№9(13)
Сентябрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

НАЕДИНЕ С САМИМ НЕ С СОБОЙ

Елизавета Дворецкая


Кош Алекс. Если бы я был вампиром. — М.: АРМАДА: «Издательство Альфа-книга», 2004. — 444 с.

Благодарю Марию Галину за ее статью «Героическая фантастика как диагноз».

На обложке сей книги изображен молодой человек усредненно-симпатичной наружности, смущенно полуприкрывший рукой лицо, а единственный глаз его посматривает на потенциального читателя то ли со стыдом, то ли с насмешкой. Поглядите на него внимательно — он нас предупреждает! Этот взгляд гораздо правдивее названия, потому что в самой книге речь пойдет вовсе не о вампирах. То есть они там тоже присутствуют, но больше для колорита, а суть происходящего к вампиризму прямого отношения не имеет… Лучше по порядку? Давайте попробуем.

В предисловии автор предлагает нам нечто вроде воображаемой игры на тему: «а что если бы я был вампиром?» Не верь, читатель! Почти с самого начала мы оказываемся втянуты в другую, гораздо более популярную и знакомую нам игру под названием «Угадай диагноз». И разгадка не заставит себя ждать — уж слишком много раз мы это проходили. Подростковая шизофрения, типичный случай параноидальной мании. Не надо быть психиатром, чтобы наизусть знать симптомы, с которыми нас знакомили десятки книг в жанре «героической боевой фантастики». Герой — в нашем случае молодой переводчик-надомник Виктор Светлов, одиноко живущий в скромной квартирке — обнаруживает в себе особые качества и сверхспособности (телекинез, регенерация, чтение мыслей, повышенная выносливость и т.д.) К нему проявляет интерес, во-первых, загадочная секта поклонников кровавого бога, а во-вторых, некое Агентство, имеющее целью присматривать за опасными изобретения — то ли это силовая служба, то ли внегосударственная структура, короче, некая крутая организация, имеющая в своем распоряжении лаборатории и спецназ. Все это пытается то ли погубить Виктора, то ли использовать в своих целях, то ли исследовать, но герой, благодаря своим способностям, легко раскидывает всех противников. Да еще выясняется, что его загипнотизировали, опять-таки с целью внедрить в секту, а секте он понадобился в качестве… переводчика! Попутно его беспокоит появившаяся светобоязнь, а еще он невольно провожает заинтересованным взглядом всякую красивую женскую… шейку, что, собственно, и навело его на мысль о том, что он стал вампиром. Но дальше взглядов дело не пошло, так что вампиром он оказался, скажем так, липовым.

Как видите, симптомы параноидального бреда налицо. Здесь и бред величия, и бред преследования, и бред зомбирования, и идеи отношения (герой убежден, что весь дом только и обсуждает, почему это здоровый парень месяц из дома не выходит), и даже бред «не своего тела» (об этом чуть позже). Чего здесь нет, так это «бреда подмененных родителей» — похищенным галактическим принцем герой себя все-таки не считает. Но все остальное на месте, в том числе и положенная подростковой шизофрении асексуальность. Нет, в сюжете имеется красивая девушка, работающая «в одном из отделов ФСБ» и приставленная оберегать героя, но его чувства к ней робки и невинны, типа «она такая красивая», «она мне нравится». Наиболее же поражают не сверхспособности и не приключения героя, а события, которые сам он считает вполне обыденными. Такой, например, эпизод из его недавнего прошлого. Только вдумайтесь. Переводчик подписывает контракт на перевод статьи… не поинтересовавшись, на каком она языке… она оказывается на китайском… но он берется за работу… и за месяц переводит-таки статью с китайского, которого не знает… А все знакомые, как и он сам, считают ситуацию поводом для смеха и не более того. Их насмешило то, что статья в итоге оказалась популярной биографией Великого Мао, точь-в-точь как в энциклопедии. Вот это, надо признать, довольно нестандартный бред, вносящий в текст элемент неожиданности и некую оригинальность. И все же во время чтения первой части романа мучительно хочется понять: здесь только герой — шизофреник, или автор, простите, тоже немного того…

Но вот возможности приключений в нашем мире исчерпаны, тайные секты и спецслужбы дали Виктору все возможности отличиться, какие только могли дать. Первая часть окончена, и, заснув в КПЗ (между нами, упомянутое заведение уже давно называется СИЗО, то есть следственный изолятор, и это один из многих случаев, когда детали обнаруживают сомнительное, скажем так, знание жизненных реалий) герой просыпается… просыпается герой… конечно же, в другом мире! Пора, в самом деле, сменить обстановку. Да еще он оказывается на чужом месте, не зная, кто он здесь такой и как его зовут. Вскоре выяснилось, что замена произведена не слишком удачно: безобидный Витя Светлов занял место кровавого чудовища, графа-вампира Вельхеора, и чуть было не попал на костер, заслуженный прежним хозяином тела. Да, прежним хозяином, потому что злодей-граф-вампир-чародей произвел обмен тел, забросив Виктора в мир Империи Элиров в свое тело, а сам отправился гулять по нашему миру в теле Виктора… И ой каких дел он натворит, если его не остановить!

Что, приготовились? А вот и напрасно. Не будем мы возвращаться в наш мир с целью героической поимки злодея. Злодей сам вернется и примется беседовать с Виктором в виде отражения в любой отражающей поверхности. И не так уж он плох оказался: не Черный Властелин местного разлива, а скорее Трикстер, шутник и забавник, изъясняющийся полублатным жаргоном «типа-блин-в натуре». И ничего плохого он не делает, напротив, вносит в происходящее элемент здорового юмора и старательно оберегает Виктора от неприятностей, дает советы и оказывает ценную помощь как герою, так и его иномирным друзьям.

Как ни странно, приключения Виктора в Империи Элиров уже не напоминают бред сумасшедшего и выглядят более естественными, что ли. Данный мир создан воображением обычного читателя, нашего брата, который ознакомился с некоторым количеством фэнтезийных книг. «В мире Империи Элиров процветала магия», а наш мир по сравнению в ним был «просто серой помойкой». Аналогии называть не буду, сами подберете. Правда, такая дотошность и любознательность (даже хочется сказать, благочестивая любознательность) в наше время встречается нечасто. «Золотые цвета в основном использовались для уловления энергии. Как мне объяснил Кей, «маги» ( единица измерения магической энергии, — прим. рецензента) использовались в повседневной жизни так же, как у нас электричество». «Техномагия дворца внимательно следит за погодой и температурой на площадях, а во дворах домов погода такая, какую пожелают хозяева». Это напоминает не просто очень старую фантастику о «чудесах науки», но даже где-то «Незнайку в Солнечном городе». А вообще в Империи Элиров Виктор, утративший (почти) свои сверхспособности, ведет себя как обычный милый мальчик в гостях у могущественных магов… Да, вроде того. Но, в отличие от сэра Макса, почему-то хочет домой и упрашивает Вельхеора отправить его обратно. И несостоявшийся кандидат на роль Черного Властелина не возражает: он в наш мир проник не с целью учинить великие разрушения, а всего-то хотел в библиотеки сходить, телевизор посмотреть и с людьми пообщаться.

И вот Виктор снова дома… Ой, а зачем ему это было надо? Чтобы снова встревать в разборки с Агентством и загадочным ООВ (Открытым Обществом Ведьм), где магическая роковая красотка в духе дешевого детектива хочет сделать из него наемного убийцу… А никаких сверхвозможностей у него больше нет, они остались у настоящего хозяина, Вельхеора, который, правда, и здесь поможет названому брату, но до него еще поди докричись…

Но терпение наше испытывается недолго, вот и кульминация. Подвал таинственной секты, обряд Посвящения, перестрелка зомби со спецназом… да, и такое было. Зато мы наконец узнаем, кто же придумал и организовал все это межмировое безобразие, кто же тут истинный Черный Властелин. Нет, не скажу. Читайте сами. Делать это все-таки стоит, потому что в конце терпеливый читатель найдет несколько интересных мыслей и напоследок сыграет с автором в еще одну ма-аленькую, но забавную игру. Намекну лишь, что в результате творцом всей этой мешанины может оказаться вовсе не Алекс Кош, а ваш хороший знакомый… Вася Пупкин! А может, и не он. Короче, посмотрите еще раз на обложку и загляните в смущенно-насмешливый глаз молодого человека. Он вас предупреждал!

Книга написана достаточно хорошим языком, без особого блеска, но и без заметных ляпов. Иной раз только удивишься пассажу типа «многорукая богиня Шива» — Шива вроде как всегда был мифологическим персонажем мужского пола… ну да это мелочи. Сюжет достаточно сложен, но не запутан, сюжетные линии прорастают одна в другую, но, в общем, ясность происходящего сохраняется. В упрек невидимому режиссеру (потом поймете, о ком я говорю) можно поставить только удручающую стандартность всех его идей и ходов. Но закон коммерции — надмировой закон, и сверхъестественные существа подвластны ему так же, как и простые смертные. Надо, Федя, то есть, конечно, Витя. «Я и еще кто-то в моем теле», и вампирские клыки, и магические заклинания, и тайные секты, и красотка в камуфляже (или в прозрачном пеньюаре, это кому как больше нравится). Ведь что обслуживают такие книги? Наши с вами, читатель, потребности. А чего мы хотим? Ну, не вы и я, конечно, а все те, кого принято называть «массовый читатель»? «А зачем вам Посвящение? Что вы от него ждете? — «Я хочу стать кем-то большим, чем есть». «Повседневность и обыденность — вот владыки нашего мира». Эти две цитаты можно поставить в качестве эпиграфа над многими, очень многими произведениями. Итак, если повседневность и обыденность уже взяли вас за горло клыками похуже вампирских… вот она, перед вами, еще одна дверь в мир волшебства и подвигов! «Это было именно то, о чем я мечтал еще в детстве, читая под одеялом фантастические рассказы: приключения, девушки, сверхспособности и загадки». Поднимите обложку с хитрым молодым человеком, и да не сгорит книга через тридцать секунд после прочтения! (Опять же, потом поймете.) Ну, если бы я был вампиром…



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи