№6(10)
Июнь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ДНИ ПОСЛЕ ЗАТМЕНИЯ «ИНТЕРПРЕССКОН-2004»

Владимир Ларионов


Нынешний «Интерпресскон» был юбилейным, пятнадцатым по счету. Хотя, конечно, смотря как считать. Если внимательно вглядеться в туманное прошлое, то можно увидеть следующую картину. Первый конвент с названием «Интерпресскон» прошел в 1991-м году в городе Сосновый Бор под Ленинградом на базе отдыха Ленинградской АЭС «Салют», а то мероприятие, от которого председатель оргкомитета «ИПК-2004» Александр Сидорович ведет отсчет своих побед, состоялось зимой 1990-го года в ленинградском Дворце молодежи и называлось оно: «Первый Всесоюзный семинар по фэн-прессе». Таким образом, если подходить к празднованию годовщины формально, то юбилей у «ИПК» — еще впереди и наступит только через год. Но разве дело в названии конференции? Конвент живет благодаря особой атмосфере, которую создают организаторы и поддерживают участники, а название кона — штука, безусловно, весьма важная, но не самая главная. А главное — это то, что «наш дорогой Сидор» (выражение Бориса Стругацкого) уже на протяжении многих лет остается верен своей любви к фантастике и всячески способствует ее процветанию. Главное — это то, что у Сидора есть друзья, соратники и последователи. Ведь в конце восьмидесятых — начале девяностых годов именно конференции любителей фантастики благодаря своему нестандартному формату и широкому охвату всего фантастического диапазона, помогли нам осознать отечественную фантастику, как единое явление, а не просто сумму отдельных фактов и событий...

Но вернемся в сегодняшнюю реальность. 4 мая на день, а правильнее будет сказать — на вечер открытия «ИПК-2004», было назначено Полное Лунное Затмение. Контролировал проведение данного мероприятия известный московский фантаст Александр Громов, человек ответственный и технически грамотный. Под его четким руководством Затмение прошло по классической схеме: Луна полностью исчезла, а через некоторое время благополучно возродилась. Взволнованные участники «Интерпресскона», высыпав на балконы пансионата «Буревестник», невооруженными глазами наблюдали это завораживающее астрономическое явление. Кстати, на «ИПК» в Репино под Санкт-Петербургом приехало более сотни гостей. В их числе — маститые и начинающие авторы, издатели и редакторы, критики и переводчики, художники и литагенты, фэны и фэнки... Здесь можно было встретить таких известных писателей, как: Борис Стругацкий, Андрей Балабуха, Александр Етоев, Александр Житинский, Ирина Андронати, Андрей Лазарчук, Святослав Логинов, Николай Романецкий, Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов, Дмитрий Вересов, Александр Прозоров (Санкт-Петербург), Евгений Лукин (Волгоград), Юлий Буркин (Томск), Николай Басов, Кирилл Бенедиктов, Владимир Васильев, Елизавета Дворецкая, Леонид Каганов (Москва) Андрей Плеханов (Нижний Новгород), Александр Золотько (Харьков) и многих, многих других.

В дни «ИПК» проводились самые различные семинары и встречи (мероприятия, так сказать, для ума). Например: доклад «Фантастика в творчестве В.Набокова», который сделал Аркадий Рух. Или: презентация необычной книги профессора Р.С. Каца «История советской фантастики» (сей труд-мистификация недавно переиздан издательством СпбГУ), которую провел многоликий саратовский критик Роман Арбитман. Или: познавательная дискуссия на чрезвычайно актуальную нынче тему «Авторское право и электронные СМИ», где основным докладчиком был Максим Мошков. Многие знают, что именно сетевой «Библиотеке Максима Мошкова» совсем недавно писателем Эдуардом Геворкяном и сайтом «Кирилл и Мефодий» предъявлен иск по поводу неправомерного использования авторских текстов. Еще одна дискуссия «Союз писателей: аргументы за и против» была посвящена обсуждению деятельности созданного в прошлом году Совета по фантастической и приключенческой литературе под руководством Виталия Пищенко. Кроме того, состоялась презентация «фантастических» проектов петербургского издательства «Азбука», в которой приняли участие писатели Юрий Бурносов, Елена Ворон, Леонид Смирнов, Антон и Елена Первушины, Игорь Пронин.

Конечно, без мероприятий для души и тела тоже не обошлось. В первый же вечер конференции состоялся джем-сейшен с участием Константина Арбенина (группа «Зимовье зверей») и писателя-музыканта Юлия Буркина. Вечер второго дня интерпрессконовцы посвятили выходу на природу: с аппетитом потребляли жареную корюшку под спонсорское пиво «Оболонь» на живописном берегу Финского залива. Надо сказать, что нашему замечательному настроению и хорошему отдыху способствовала необычайно теплая и сухая погода, прочно установившаяся в Питере в первой декаде мая. Еще немного о культурных мероприятиях. Благодаря усилиям Андрея Черткова мы посмотрели эксклюзивную кинопрограмму от киностудии «Ленфильм», кинокомпании «СТВ» и студии анимационного кино «Мельница», в которую вошли лучшие мультфильмы ведущего петербургского режиссера-аниматора Константина Бронзита, лауреата более 80 призов международных кинофестивалей: «Die Hard/Крепкий орешек», «На краю земли», «Бог», а также короткометражные фантастические фильмы популярного режиссера Александра Рогожкина, создателя фильма «Особенности национальной охоты»: «Sapiens» и «Болдинская осень». Тот же неугомонный Чертков представил нам собственный DVD-проект под названием «Фантасты и фэны», реализованный им с помощью компьютерной графики и собственного воображения. Третий вечер был банкетным: после вручения всяческих премий участники «ИПК» отдали должное выпивке и закуске, танцам с живой музыкой группы «Спокойной ночи» (солист Николай Барабанов), а позднее — сами пели под караоке (здесь особо отличились Татьяна Сидорович и Юрий Семецкий).

Центральный стержень, основной момент фантастического конвента — присуждение премий. Особый колорит процедуре награждения на «Интерпрессконе» придает то, что здесь вручает свои «Бронзовые Улитки» живой классик — Борис Стругацкий. Вот каким был выбор мэтра на этот раз: в номинации «крупная форма» лауреатом стал Кирилл Бенедиктов с романом «Война за «Асгард»; в номинации «средняя форма» — Геннадий Прашкевич с повестью «Белый мамонт»; в номинации «малая форма» — Леонид Каганов с рассказом «Хомка»; а в номинации «критика, публицистика и литературоведение» Стругацкий отметил покойного Кира Булычева за серию историко-литературных очерков «Падчерица эпохи».

На «ИПК» традиционно вручается премия от крупнейшей сети фантастических серверов России «Русская фантастика», представляющая собой восьмикилограммовый бронзовый приз и лауреатский значок с 10-ю граммами золота и настоящим бриллиантом. Святослав Логинов, уже получивший эту премию в прошлом году, торжественно вручил драгоценные (во всех смыслах) регалии писателю С. Витицкому за роман «Бессильные мира сего». Давно уже ни для кого не является секретом, что под псевдонимом С. Витицкий пишет Борис Стругацкий, поэтому именно Стругацкий этот приз и принимал.

Перечислю лауреатов премии «Интерпресскон-2004», которая присуждается по результатам общего голосования участников коференции.

• Крупная форма: С. Витицкий — за роман «Бессильные мира сего».

• Средняя форма: Евгений Лукин — за повесть «Чушь собачья».

• Малая форма: Леонид Каганов — за рассказ «Хомка».

• Дебютная книга: Сергей Анисимов — за роман «Вариант «Бис».

• Сверхкороткий рассказ: Олег Овчинников — за миниатюру «Атланты».

• Критика, публицистика и литературоведение: Кир Булычев — за цикл очерков «Падчерица эпохи» (посмертно).

• Иллюстрации: Яна Ашмарина — за иллюстрации к книге Дж. Р. Р. Толкиена «Полная история Средиземья».

• Оформление обложки: Владимир Бондарь.

• Лучшее издательство: «Эксмо».

Уже не в первый раз в рамках «ИПК» происходит вручение Литературной премии им. Александра Беляева. Беляевская премия, основанная в 1990-м году, с 2002-го года присуждается исключительно за произведения научно-популярной и научно-художественной (просветительской) литературы. Победителей награждал председатель секции научно-фантастической и научно-художественной прозы Союза Писателей Санкт-Петербурга Андрей Балабуха.

Лауреатами «Беляевки» в 2004-м году стали:

• Олег Коротцев — за книгу «Астрономия. Популярная энциклопедия».

• Анна Овчинникова — за книгу «Легенды и мифы Древнего Востока». Специальная премия жюри.

• Антон Первушин — за дилогию «Битва за звезды».

• Александр Больных — за перевод книг П. Кемпа «Подводные лодки Его Величества», Сэмюэля У.Митчема «Величайшая победа Роммеля» и Брайана Скофилда «Русские конвои».

• Лев Куклин — за серию художественно-публицистических эссе, опубликованных в журналах «Нева», «Неминга литературная» и «Питерbook» а также в альманахе «Рог Борея» в 2003 году.

• Издательство «Вече» — за подборку книг серии «100 великих...», выпущенную в 2003 г.

• Журнал «Популярная механика» — за утверждение в новом периодическом издании высоких стандартов и традиций отечественных научно-популярных журналов.

Журнал «Реальность фантастики» на «Интерпрессконе-2004» представляли главный редактор Ираклий Вахтангишвили и редактор корреспондентского отдела Владимир Пузий, которые привезли из Киева свежий, только что вышедший, 5-ый номер журнала и литературный редактор «РФ» Владимир Ларионов, то бишь — я. Кстати, ваш покорный слуга на нынешнем, юбилейном, «ИПК» был удостоен премии «Интерпресскон», как один из отцов-основателей этой конференции.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003