БАЛ-ГАММАСТА — НА ЦАРСТВО!
Владимир Пузий
Дмитрий Володихин. Дети Барса. СПб.: Азбука-классика, 2004. 416 с.
Об этом романе я слышал и читал много разных отзывов, в основном не слишком комплиментарных. Тем приятнее было обнаружить, что «Дети Барса» отнюдь не «гимн имперской идее» и не «беллетризированная RPG, где крутость монстра определяется его баллами». Вот уж точно: читали, да не про то!
То есть, и империя, и монстры с именами не из слов из чисел, и оригинальная трактовка эпоса о Гильгамеше, и столкновение монотеизма с политеизмом все это и многое другое в «Детях Барса» есть. Но книга-то, братцы, о другом!
«Время было цветком,
Обратилось же в каплю,
Застывшую на лепестке
Под губительным зноем...
Злоба умножилась,
Как саранча или же отмели
На судоходной реке.
Перекошена суть городов и людей...»
Пожалуй, в этих строках то, над чем в первую очередь предлагает читателю поразмыслить Дмитрий Володихин, известный в фантастических кругах как «отец-основатель» группы «Бастион». Призн
аюсь, он основательно отпугивал меня «идейностью» своих прежних произведений.
«Дети Барса», вопреки опасениям, оказались романом не просто интересным, а, пожалуй, одним из самых удачных в отечественной фэнтези за последние года два-три. Харизматичный, но не идеальный герой Бал-Гаммаст; мир древнего Алларуада (Южная и Средняя Месопотамия), выписанный тщательно, достоверно, но не занудно; наконец, набор любопытных идей. Существование Царства, в котором верили в Единого Бога, и его, Царства, постепенное вырождение. Такое ли уж зло то, что одна эпоха сменяет другую, цивилизация обновляется за счет притока новых народов пусть диких, варварских, но обладающих свежими силами? Какова природа власти над людьми власти богоданной и власти, которую, по формуле Г.Л.Олди, «берешь сам»? В чем разница между ними?..
Завязка сюжета, казалось бы, не нова. Во время подавления бунта правитель Царства погибает, оставляя после себя вдову, дочь и двух сыновей. Старший из них, Апасуд, мало предрасположен к правлению, больше к самосозерцанию и служению Господу. Младшему четырнадцать лет, но именно ему суждено стать знаменитым Гильгамешем, точнее Бал-Гаммастом. Ситуация только на первый взгляд кажется простой: дескать, «темные» народы (и в смысле образованности, и как те, кто поклоняется демоническим силам) со всех сторон обступили Царство, дать им отпор и восстановить порядок вот достойная нового правителя цель. Однако со временем оказывается, что черно-белую сетку координат со Злом и Добром здесь не применить. Решение проблемы? Его автор откладывает до следующего тома, ведь «Дети Барса» половина дилогии «Восход зимы».
Тем не менее обычного по нынешним временем впечатления: «Закончили ничем!» при чтении не возникает. Роман, хоть и является частью дилогии, имеет некий промежуточный финал; к тому же перерыв между первым и вторым томами (окончание, по нашим сведениям, автор планирует дописать к концу 2004 г.), может, даже нужен. Чтобы сделать перерыв. Задуматься над прочитанным, осмыслить его.
Существует мнение, что всякая фэнтези это безоглядный эскапизм. Дескать, ничему она не учит, ни о чем толковом в принципе не способна поведать миру и граду. Д.Володихин в своем романе доказывает обратно. Создавая непротиворечивую систему ценностей и жизненных взглядов древних обитателей Месопотамии, он предлагает читателю по-новому взглянуть на современную нам жизнь.
В философии алларуадцев есть одно основополагающее понятие: «мэ». Слово это означает и судьбу человека, и его предназначение; мэ то, что дано от рождения, оно определяется той сословной группой, из которой происходят родители ребенка. Судьбу можно переменить, выбрав другую профессию, но выбор пути любого! требует полного и безоговорочного подчинения правилам и традициям. Лучшая судьба реализованность мэ, достижение вершин на выбранном пути. И в этом смысле дурно заботящийся о Царстве правитель в тысячу раз презреннее талантливого мастера-гончара.
Вокруг понятия судьбы и предрешенности Володихин выстраивает один из основных проблемных ребусов романа. Апасуд, который решает отказаться от власти, дарованной ему происхождением, потому что она противна его внутренним порывам. Бал-Гаммаст, естественным образом становящийся правителем, ибо это его мэ, его призвание. Главарь бунтовщиков Халаш, потомок купца, возвысившийся до военачальника и павший, потому что в душе оставался тем же таки купцом,
дурно реализовавшим свою мэ.
Володихину, безусловно, удаются эти и многие другие персонажи и благодаря их органичности, ненадуманности читатель втягивается в предложенную ему игру; воспринимает без отторжения непростые реалии Месопотамии 3000 г. до н.э. А сражения простых воинов, битвы магов, хитросплетения интриг только делают это литературное блюдо более вкусным. Дождаться бы второй порции...
|