ЕЛЕНА ХАЕЦКАЯ: ЛЮБОВЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД
Собрание сочинений Елены Хаецкой в 5-и томах. Издательство «ТЕРРАКHИЖHЫЙ КЛУБ» (Москва) издательство «СЕВЕРО-ЗАПАД» (СПб):
Том 1.
«Синие стрекозы Вавилона» (содержание: «Миры и времена Елены Хаецкой» (предисловие В.Гончарова); Синие стрекозы Вавилона (цикл повестей и рассказов): «Человек по имени Беда», «Семеро праведных в раю Хозяина», «Девочки из колодца», «Прах», «Судья неподкупный», «Священный поход», «Сентиментальная прогулка»; Ежевика, святая обитель (рассказы): «Срочный фрахт», «Ежевика, святая обитель» (из «Эльбийского патерика»); А теперь нечто совсем другое (статьи): «Опыт анализа анализа» (заметки о неоконцептуализме), «Возможна ли христианская fantasy? К определению термина «сакральная фантастика», «Сапоги выше Шекспира, или о буржуазной фэнтези», «Ловушка для умников» (футурологические заметки), «Фантастика как объект сексологических исследований» (проблемы садомазохизма фэнтези), «Модезит-младший как dungeon-мастер», «О влиянии идей и образов Милорада Павича на творчество Уильяма Шекспира», «Стивен Кинг: печально-удушающий феномен «Молящихся мальчиков» «, «Посвящение в герои»), 2003 528 с.
Том 2.
«Завоеватели» (роман), 2003 512 с.
Том 3.
«Меч и Радуга» (роман), 2004 480 с.
Том 4.
«Ульфила» (содержание: «Ульфила» (роман); «Симон-отступник», «Здесь был Баранов», «Монристы» (повести); ...И опять нечто совсем другое: «О стилизме» (эссе), «Веселая стража», «Священный огонь» (пьесы), «Мирра и дьявол» (рассказ)), 2004 544 с.
Том 5.
«Гуляки старых времен» (содержание: «Гуляки старых времен», «Хальдор из светлого города» (повести); «Мориц и Эльза» (рассказ); «Записки корнета Ливанова» (цикл рассказов); «Поп и пришельцы» (повесть); «Папа и звери» (рассказ)), 2004 576 с.
Удивительно, но факт: невероятная популярность и талант не всегда гарантируют писателю безоблачную литературную жизнь. В середине девяностых, наверное, не было такого любителя фантастики, который не знал бы желтой серии «fantasy» издательства «Северо-Запад». А среди читавших серию такого, кто не обратил бы внимание на роман «Меч и Радуга» (1993) некоей Мэделайн Симмонс. Прошло время, и тайна была раскрыта: под англоязычным псевдонимом скрывалась питербургская писательница, Елена Хаецкая. В те годы читатели и издатели делали ставку прежде всего на «заграничные» имена, вот и пришлось Елене прятаться под псевдонимом. Только в 96-м ее очередной роман, «Завоеватели», вышел уже с настоящим именем писательницы на обложке.
Казалось бы, успех «Меча и Радуги» романа, ставшего культовым, растасканного на цитаты и нежно любимого читателями, должен был привлечь к Елене внимание издателей, ан нет, следующие ее книги выходили редко, от случая к случаю. Вопреки всему этому они становились событиями и «Мракобес» (1997), и первое издание «Вавилонских хроник» (1997), и первый том «Анахрона» (1999) (в соавторстве с Виктором Беньковским)... Кстати, уж казалось бы, «Анахрон» изданный в невнятной серии, с блеклой обложкой должен был остаться незамеченным, но такова судьба у Хаецкой: если ее книга все-таки опубликована, ее непременно заметят, о ней будут говорить, спорить, хвалить ее или ругать, но никогда не поставят в ряд «многих прочих».
Итак, перед нами увесистые пять томов «Собрания сочинений» в какой-то степени итоговое издание, хотя собрано в нем отнюдь не все из написанного Еленой. Даже если добавить упомянутый уже «Анахрон» и три тома «Лангедокского цикла», вышедшие в «Заклятых мирах» (изд-во «АСТ»), за бортом останутся «Обретение Энкиду», «Варшава и женщина», второй том «Анахрона», «Атаульф»... Есть надежда, что к «Собранию...» будут изданы два дополнительных тома, пока же поговорим о тех, которые есть.
* * *
Ранняя Хаецкая автор поэтичный, веселый, озорной, но вместе с тем поднимающий серьезные вопросы, умеющий писать не только об улыбках, но и о страданиях. Уже в «Хальдоре из Светлого города», повести-предтече «Меча и Радуги», заметен талант рассказчицы, и прежде всего когда дело доходит до изображения персонажей. Если сравнивать литературу с живописью, то Хаецкая непревзойденный мастер портрета. «Декорации» у нее бывают условней некуда! Но на фоне «типичного леса» белый лохматый дракончик Лохмор поет хором и платит скаредному гному Лоэгайре лестью за варенье, трогательные тролли-валуны верно ждут своего Демиурга, Болотный Морок Хроальмунд, созданный Демиургом в пьяном бреду (потому зелен и чертоподобен) молится в сокровенном храме статуям десяти мудрецов... Герои оживляют картонный театральный задник, и, читая, мы забываем, что перед нами придуманный мир и вымышленные персонажи.
Этот прием Хаецкая доводит до абсолюта в небольших пьесах «Веселая стража» и «Священный огонь». Она пользуется им же в цикле «Синие стрекозы Вавилона», но здесь «декорации» прописаны тщательней, просто они настолько неожиданны, что именно
настоящесть героев позволяет поверить и в тот мир, где они живут. Казалось бы, древний Вавилон, скрещенный с компьютерами, танками, метро, картинка абсурдная, нелепая. Но у Хаецкой он не просто данность, в которую веришь, он одновременно несколько зеркальных отображений: так посмотришь еще один причудливый мир, эдак преломление Петербурга девяностых годов прошлого столетия.
«Синие стрекозы Вавилона» чтение не для всякого. Они жестоки, порою брутальны, но в то же время распахнуты, беззащитны, хрупки. Пожалуй, не все повести и рассказы цикла одинаково хороши. И все-таки «Прах», «Девочки из колодца», «Семеро праведных в раю Хозяина» произведения, которые в очередной раз доказывают: фантастика может быть серьезной, проблемной литературой.
Именно в «Стрекозах», кажется, впервые у Хаецкой появляется новая определяющая тема ее творчества проблема веры и религии. К сожалению, транслировать свои убеждения в литературу получается у писательницы не всегда порой элемент поучительности преобладает над собственно художественностью. Среди не самых удачных попыток написать «христианскую фантастику» назовем «Срочный фрахт», «Ежевику, святую обитель».
А вот детективная повесть «Поп и пришельцы» оставляет двоякое впечатление. Главный герой отец Герман, бывший следователь, а нынче священник деревенской церкви, сталкивается с серией загадочных убийств. Есть подозрение, что их совершают инопланетяне; однако в инопланетян отец Герман не верит, точнее, считает: если таковые и существуют, то это не наши собратья по разуму, а бесы, принявшие новое, «осовремененное» обличье...
«Поп и пришельцы» обманывает ожидания читателя: фантастический элемент повести, оказывается, совсем не в том, что сулит название, не в пришельцах-инопланетянах. (В чем именно, не стану уточнять, чтобы не испортить впечатление тем, кто еще не читал книгу). Хаецкая верна себе: она по-прежнему мастерски изображает персонажей и уже детальней их мир. Некий дидактизм повести, пожалуй, не идет ей на пользу, но и не очень вредит, здесь он приглушен, смягчен. По сути, и детективность «Попа» весьма относительная, догадаться, кто убийца, несложно, но главное в повести не интрига, а стиль, характеры, проблематика... и любовь. Хаецкая любит своих персонажей, в чем признается в каждой строчке, и тем отличается от большинства нынешних сюжетописателей.
Собственно, сама любовь (к Богу ли или к людям, а впрочем, возможно ли одно без другого?..) редко выносится на передний план. «Мориц и Эльза» рассказ, составляющий исключение, да и то... Обычно же Хаецкая говорит о любви, используя элемент умолчания: мы видим последнюю в поступках персонажей, в авторских интонациях, у этой любви разные оттенки, но искренность ее неизменна.
* * *
В последние годы от произведений сакральной, христианской фантастики Хаецкая вновь возвращается к фантастике, скажем так, плутовской или игровой. «Гуляки старых времен» роман в духе ранних «Меча и Радуги», «Хальдора из Светлого города», а также «Фламандских легенд» Шарля де Костера и других волшебных историй. «Гуляки» именно набор таких историй, вложенных, подобно матрешкам, одна в другую. Одни из них напоминают охотничьи байки, другие средневековые легенды. Хаецкая экспериментирует, составляя из повествований разной тональности некую общую симфонию, одновременно веселую и грустную.
Поиски новых форм изложения она продолжает и в других своих текстах. Два рассказа из цикла «Записки корнета Ливанова» написаны в стилистике русской литературы середины 19 ст., а их главный герой «космический гусар», повествующий о случаях из своей армейской жизни.
И, наконец, «Несчастный скиталец» роман, кажется, в отечественной фантастике аналогов не имеющий. Это стилизованный под ритм и слог 18 века фэнтезийный роман в письмах. Главные герои брат и сестра, каждому из которых, впрочем, лучше было бы родиться другим: ему женщиной, ей мужчиной. Гастон дю Леруа не склонный к авантюрам молодой человек, предпочитающий покой, тишину и «новыя моды». Эмилия же барышня решительная, готовая бороться за свое счастье. Когда Гастона обвиняют в пособничестве беглой колдунье Феанире, именно Эмилия с ее женихом Миловзором сперва освобождает брата из-под стражи, а потом вынуждает Гастона отправиться с ними на поиски преступницы. Поиски эти, разумеется, сопряжены с приключениями порой опасными, порой забавными.
Но главное в «Несчастном скитальце» язык, которым написан роман. Позволю себе небольшую цитату (как пишет сама Хаецкая, «орфография и пунктуация всецело принадлежат героям повествования»):
«Нещадно сквозь бурелом продираясь, выкатилось на нас чудище. Обликом походило оно на осла, только с хвостом как бы гадским и гадской же главою. Имело оно тако-же два кожаных крыла с крючками. На спине, промежду этих крыл, сидел верхом черный великан со сморщенной личиною карлы. Личина тако-же была черна, но не по-арапски, а как бы полированный сапог. Сей мерзкий великан имел на шее обрывок чепи, каковая и звенела прегромко. Еще была у великана борода, в каковой бороде ползали, източая зеленоватый свет, червячки, пауки и нерожденныя младенцы.
/.../ Великан подъял длань и заскрежетал зубами. Весь он при этом озарился яркою вспышкою. Я хорошо его разглядел при сей оказии.
Миловзор /.../ совсем собрался делать выпад, как я остановил его.
Повремените, милый Ганс, рек я, улыбаясь. Сей урод вовсе не есть Черный Клаус, как он уверяет. /.../
Мелкий червяк! снова заорал урод. Не будь я Черный Клаус, если у тебя не разсохнутся внутренности! Бойся, ничтожество!
Не подумаю я тебя бояться! отвещал я. Ибо ты мошенник и самозванец. Посмотрите, Ганс, во что оный одет. На нем камизол с рукавом на оборочке таковых камизолов четыреста годов назад отнюдь не носили, а носили рукав разрезной на пристежках...»
«Несчастный скиталец», по сути, удачная игра-маскарад, где главные герои стиль и атмосфера выдуманной эпохи. Добавление фантастических элементов, добродушное подтрунивание над сюжетными штампами (злобная, развратная колдунья, чистая сердцем героиня, ее благородный ухажер и т.п.) позволяют писательнице увлечь «жанрового читателя» сюжетными перипетиями.
Вот еще одна особенность творчества Хаецкой: при чтении ее произведений порой абсолютно не беспокоишься о том, чем закончится история. Собственно, истории как таковые, с четкими кульминацией и развязкой, Хаецкая пишет не так уж часто. Помните, мы сравнивали ее произведения с портретами? Действительно, они, произведения, иногда представляют собой набор пейзажей, характеров и идей, нанизанных на некие сюжетные спицы, где сами спицы второстепенны. Читатель понимает, что в «Несчастном скитальце» главных героев ожидает счастливый конец, что Демиург в «Мече и Радуге» не будет казнен, что барон Эреншельд в «Гуляках старых времен» не погибнет на болоте... понимает, понимает! и все равно читает книги Хаецкой с удовольствием. И это отнюдь не увлеченность домохозяйки, следящей за очередной серией мыльной оперы. Это очарованность жизнью, которую созидает на своих страницах писательница, та самая
настоящесть характеров и миров Хаецкой, которая отнюдь не подразумевает бессмысленного эскапизма. Проблема ответственности за «тех, кого приручил» в «Мече и Радуге», попытка не потерять себя, свою честь и свою веру в «Симоне-отступнике», любовь и одиночество в «Морице и Эльзе», достоинство маленького человека перед Историей и Системой в «Синих стрекозах Вавилона»... и много, много другого, что можно, конечно, долго перечислять, но лучше понять, нащупать самому, читая эти произведения.
* * *
Пожалуй, я изрядно превысил все допустимые для рецензии объемы, но так и не написал ни слова о подборке статей Е. Хаецкой подчас спорных, но всегда умных, острых, проблемных. Обойдены внимание историческая повесть «Симон-отступник» и исторический же роман «Ульфила», историко-фантастическая повесть «Здесь был Баранов»; «Монристы», «Завоеватели»...
Надеюсь лишь на то, что читатель сам отыщет время и возможность ознакомиться с этими произведениями. Автор этих строк уверен: каждый найдет в этом пятитомнике что-нибудь особенное, «свое» и не останется разочарованным. Искренне вам этого желаю.
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
Архив галереи |
|
|