МАЛЮТКИ, КОТРЫЕ УБИВАЮТ
Роман Арбитман
Майкл КРАЙТОН. Рой: Роман. М., Эксмо, 2004 («Почерк мастера»).
...Джек Форман, высококлассный профессиональный компьютерщик, вылетает со службы потому, что не хочет покрывать вороватого шефа. Чтобы досадить смутьяну, руководство фирмы распускает о Джеке неприятные слухи из-за чего он не может найти новую работу и вынужден сидеть с детьми, пока его супруга Джулия, вице-президент крупной компании «Ксимос Текнолоджи», занимающейся нанотехнологиями, с утра до ночи пропадает на работе. Вскоре Форман замечает странные изменения в поведении супруги. Проанализировав свои догадки, герой приходит к выводу: у Джулии появился любовник, к которому она хочет уйти, забрав детей. Однако ближе к середине книги Джеку становится ясно, что он ошибается. Дело вовсе не в любовнике. Все гораздо хуже настолько, что жизнь и Джека, и детей, да и всего человечества оказывается под угрозой...
Такова завязка романа «Рой» американца Майкла Крайтона, которого прославили не только его книги, но и кино. Мировую известность он приобрел благодаря экранизациям его романов: достаточно назвать «Восходящее солнце» Фила Кауфмана с Шоном Коннери и Уэсли Снайпсом, «Разоблачение» Барри Левинсона с Майклом Дугласом и Деми Мур, «Конго» Фрэнка Маршалла с Лорой Линни, «Сферу» Барри Левинсона с Дастином Хоффманом и, разумеется, «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга. Однако и в качестве режиссера сам Крайтон поставил немало заметных лент, среди которых «Мир Дикого Запада» с Юлом Бриннером, «Большое ограбление поезда» с Дональдом Сазерлендом, «Охота на роботов» с Томом Селлеком и «Кома» с Майклом Дугласом... В общем, список представительный и тематически вполне определенный. Даже тем, кто никогда не читал романов Крайтона «Штамм «Андромеда», «Человек-компьютер», «Крылья», «Стрела времени» и других (все они переведены на русский язык), уже по фильмам понятен жанр, в котором работает писатель.
Этот жанр так называемый технотриллер: фантастический детектив или детектив с элементом фантастики, нередко осложненные мелодраматической интригой. «Отцом» американского технотриллера по привычке называют Тома Клэнси, однако Крайтон вступил на эту дорожку раньше и первым делом начал умело стирать грань между НФ литературой и литературой реалистической. Ибо все «технологические» ноу-хау писатель не относит в далекое туманное будущее, а размещает в пределах дня сегодняшнего. Маленькие фокусы автор упаковывает в оболочку таких понятных разъяснений, настолько убедительно снабжает свое повествование ссылками на подлинные исследования реальных ученых, что читатель уже почти не сомневается: и динозавры могут быть воссозданы, и «сращивание» человека с компьютером возможно, а уж войти в «виртуальный коридор» в киберпространстве вообще пара пустяков. Упомянутые выше мелодраматические вкрапления у Крайтона становится не просто элементом «оживляжа», но и важным сюжетообразующим фактором. Вспомним, например, что романа «Разоблачение» не существовало бы без мнимого (хотя и не для всех участников конфликта) любовного «треугольника» с участием программиста Тома Сандерса, его начальницы-стервы и его супруги. Вот и в «Рое», одном из последних крайтоновских романов (на языке оригинала вышел в 2002 году) мучительные подозрения в измене жены становятся для героя побудительным толчком к расследованию странных событий в корпорации «Ксимос Текнолоджи», выполняющей секретный заказ Пентагона.
Собственно говоря, фабулой «Роя» движут несколько элементов, вполне традиционных для англо-американской фантастики 50-90-х: технологическая катастрофа обусловлена эгоизмом военных (желающих любой ценой получить эффективные разработки), слепой жадностью корпораций (согласных ради инвестиций в бизнес спроектировать все-что-угодно) и безответственностью конкретных исполнителей проекта (готовых ради удовлетворения научного любопытства сотворить любого монстра даже такого, который немедленно выйдет из-под контроля). «Фишкой» Крайтона в данном случае являются нанотехнологии. Достижения в этой революционной области могут дать неизмеримо много, к примеру, медицине (чего стоят молекулярные мини-видеокамеры, позволяющие наблюдать за кровью больных «изнутри»!). Но те же малютки, выпущенные на свободу и сбившиеся в стаю, начинают представлять нешуточную угрозу. Исходные программы оказываются чересчур хороши. Самоорганизуясь, рой становится настоящим хищником. И это лишь начало неприятностей...
Любители фантастики, без сомнения, укажут на книгу, которая не могла не повлиять на автора «Роя», роман Станислава Лема «Непобедимый». У Лема техника, брошенная на планете «Регис III», эволюционирует и порождает «некрожизнь» тучу микроскопических железных насекомых, способных «высосать» из человека память. Вот цитата из «Непобедимого»: «Когда взлетающий рой круглым облаком повис точно посередине ущелья, выделяясь на сумеречном небе, как огромный пушистый черный шар, обе тучи опять вынырнули из зарослей и бросились на него с ошеломительной быстротой». А вот картинка из романа Крайтона: «Мы следили за роем. Он по-прежнему висел на одном месте, периодически расширяясь и сжимаясь... Облако наночастиц стало почти черным, только изредка в нем мелькали легкие серебристые блики. Рой висел на одном месте уже почти полминуты и постоянно пульсировал. Остальные рои продолжали летать зигзагами...» В книге Крайтона, однако, рой недолго пребывает на стадии «полуразумного» существа, озабоченного лишь охотой и размножением. По сюжету, эволюция псевдожизни становится лавинообразной, и вот сгусток наночастиц готов паразитировать на виде homo sapiens, сжиться с человеком и превратить его свою послушную марионетку. А что будет, если создание «Ксимос Текнолоджи» вырвется за пределы лаборатории в пустыне Невада?..
Оставим за читателями право самим узнать о том, КАК Джеку Форману удалось обуздать монстра и ЧЕГО это стоило. В финале книги горькие строки: «Рой (...) продолжал эволюционировать. И они это допустили. ОНИ НЕ ВЕДАЛИ, ЧТО ТВОРЯТ. Боюсь, такая надпись будет на надгробии всей человеческой расы. Но я очень надеюсь, что до этого не дойдет. Может быть, нам повезет». Да уж, хотелось бы в это верить.
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
Архив галереи |
|
|