СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ...
Владислав Былинский
В субботу, 5 июня 2004 года, в Киеве состоялось первое заседание клуба любителей фантастики «Портал».
Из «Положения о КЛФ» я, среди прочего, узнал:
руководителем является журнал «Реальность Фантастики»;
член КЛФ имеет право пользоваться льготами, предоставляемыми учредителем и сторонними организациям;
член КЛФ обязан по мере сил и возможностей участвовать в организации и проведении массовых мероприятий клуба, Издательского Дома «Мой компьютер» и редакции журнала РФ.
Голосования по «Положению…» не было. Вместо этого присутствующим дали понять (конечно, в шутливом тоне): анархии не ждите. У клуба есть руководитель!
«Реальность фантастики» («РФ») руководитель реальный. Руководитель не тот, кто руками разводит, а тот, у которого вожжи в руках. По всем приметам, вожжи в руках Ираклия Вахтангишвили, главного редактора «РФ». И он знает, куда править.
Журналу нет и года. Но уже вышли 10 номеров, налажены контакты с зарубежьем, «ближним» и «дальним». Совместно с Издательским Домом «Мой компьютер» проведен конвент. Создание КЛФ призвано сплотить бойцов фантастического фронта вокруг журнала «РФ» и его деловых и творческих партнеров: Издательского Дома «Мой компьютер», издательства «Зелений пес», газеты «Просто фантастика». Все это всерьез и надолго.
На заседании присутствовали...
Присутствовали многие из тех, кого встречаешь на конвентах. Я их узнавал. И не узнавал. Узнал мужественного Петра Верещагина, несмотря на его сходство с не менее мужественным Кайлом Иторром. Узнал походку Яны Дубинянской и взгляд Михаила Назаренко. Узнал (впервые) Лайка, персонажа фидошного фольклора. Не узнал Бориса Сидюка, прикрытого темными очками. Не узнавал Ираклия Вахтангишвили, который в роли главы КЛФ выглядит несколько иначе, чем в кресле главреда. Не вполне узнавал и Сергея Дяченко, хотя ранее многократно слышал его выступления. Здесь он «надел клубный пиджак», превратившись из писателя-мэтра в активиста КЛФ. Но затем все же узнал: в перерыве, столкнувшись с Сергеем Сергеевичем лицом к лицу. «Как, и Дяченко с нами? ах да, он же только что речь держал и пару музыкальных тем своим мобильником озвучил!»
Не узнал я и многих тех, кого и ранее не знал, ба, знакомые все лица, но кому они принадлежат? Зато впервые увидел некоторых известных в фэндоме людей.
И все они, знакомые и полузнакомые, оказались чертовски симпатичными!
Заседание проходило в два этапа: до и после главного дела заполнения анкет желающими «стать членом КЛФ».
И до, и после выступали люди из «РФ», а также Сергей Дяченко.
Мероприятие разнообразили музыкальные порывы Лайка, который возник в помещении с возгласом «кто сказал, что здесь нет рояля?!», а в дальнейшем гармонично и, будем считать, мелодично нашлепывал ярлычки из «Битлз» на обрывки тем из сериала «17 мгновений весны». Он казался мне то Штирлицем, угодившим в бункер супостата, то Полом, высаженным из желтой подводной лодки. Тему «еловой субмарины» несколько позже подхватил С. Дяченко, предложивший следующее заседание клуба провести на пароходе. Не сомневаюсь: будь Киев морским градом, пароход был бы заменен на подлодку или батискаф. Супруги Дяченко глубину любят. Что до Лайка, то он вел себя как хороший тамада. Сопредседатель предыдущего КЛФ, Лайк, в отличие от Бориса Сидюка, скромно сидевшего в углу, с детской непосредственностью менял дислокацию, аккомпанировал, подавал реплики тянул канат в сторону «оживляжа», легкого времяпровождения и веселого чёса нёба. В конце концов он сцепился с Владимиром Пузием, утверждая, что доклад последнего о «хорошей рецензии» (который будет напечатан в следующем номере «РФ») содержит положения, не вполне совместимые с творческой аурой, свободой слова и правами писателя пис
ать что в голову взбредет.
Пузий откликнулся немедленно и активно. Выразительно отмахиваясь от агрессора или гоня прочь подозрения, можно и так понять он заметил, что писатель и рецензент несколько разные зверушки. Разные! одобрительно кивнул я. Серый волк и сторожевой пес Истины… оба клыкасты! Сунешься загрызут… нет уж, подберем сравнение побезопаснее: следопыт и путеец, геолог и буровик… Тем временем докладчик пустился в пояснения модельера, только что изложившего историю жилетки и застигнутого врасплох выкриком «портной, рукава потерял!» Народ улыбался: всем все ясно, но интересно, как модельер отреагирует. Что ж, дискуссия состоялась.
Затем Лайка понесло, и тогда недремлющий Вахтангишвили коршуном обрушился на нарушителя, совершенно подавив его огнем темперамента и булатом логики. Я еще раз подумал, что анархия не имеет будущего. Будущее светло и монархично.
В докладе С. Дяченко прозвучали космогонические мотивы: КЛФ стоит на 3-х китах геймерстве, вниманию к обоим актуальным для Киева языкам и портальности. Последнее, насколько я понял, означает связь разных начинаний, проводимых под одной эгидой. А также нацеленность не на фэндом (который и так уже есть, всюду побывал и будет бывалым и впредь), а на «внешний круг» начинающих читателей фантастики.
Нынешние геймеры, по мнению докладчика, похожи на кинолюбителей начала века: кино станет искусством десятилетия спустя, а они уже «фанатеют». И сами «делают кино». На черно-белом материале, на «манжетных», второпях записанных сюжетах рос самый могущественный ныне бизнес «индустрии развлечений». То же и с играми. Пора писателям готовиться к компьютерному завтра. Пора «въезжать» в игровую специфику.
Эти тезисы нашли во мне отклик. Мне представилось, как со временем игры приобретут объем, многослойность. Из одномерной, уровень за уровнем, лестницы к разовой победе они постепенно превратятся в полнометражные истории миров, волшебных и суровых. Победа станет немыслимой без вплетения в авторскую игровую ткань импровизации сцен и реплик, внезапных поворотов действия, позволяющих обойти сюжетные тупики и выставленные соперниками ловушки. В сценариях будет заложена многовариантность. Игроки, двигаясь по разным событийным траекториям, преодолевая препоны, создадут ту или иную конфигурацию мира. В дальнейшем им придется изменять и дополнять ее историю каждый раз по-новому.
Умельцы из «железячных» и «софтварных» фирм обеспечат техническую поддержку этой встающей на ноги индустрии. Учитывая быстрое развитие «харда и софта», можно ожидать, что появится «сенсорная периферия», возникнет «киберспейс» давно, впрочем, освоенный любителями фантастики. А писатель станет сценаристом, режиссером, «мыследелом»...
Это заманчиво. Это круто! Это требует профессионализма. «Интерактивное гипермедиа» не для ламеров, подумал я совершенно по-геймерски, попса не пройдет!
Второй по счету «кит» фантастика на украинском языке был воспет и пропестован Владимиром Пузием. Действительно, хороших оригинальных «фантастик по-украински» слишком мало, но это не означает, что их нет вовсе. Нужно знакомиться, изучать, хвалить или ругать, если автор (бывает!) скрывает за национальным колоритом свою беспомощность. А еще есть переводы с русского языка. Оказывается, серия «Алфизика» издательства «Зеленый пес» насчитывает уже более дюжины книг!
Молодцы! Работают люди, всем бы так, самокритично подумал я.
Забыл сказать: на 2-х стендах от «РФ» и «Зеленого пса» размещались журналы и книги этих издательств, предлагаемые членам клуба со значительной скидкой. А последние номера компьютерных изданий и вообще задарма вручались. Вот вам и льготы воочию! Отныне не буду покупать РФ-ку в киосках, я ж свой...
«Во 2-м отделении», кроме доклада Пузия о рецензии, имел успех доклад Михаила Назаренко о пяти видах миниатюр. Было интересно. Лекция оказалась познавательной. Из нее я вынес убеждение, что литература шар о трех вложенных сферах: анекдот в собственном соку, анекдот фаршированный и анекдот в обвертке (называемой повестью или романом). Забавно, что докладчик об анекдотах как таковых и слова не сказал, это сделал в начале прений Сергей Дяченко. И я сразу понял, о чем говорилось в лекции.
Сергей Сергеевич тоже держал слово. Поведал о задачах, стоящих перед нами. Основная проблема замкнутость фантастики на себя. Нужно привлекать новых соратников и ополченцев. А также создавать условия, при которых оные сами начнут вливаться в наши ряды нескончаемым потоком.
По организационным вопросам доложилась Татьяна Кохановская, главред издательсокго дома. Вопросов было много. Запомнились остроумие и обаяние выступавшей.
Оглашение двух конкурсов, миниатюры и рецензии, открыло историю творческой самодеятельности клуба. Это «ау!» требовало отклика, и по дороге домой само собою что-то такое сложилось в голове... Вот сижу и думаю: оформлять или поберечь нервы?
Конкурс куст малины: и хочется, и колется. Хочется потому, что все прочтут, колется поскольку тут же навешают. Обязательно навешают! Это мы умеем и любим: сплеча, от души, чтобы мало не показалось… И, все-таки, конкурсы движитель воображения.
Итак, КЛФ осуществился.
Перед ливнем в туче возникают т.н. центры конденсации. Туча не только водяной пар, но и примеси (полезные! необходимые!), без которых не прольется дождь. Одним в облаках витать, разряжаясь грозой или теплым душевным дождичком, другим генерировать и поддерживать этот процесс.
И взойдут всходы.
Центр конденсации фантастики в городе Киеве уже есть. Создание КЛФ последний гвоздь в гроб анархии, разгильдяйства и творческого бездорожья.
Будем же активными, соратники!
1 О КЛФ читайте также редакционную статью.
|