№7(11)
Июль 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ...

Владислав Былинский


В субботу, 5 июня 2004 года, в Киеве состоялось первое заседание клуба любителей фантастики «Портал».

Из «Положения о КЛФ» я, среди прочего, узнал:

— руководителем является журнал «Реальность Фантастики»;

— член КЛФ имеет право пользоваться льготами, предоставляемыми учредителем и сторонними организациям;

— член КЛФ обязан по мере сил и возможностей участвовать в организации и проведении массовых мероприятий клуба, Издательского Дома «Мой компьютер» и редакции журнала РФ.

Голосования по «Положению…» не было. Вместо этого присутствующим дали понять (конечно, в шутливом тоне): анархии не ждите. У клуба есть руководитель!

«Реальность фантастики» («РФ») — руководитель реальный. Руководитель — не тот, кто руками разводит, а тот, у которого вожжи в руках. По всем приметам, вожжи в руках Ираклия Вахтангишвили, главного редактора «РФ». И он знает, куда править.

Журналу нет и года. Но уже вышли 10 номеров, налажены контакты с зарубежьем, «ближним» и «дальним». Совместно с Издательским Домом «Мой компьютер» проведен конвент. Создание КЛФ призвано сплотить бойцов фантастического фронта вокруг журнала «РФ» и его деловых и творческих партнеров: Издательского Дома «Мой компьютер», издательства «Зелений пес», газеты «Просто фантастика». Все это всерьез и надолго.

На заседании присутствовали...

Присутствовали многие из тех, кого встречаешь на конвентах. Я их узнавал. И не узнавал. Узнал мужественного Петра Верещагина, несмотря на его сходство с не менее мужественным Кайлом Иторром. Узнал походку Яны Дубинянской и взгляд Михаила Назаренко. Узнал (впервые) Лайка, персонажа фидошного фольклора. Не узнал Бориса Сидюка, прикрытого темными очками. Не узнавал Ираклия Вахтангишвили, который в роли главы КЛФ выглядит несколько иначе, чем в кресле главреда. Не вполне узнавал и Сергея Дяченко, хотя ранее многократно слышал его выступления. Здесь он «надел клубный пиджак», превратившись из писателя-мэтра в активиста КЛФ. Но затем все же узнал: в перерыве, столкнувшись с Сергеем Сергеевичем лицом к лицу. «Как, и Дяченко с нами? — ах да, он же только что речь держал и пару музыкальных тем своим мобильником озвучил!»

Не узнал я и многих тех, кого и ранее не знал, — ба, знакомые все лица, но кому они принадлежат? Зато впервые увидел некоторых известных в фэндоме людей.

И все они, знакомые и полузнакомые, оказались чертовски симпатичными!

Заседание проходило в два этапа: до и после главного дела — заполнения анкет желающими «стать членом КЛФ».

И до, и после выступали люди из «РФ», а также Сергей Дяченко.

Мероприятие разнообразили музыкальные порывы Лайка, который возник в помещении с возгласом «кто сказал, что здесь нет рояля?!», а в дальнейшем гармонично и, будем считать, мелодично нашлепывал ярлычки из «Битлз» на обрывки тем из сериала «17 мгновений весны». Он казался мне то Штирлицем, угодившим в бункер супостата, то Полом, высаженным из желтой подводной лодки. Тему «еловой субмарины» несколько позже подхватил С. Дяченко, предложивший следующее заседание клуба провести на пароходе. Не сомневаюсь: будь Киев морским градом, пароход был бы заменен на подлодку или батискаф. Супруги Дяченко глубину любят. Что до Лайка, то он вел себя как хороший тамада. Сопредседатель предыдущего КЛФ, Лайк, в отличие от Бориса Сидюка, скромно сидевшего в углу, с детской непосредственностью менял дислокацию, аккомпанировал, подавал реплики — тянул канат в сторону «оживляжа», легкого времяпровождения и веселого чёса нёба. В конце концов он сцепился с Владимиром Пузием, утверждая, что доклад последнего о «хорошей рецензии» (который будет напечатан в следующем номере «РФ») содержит положения, не вполне совместимые с творческой аурой, свободой слова и правами писателя пис ать что в голову взбредет.

Пузий откликнулся немедленно и активно. Выразительно отмахиваясь от агрессора — или гоня прочь подозрения, можно и так понять — он заметил, что писатель и рецензент — несколько разные зверушки. Разные! — одобрительно кивнул я. Серый волк и сторожевой пес Истины… оба клыкасты! Сунешься — загрызут… нет уж, подберем сравнение побезопаснее: следопыт и путеец, геолог и буровик… Тем временем докладчик пустился в пояснения модельера, только что изложившего историю жилетки и застигнутого врасплох выкриком «портной, рукава потерял!» Народ улыбался: всем все ясно, но интересно, как модельер отреагирует. Что ж, дискуссия состоялась.

Затем Лайка понесло, и тогда недремлющий Вахтангишвили коршуном обрушился на нарушителя, совершенно подавив его огнем темперамента и булатом логики. Я еще раз подумал, что анархия не имеет будущего. Будущее светло и монархично.

В докладе С. Дяченко прозвучали космогонические мотивы: КЛФ стоит на 3-х китах — геймерстве, вниманию к обоим актуальным для Киева языкам и портальности. Последнее, насколько я понял, означает связь разных начинаний, проводимых под одной эгидой. А также нацеленность не на фэндом (который и так уже есть, всюду побывал и будет бывалым и впредь), а на «внешний круг» начинающих читателей фантастики.

Нынешние геймеры, по мнению докладчика, похожи на кинолюбителей начала века: кино станет искусством десятилетия спустя, а они уже «фанатеют». И сами «делают кино». На черно-белом материале, на «манжетных», второпях записанных сюжетах рос самый могущественный ныне бизнес «индустрии развлечений». То же и с играми. Пора писателям готовиться к компьютерному завтра. Пора «въезжать» в игровую специфику.

Эти тезисы нашли во мне отклик. Мне представилось, как со временем игры приобретут объем, многослойность. Из одномерной, уровень за уровнем, лестницы к разовой победе они постепенно превратятся в полнометражные истории миров, волшебных и суровых. Победа станет немыслимой без вплетения в авторскую игровую ткань импровизации — сцен и реплик, внезапных поворотов действия, позволяющих обойти сюжетные тупики и выставленные соперниками ловушки. В сценариях будет заложена многовариантность. Игроки, двигаясь по разным событийным траекториям, преодолевая препоны, создадут ту или иную конфигурацию мира. В дальнейшем им придется изменять и дополнять ее историю — каждый раз по-новому.

Умельцы из «железячных» и «софтварных» фирм обеспечат техническую поддержку этой встающей на ноги индустрии. Учитывая быстрое развитие «харда и софта», можно ожидать, что появится «сенсорная периферия», возникнет «киберспейс» — давно, впрочем, освоенный любителями фантастики. А писатель станет сценаристом, режиссером, «мыследелом»...

Это заманчиво. Это круто! Это требует профессионализма. «Интерактивное гипермедиа» не для ламеров, — подумал я совершенно по-геймерски, — попса не пройдет!

Второй по счету «кит» — фантастика на украинском языке — был воспет и пропестован Владимиром Пузием. Действительно, хороших оригинальных «фантастик по-украински» слишком мало, но это не означает, что их нет вовсе. Нужно знакомиться, изучать, хвалить — или ругать, если автор (бывает!) скрывает за национальным колоритом свою беспомощность. А еще есть переводы с русского языка. Оказывается, серия «Алфизика» издательства «Зеленый пес» насчитывает уже более дюжины книг!

Молодцы! Работают люди, всем бы так, — самокритично подумал я.

Забыл сказать: на 2-х стендах — от «РФ» и «Зеленого пса» — размещались журналы и книги этих издательств, предлагаемые членам клуба со значительной скидкой. А последние номера компьютерных изданий и вообще задарма вручались. Вот вам и льготы воочию! Отныне не буду покупать РФ-ку в киосках, я ж свой...

«Во 2-м отделении», кроме доклада Пузия о рецензии, имел успех доклад Михаила Назаренко о пяти видах миниатюр. Было интересно. Лекция оказалась познавательной. Из нее я вынес убеждение, что литература — шар о трех вложенных сферах: анекдот в собственном соку, анекдот фаршированный и анекдот в обвертке (называемой повестью или романом). Забавно, что докладчик об анекдотах как таковых и слова не сказал, это сделал в начале прений Сергей Дяченко. И я сразу понял, о чем говорилось в лекции.

Сергей Сергеевич тоже держал слово. Поведал о задачах, стоящих перед нами. Основная проблема — замкнутость фантастики на себя. Нужно привлекать новых соратников и ополченцев. А также создавать условия, при которых оные сами начнут вливаться в наши ряды нескончаемым потоком.

По организационным вопросам доложилась Татьяна Кохановская, главред издательсокго дома. Вопросов было много. Запомнились остроумие и обаяние выступавшей.

Оглашение двух конкурсов, миниатюры и рецензии, открыло историю творческой самодеятельности клуба. Это «ау!» требовало отклика, и по дороге домой само собою что-то такое сложилось в голове... Вот сижу и думаю: оформлять — или поберечь нервы?

Конкурс — куст малины: и хочется, и колется. Хочется потому, что все прочтут, колется — поскольку тут же навешают. Обязательно навешают! Это мы умеем и любим: сплеча, от души, чтобы мало не показалось… И, все-таки, конкурсы — движитель воображения.

Итак, КЛФ осуществился.

Перед ливнем в туче возникают т.н. центры конденсации. Туча — не только водяной пар, но и примеси (полезные! необходимые!), без которых не прольется дождь. Одним — в облаках витать, разряжаясь грозой или теплым душевным дождичком, другим — генерировать и поддерживать этот процесс.

И взойдут всходы.

Центр конденсации фантастики в городе Киеве уже есть. Создание КЛФ — последний гвоздь в гроб анархии, разгильдяйства и творческого бездорожья.

Будем же активными, соратники!

1 О КЛФ читайте также редакционную статью.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003