«X-FILES» ПО-СКАНДИНАВСКИ...
Владимир Пузий
Ольга Елисеева. «Сын Солнца». СПб.: Азбука-классика, 2004. 416 с.
...Или по-тольтекски, если угодно. Или... Впрочем, давайте по-порядку.
Перед нами новый роман Ольги Елисеевой, писательницы, известной в первую очередь благодаря дилогии «Золотая колыбель»: «Соколу на запястье» и «Хозяину проливов». Хотя и до, и после «Колыбели» у Ольги выходили книги, но именно эти два романа принесли ей популярность среди читателей популярность, кстати, вполне заслуженную. Характерных для современной отечественной фэнтези болезненных черт: небрежно написанного текста, не юмора, но «приколов»; скорее мультяшных, нежели живых персонажей, чья психология преимущественно соответствует психологии студента 20 столетия, всех этих черт в романах Елисеевой не было и нет. Писательнице есть что сказать читателю удивительно ли, что тот отвечает ей взаимным уважением и вниманием?
«Сын Солнца» в этом смысле роман очень «елисеевский». Перед нами фэнтези, базирующееся на мощной исторической и мифологической основе причем не классическом позднем средневековье Европе, а совсем на других эпохах. Почему «эпохах», а не «эпохе»? Да потому что в «Сыне Солнца» Елисеева делает попытку создать непротиворечивую картину мира, увязав в единое целое мифы об Атлантиде, Лемурии и Гиперборее, «познакомить» скандинавов, логров, тольтеков, обитателей Средиземноморья, вплести в ткань повествования минотавров, Локки (
sic!), Рагнарёк, крайнюю Туле, людей-леопардов...
И инопланетян в «летающих тарелках».
Каковые инопланетяне, впрочем, оказываются не пришельцами из космоса, а порождениями некоего Зла, находящегося на крайнем Севере и норовящего прорваться в мир.
Казалось бы, сплошная эклектика, впору ужаснуться и отложить роман подальше, ан нет, отторжения вся эта пестрая картина не вызывает. У читателей, не слишком озабоченных поисками культурных и исторических параллелей, «Сын Солнца» вообще нареканий не вызовет: они воспримут его как талантливо написанную фэнтези «по мотивам». Те же, кто более-менее подкован в истории и мифологии, мне кажется, заинтересуются предложенным Елисеевой взглядом на мир. Здесь есть над чем поразмыслить. Опять же, емкость языка, динамичность сюжета, умение выписывать характеры персонажей, этого всего у Елисеевой не отнять. То, что иной автор расписал бы в книгах четырех-пяти, она умудрилась добротно изложить в одной.
Если же говорить о недостатках «Сына Солнца» (а у кого их нет?!), то в первую очередь бросается в глаза неубедительность тех самых псевдо-инопланетян. Исторические реалии Елисеева изображает мастерски, читаешь и веришь. В случае с ее же белыми червями и людьми-кобрами увы, все наоборот. Вот падает горящий «самолет», из которого выбрасываются парашютисты, и они успевают долететь до земли раньше «металлической птицы», да еще и спрятаться. Вот совершенно нелепая картина добычи руды в подземном мире, где пленные тольтеки используются в качестве рабов:
«Сгорбленные фигурки людей ползали по горам руды и долбили их кирками, затем засыпали в гигантскую железную воронку, которая крутилась с ускорением и в какой-то момент выкидывала куски железа наверх. /.../ После каждого вздоха из кратера веером вылетали наверх кусочки еще горячей руды. /.../ [Люди на верхнем ярусе]
суетились, собирая горячие камни в драные плетенки, потом волокли корзины к тележкам и загружали их». Как по мне, абсурднейшая картина: неужели сразу нельзя складировать руду и отправлять наверх, зачем дважды делать одну и ту же работу? Конечно, можно сослаться на извращенную логику злобных хозяев, но... «не верю!» Кажется, что самой Елисеевой в описаниях псевдо-инопланетян отказывает воображение, и она подменяет его «хладным разумом»; тем разительней контраст, например, с такими строками:
«Атланские галеры на горизонте высились темной стеной мачт. Их крутые бока украшали щиты с горгоньими головами, пурпурные паруса пятнали изображения двойных лабрисов, носы выгибались вилами бычьих рогов. Акхан никогда раньше не замечал, как родные суда похожи со стороны на насекомых лес весел, щупальца носовых украшений. Они наползали с горизонта, сухо треща обшивкой, как саранча крыльми».
К счастью, собственно псевдо-инопланетянам места в романе отведено мало. В остальном же «Сын Солнца» оказался интересной, умной, достойной внимания книгой. Надеюсь, последующие романы О. Елисеевой будут, как минимум, не хуже.
|