БОЛГАРИЯ — СТРАНА ФАНТАСТИЧЕСКИХ НАДЕЖД!
Август месяц знаменателен для Болгарии и болгарской фантастики. С 5 по 8 августа в городе Пловдиве пройдет
Еврокон (Европейская конференция любителей фантастики). Естественно, наш журнал не мог пройти мимо столь знаменательного события, и данный номер приобрел некоторый болгарский уклон: вы уже могли прочитать рассказы болгарских авторов Янчо Чолакова и Агопа Мелконяна. Обложка оформлена работами болгарских художников, и весьма удачно :-). Сейчас же хотим предложить вашему вниманию интервью с известным деятелем фэндома Болгарии, писателем, издателем и художником
Атанасом Славовым. Нашим читателям, несомненно, будет интересно, как обстоят дела с фантастической литературой в сегодняшней Болгарии, стране, куда съедутся в этом году издатели, любители и писатели фантастики со всей Европы и не только.
Редакция
Как отразился развал социалистической системы на издании фантастики в Болгарии?
После развала социалистического лагеря практически сразу же начался издательский бум. Фантастические книги (да и не только они) выпускались стотысячными тиражами, но длилось это недолго. Рынок быстро насытился. Сегодня даже новые произведения Стивена Кинга издаются не более чем 3000-ным тиражом, не говоря уже о болгарских авторах. Видимо, это обусловлено и тем, что потребности нашей страны в фантастической литературе гораздо меньше, чем в России или даже в Украине. Болгария страна небольшая.
Какова ситуация на современном рынке фантастики Болгарии? Каковы предпочтения читателей и издателей (отечественная или зарубежная или зарубежная литература)?
Вопрос для меня очень болезненный. Конечно же, на рынке господствуют переводы англоязычной фантастики. Они диктуют «фантастическую моду». Но продажи и такой литературы существенно упали. Заметно снизилась покупательская способность людей, а цены на книги возросли. Сыграло свою отрицательную роль и разочарование большинства граждан в общественных идеалах. Многие стали искать их в западной культуре, в том числе и литературе.
Потеря веры в национальную идею привела даже к тому, что блистательный сериал Н. Теллалова практически не вызвал какой либо читательской реакции.
Тем не менее, считаю это явление временным. Болгарская фантастика продолжает развиваться. Появляются новые талантливые авторы, и это процесс уже набирает силу.
Сегодня понемногу восстанавливаются утраченные связи между восточноевропейскими странами: у нас снова стали выходить книги поляков, болгар и т.д., в Польше выходят книги российских и украинских фантастов. А как обстоит с этим делом в Болгарии? Выходят ли у вас книги современных русскоязычных авторов?
Для всех любителей русскоязычной фантастики это очень актуальный вопрос. За последние десять лет в Болгарии было издано всего несколько книг Стругацких, Логинова вот, практически и все. Выросло целое поколение молодых болгар, не изучающих русский язык в школах и потому далеких от русской культуры и литературы. К тому же, издания на русском языке продаются только на стихийных книжных рынках и больше нигде. Старое поколение фэнов читает фантастику на русском языке только в Интернете. Правда, справедливости ради надо отметить, что последнее время в Болгарии начали издавать книги таких известных российских авторов, как Сергей Лукьяненко и Ник Перумов. С октября месяца этого года надеемся начать распространение и журнала «Реальность фантастики».
Как вы думаете, изменит ли проведение Еврокона на территории Болгарии к лучшему издательскую политику в отношении отечественных авторов?
Есть серьезные основания полагать, что после проведения Еврокона в Болгарии, отношение к отечественным авторам и к отечественной фантастике существенно изменится в лучшую сторону. Во всяком случае, мы, как организаторы европейского конвента, не намерены сидеть сложа руки и приложим все усилия к тому, чтобы болгарская фантастика заняла достойное место в культуре нашей страны.
Мы знаем, что Вы автор термина «Фантастология», характеризующего исследовательскую область фантастической литературы. Как Вы воспринимаете место фантастики структуре человеской культуры?
Не вдаваясь в излишнее теоретизирование, можно сказать, что мы (человечество) давно живем в «оке тайфуна», если допустима сия аналогия. Жизнь вокруг нас выглядит нормальной, как бы даже застойной, а на периферии нарастает скорость изменений они просто не дошли до нашего сознания. Так что искусство, претендующее на то, что отражает «реалистическую действительность», отстает от жизни уже в момент своего рождения.
И еще: я не принимаю как полноценную методику сведение исследований фантастики к литературоведению (как подчас у вас это делает фантастиковедение).
Фантастика типологическая специфика искусства, пронизывающая все структуры человеческой культуры и адекватно реагирующая на меняющийся мир. Не случайно она существует и во вне-эстетических формах анекдоты, байки, городские мифы, граффити, самодеятельные песни и т.д. Таким образом, мы имеем дело с культурологическим комплексом, которому тесно в рамках стандартного литературоведческого подхода.
Из досье «РФ»
Атанас Петков Славов
Родился в1947 году в Болгарии, городе Бургасе. По специальности геодезист. В 1969 г. создает первый в Болгарии клуб фантастики «Терра Фантазия». В 1972 г., переехав в Софию, участвует в учреждении «Клуба прогностики, фантастики и эвристики им. И.Ефремова», и с 1974 по 1990 г. его руководитель. Писатель-фантаст, опубликовал более десятка новелл и рассказов, а так же роман «Психопрограммированный».
Активист мирового фэндома, принял участие в работе Евроконов в Познани, Загребе, Будапеште. Участник в Worldcon`90 в Гааге. «National officer» для Болгарии в организации профессиональных фантастов «World SF»(1990-1995). Президент первого в Болгарии частного издательства, специализировавшегося на фантастике «ОРФИЯ» (1990-1992). Составитель единственного альманаха славянской фантастики на английском языке «ORPHIA», который в Гааге получил премию WORLD SF «Carel»(за качество переводов) и диплом за особый вклад в укрепление связей между культурами.
Переводчик. Перевел на болгарский язык произведения Стругацких, Биленкина, Гансовского, Варшавского, А.Щербакова, А.Скаландиса, Е.Лукина и др. Составитель 7 антологий молодых болгарских фантастов: Исследователь фантастики, критик и теоретик-фантастовед, автор более 40 статьей по литературе, кино, живописи, музыке. Составитель и автор коллективной монографии «Прогностика, фантастика, мировоззрение» (1981). Основатель и редактор странички клуба http://www.fantastika-bg.com. Издатель и автор фензина «Фентернет» (http://www.fantastika-bg.com/fenternet). Его печатный вариант выходит ежеквартально, и в августе 2003 получил приз Еврокона. В последние годы занимается компьютерной графикой и иллюстрацией.
|