№6(10)
Июнь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ПОЖАР ПОСЛЕ ПОТОПА

Мария Галина


Лев Гурский. Траектория копья: Роман. — М.: Время, 2004. — 512 с. (Парк гурского периода). ISBN 5-94117-113-7

Сравнительно недавно я попала в самый центр Москвы. Вообще-то я там работаю — в самом центре, но просто так пройтись, прогуляться, дойти два квартала до Красной площади получается не часто. А тут как-то выпали пустые полчаса, я и решила, мол, пройду по Никольской, а там нырну в пассаж и сяду в метро. Как раз рядом станция «Площадь Революции». Если ее еще не переименовали.

В общем, станция оказалась закрыта. В лесах. Рядом в лесах стояла разобранная до остова гостиница «Москва». Напротив — рядом с «Националем» — еще какое-то здание зияет пустыми окнами. Чуть дальше — под огромным траурным полотнищем руины Манежа.

В общем, такое ощущение, что по историческому центру Москвы прокатилась орда варваров.

К чему я это? А к последнему роману Льва Гурского. Там все начинается с того, что заботами мэра и его друга-скульптора столица наводняется страшноватенькими статуями Георгия-Победоносца, а заканчивается тем, что над Москвой, опять же стараниями мэра и его друга скульптора, нависает угроза уничтожения.

Картина неприятная, но, под сенью мрачной статуи Георгия со змием в виду руин Манежа, очень убедительная.

Хотя Лев Гурский ее с натуры не списывал.

То есть, когда книга была запущена в производство, Манеж был еще цел и даже Аквапарк не рухнул. Потому как пишет Лев Гурский медленно и трудно — а издаются его книги еще медленнее и труднее. Наверное потому, что они такие язвительные. У нас ведь под ироническим детективом обычно понимают совсем другое — всякие дамские штучки.

* * *

Впрочем, если честно, герою Льва Гурского и до крутого мачо далеко.

Когда несколько лет назад по телевизору прошел детективный сериал Д.Д.Д. («Досье детектива Дубровского»), то лишь поклонники Льва Гурского знали, что детектива, расследующего страшное дело с подменой депутатов Госдумы на самом деле звали вовсе не Роман Дубровский, а Яков Штерн. Телевизионщики решили избавиться от чрезмерного национального колорита. И напрасно.

И дело вовсе не в том, что национальность Якова Семеновича Штерна дала бы нашим акулам масс-медиа неисчерпаемую возможность для всякого рода хохм на еврейскую тему. Честно говоря, все эти приколы и анекдоты отдают дурным вкусом.

Дело в том, что Дубровский-Караченцев при всем своем харизматическом обаянии все же остается одним из многих — частным сыщиком с маленькой буквы. У Штерна судьба несколько иная.

Частный детектив в литературной традиции фигура особая. Он не просто стоит на стороне Добра в вечной схватке Добра и Зла («Я не одобряю убийства» — говорил в свое время Эркюль Пуаро). Он еще и способен наблюдать за этой схваткой со стороны, чтобы в нужный момент вынести беспристрастный и хладнокровный приговор.

А для этого он не должен быть человеком из толпы . Потому что человек из толпы всегда не наблюдатель, а участник. Традиционный детектив строится именно на образах «типичных представителей», банальных коллизиях, социальных стереотипах. А вот Частный Сыщик — существо уникальное. Он «не вписан» в общество, он чудак, одиночка, эксцентрик. Будь то анахорет-наркоман Шерлок Холмс, не знающий ничего о гелиоцентрической системе, потому что это «не нужно для дела», зато могущий различить до ста сортов табачного пепла. Или тот же Эркюль Пуаро, бельгиец-эмигрант со смешным акцентом, чужак и отверженный в обществе, принципиально закрытом для чужих. Или старая дева мисс Марпл, живое ископаемое, помнящая еще времена королевы Виктории. Или их заокеанский коллега — гурман и женоненавистник Ниро Вульф, никогда не выходящий из своего особняка-крепости. Детектив может быть наркоманом, слепым, бельгийцем, женщиной или вообще роботом, как в знаменитой трилогии Айзека Азимова. Ему возбраняется только одно — быть таким как все.

Штерн Льва Гурского отвечает всем требованиям классического частного сыщика. Он прекрасно маскируется (особенно ему удаются бомжи и сантехники). Он одинок (близкие частного детектива всегда могут стать заложниками Злодея, что неприемлемо), благороден (берет символический аванс в один рубль у клиента). И, наконец, он маргинален уже в силу самой своей национальности (которую нарочно утрирует и окарикатуривает, чтобы позлить, скажем, вечно пьяного чиновника из мэрии). У Штерна, кстати, есть и еще одно достаточно маргинальное для нашего детектива качество — интеллигентность. Он сыплет направо и налево цитатами из культовых для отечественного интеллигента книг. Неудивительно, что и занимается он в основном, делами, связанными с книжным бизнесом (спасает лотошников от излишне крутых братков, издателей от разорения и братков друг от друга). А в том, что книжный бизнес действительно опасен, нас убеждать не надо — достаточно вспомнить последовательный отстрел верхушки издательства «Дрофа», жиреющего на госзаказах. А то, что сие издательство специализируется как раз на учебниках, сеющих разумное-доброе-вечное, придает происходящему высшую степень абсурда.

* * *

По большому счету, российская реальность действительно абсурдна — недаром романы Льва Гурского носят подзаголовок «ехидный детектив». Пресловутый еврейский юмор тут не при чем (хотя лично я бы предпочла, чтобы детектив Штерн поменьше хохмил). Дело в другом. Любая парадоксальная ситуация, сконструированная Львом Гурским, через какое-то время делается подозрительно похожей на реальность. Хоть с загадочными исчезновениями депутатов Госдумы («Перемена мест» появилась задолго до странной пропажи Ивана Рыбкина в дебрях Украины и не менее странного его возвращения). Хоть с успешными перевыборами президента-покойника, как в «Перемене мест» (сейчас каждая старушка на лавочке знает, что при современных технологиях оцифровать мертвеца, сделав его живее всех живых — легче легкого), хоть с мэром-дестроером.

Кстати, сам Лев Гурский — такой же фантом, как виртуальный Президент. Но об этом подробнее может рассказать литературный агент писателя, саратовский критик Роман Арбитман.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003