, на скандальную премию «Национальный бестселлер», каковую в позапрошлом году получил известный ксенофоб Александр Проханов, с которым она не сядет на одном кукурузном поле что уж говорить о поле премиальном. И если вдруг фашизоиды из «Нацбеста» по недоразумению все-таки дадут роману «Нет» свою фашистскую премию, то пусть они сразу передают свои кровавые деньги, например, в Общество Прав Человека или Музей Холокоста...
...немедля подал голос ее соавтор, который заявил, что категорически не согласен с подобной постановкой вопроса и что он, напротив, толерантно сядет на одном поле хоть с Прохановым, хоть с Гейдрихом, хоть с чертом лысым, поскольку либерализм не в том состоит, чтобы гнобить коллегу-писателя чуждых или даже людоедских политических воззрений, но тактично не обращать внимание на наличие таковых у своего визави, поскольку Литература выше политики, и тот, кто полагает иначе, большевик и паскуда; впрочем, г-н Кузнецов не исключал передачу выигранных денег какому-нибудь благотворительному фонду, например...
...дележки шкуры неубитого «Нацбеста» радостно включился его отец-основатель, злокачественный карла (это имидж) Виктор Топоров; свой посильный вклад в литературно-финансовый диспут внесли поэт-трибун Дмитрий Быков, писатель-виртуал Макс Фрай, главный редактор «Книжного обозрения» Александр Гаврилов и весь отдел культуры журнала «Итоги», опубликовавшего проникновенную бодягу о загадочной русской моде Отказываться От Премий. Как-то незаметно для широкой читательской публики прошла в начале апреля тусовка-церемония оглашения шорт-листа «Нацбеста». Выяснилось, что роман «Нет» не попал в короткий список и, стало быть, ничегошеньки ему не светит, хотя этот малозначительный факт дискуссию не...
...но, похоже, друзья-соавторы, отрабатывая пиаровскую схему, перехитрили сами себя: публика с таким остервенением набросилась на премиально-финансовую кость, что собственно роман (хорош он? плох он? достоин Нобелевской или хотя бы квартальной премии?) почти целиком остался за пределами спора. Кто-то лениво попенял романистам, что их «производственная» эротика не зажигает, не плющит и не колбасит; кто-то, напротив, вяло поставил тошнотворную асексуальность романа о порнографии в заслугу соавторам; кто-то нехотя похвалил Горалик и Кузнецова за оригинальность выбранной темы; кто-то походя упрекнул их во вторичности, припомнив давно забытый «Онирофильм» Лино Альдани. И так далее. В общем, вместо оценок преобладали «взгляд и нечто» виртуальные «нацбестовские» бабки затмили спорщикам все. Романные дельцы порнобизнеса-2060 и романные борцы с ними ненавязчиво отошли на третий план, удовлетворившись ролью статистов. Автор этих строк не желал бы стать белой вороной и, отвлекшись от благословенной политико-финансовой темы, начать тупо талдычить о литературе. Отчасти и потому, что особой литературы в романе «Нет» нет. Да, при чтении ощутима некая депрессивная доминанта, но это лишь следствие определенного мировосприятия создателей текста и к художественности отношения не имеет. С точки же зрения ремесла произведение не слишком ловко выстроено. Многие сюжетные линии, лихо заявленные поначалу, превращаются в линии пунктирные или вовсе исчезают; а уж мотивировки большинства романных смертоубийств и вовсе выглядят притянутыми за уши. Создатели романа не пренебрегли голливудскими штампами (главным злодеем, понятно, оказывался руководитель полицейского подразделения; а тот из героев был обречен на смерть, кто заводил речь о Последнем Деле и грядущем рае с молодой любимой женой) и тем нивелировали один из главных сюжетных посылов книги, втихую взятый напрокат из лучшего фантастического фильма Кэтрин Бигелоу «Странные дни» при том, что сложного героя уровня Ленни Ниро (в фильме его сыграл Рэйф Файнс) романистам и близко не удалось создать. Вообще удивляет, что система внутренних монологов (в книге слово дается различным персонажам), из которых состоит весь текст, невероятно монотонна; вместо чаемого многообразия и многоголосья читатель получил большое количество убийственно похожих друг на друга «потоков сознания», скроенных по одним и тем же лекалам. Из-за этого при чтении герои постоянно путаются, микшируются право же, наилучшим решением было бы вместо слепой нумерации глав указывать имена-фамилии повествователей. Это было бы и полезно, и...
...а восемь тысяч долларов достанутся кому-нибудь другому. Сумма премии неплохая, но не космическая. В недалеком будущем, описанном Горалик и Кузнецовым, примерно столько получал за раз курьер, перевозящий на себе биоролики с запрещенной порнографией. Правда, с риском для жизни. Читателям же, кроме скуки, ничего не грозит.
|
|
Свежий номер |
 |
Персоналии |
 |
Архив номеров |
 |
Архив галереи |
 |
|