РОМАНТИК ЗАТЕРЯННЫХ МИРОВ
Владимир Пузий
Кларк Эштон Смит. «Затерянные миры»: Роман [
sic!]
М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. 736 с.
Серия «Толкин. Предшественники» пожалуй, самая многообещающая среди фантастических серий «АСТ». И самая же небрежно сделанная. В ней выходят книги авторов, которых истинные любители фантастики давно ждали; такие бы сборники предисловиями снабдить, оформить как следует, перевести не на тяп-ляп... Может, тогда и спрос на них был бы побольше.
Но и среди этих томов есть те, на которые стоит обратить внимание не только любителям позубоскалить над издательской неуклюжестью. Самый интересный, пожалуй, «Затерянные миры» Кларка Эштона Смита. Хотя книга названа в выходных данных романом, на самом деле это увесистый сборник рассказов, объединенных в несколько циклов (по месту действия): «Аверуан», «Гиперборея», «Зотика», «Марс», «Затерянные миры».
Кларк Эштон Смит (18931961) по праву считается одним из отцов-основателей американской фэнтези. Его рассказы во многом написаны в тех же реалиях, что и произведения Говарда Ф. Лавкрафта и Роберта Говарда. Перед нами ожерелье из древних миров, возможно, имеющих какое-то отношение к Земле, а возможно... Впрочем, для К.Э.Смита важны не привязки к современности, не историческая достоверность и даже не психологизм персонажей. Главное в его произведениях атмосфера. Окружающий мир полон чародейства и тайн, не все из них по силам постичь обычному человеку, а на некоторые лучше даже не претендовать. Однако в любой, даже самой страшной ситуации доблесть, честь, достоинство способны уберечь их носителя от неправильных поступков, порою спасти жизнь.
Рассказы К.Э. Смита бесхитростны, они скорее напоминают сказки и легенды, чья притягательность не в хитросплетении сюжета, а в настроении. Если Лавкрафт увлекает читателя в глубины древнего ужаса, то Смит рассказывает о тех же порождениях Мрака и Вселенского Зла с известной толикой иронии.
В свое время Смит был достаточно популярен: шесть лет он был постоянным автором журналов «Weird Tales» и «Wonder Stories», но затем внезапно отошел от литературной деятельности. Только в 70-х годах, уже после смерти писателя, другой фантаст, Лин Картер, «открыл» его заново, составив и издав несколько тематических антологий.
Сейчас рассказы К.Э. Смита читаются, конечно, по-другому. Но, как ни странно, притягательность и неяркую красоту они сохранили, так что, при всей их простоте, достойны внимания не только заядлых фанатов.
|