№9(13)
Сентябрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

НОВАЯ ЛАПУТА


Александр ГРОМОВ, Владимир ВАСИЛЬЕВ. АНТАРКТИДА ONLINE: Фантастический роман. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 480 с. — («Русская фантастика»). Тир. 15 100 экз. (п). ISBN 5-699-05996-2.

Весной 2002-го года я делал беседу с фантастом Александром Громовым для одного из журналов. На вопрос, каковы его ближайшие планы, писатель ответил, что, основываясь на любопытной идее, предложенной Владимиром Васильевым (Вохой), они совместно работают над книгой, в которой будет и география, и геополитика, и глобальная информационная война. К концу 2002-го года в сборнике издательства АСТ «Фантастика-2002. Выпуск 3» были опубликованы первые главы этого произведения. И вот, два года спустя, роман «Антарктида online», написанный в жанре, который авторы определяют как «альтернативная география», вышел, наконец, в издательстве «Эксмо». Как вы думаете, что случится, если Антарктида необъяснимым образом «перепрыгнет» в центр Тихого океана? Именно это и происходит в романе: антарктический материк внезапно переносится в тропические широты и оказывается вместе со своими льдами, пингвинами, полярниками и их научными станциями в районе экватора. Такая же по размерам часть Тихого океана вкупе с островами и мелкими атоллами неведомо как занимает место Антарктиды. Понятно, что эта грандиозная рокировка приводит к кардинальному изменению политической и экономической обстановки в мире, вызывает колоссальные изменения климата и геофизики планеты.

Пока Антарктика была полярной областью, ее международное правовое положение допускало использование этой территории исключительно в мирных и научно-исследовательских целях. Теперь же огромная Антарктида, так удачно изменившая свое местоположение, с ее ничейными территориями и недоступными ранее из-за многометрового снежно-ледяного купола полезными ископаемыми, автоматически становится очень привлекательным, можно сказать, лакомым куском. Особенно для сверхдержав. Снежные и ледяные массы в новых температурных условиях рано или поздно растают, и разработка природных богатств этой земли станет весьма и весьма рентабельной. Правда, по прогнозам авторов романа, процесс таяния займет несколько сотен лет, но разве это срок, если речь идет о геополитической стратегии… Сообразив, что для Антарктиды наступают тяжелые времена, что материк просто «порвут на части», а ученых-исследователей выгонят оттуда «в шею, чтоб под ногами не путались», четверо полярников на станции Новорусская, перебравшие технического спирта, объявляют о создании суверенной Антарктической республики и провозглашают по радио ее независимость. Позднее к ним присоединяются обитатели остальных антарктических научных станций, а также участники парусной регаты-кругосветки для малотоннажных яхт, неожиданно наткнувшиеся на Антарктиду там, где она никоим образом не должна была находиться.

У романа многообещающая, необычная завязка… К сожалению, дуэт Васильева и Громова не зазвучал в унисон. Значительная часть книги посвящена малозанимательному описанию того, как антаркты (так называют себя граждане Антарктиды) используя возможности «непосредственной демократии», хитрость завхоза ААНИИ Моисея Когана и деньги олигарха Дениса Шимашевича, занимаются обустройством собственного быта, государственным строительством и упрочением международного положения свежепровозглашенной республики. При этом создатели романа вместо того, чтобы умножить в совместном детище присущие им писательские достоинства (Васильев — живую непосредственность и умение придумать острый сюжет, Громов — способность убедительно ваять социальную НФ и романы катастроф) суммируют в книге недостатки своих авторских подходов: Воха — уже знакомое читателям по некоторым другим его вещам отсутствие стилистического чутья и посредственное знание русского языка, Громов — излишнюю сухость и строгость изложения. В результате книга получилась довольно скучной. Нетривиальное начало и несколько более динамичные по сравнению с основным текстом последние главы, в которых показана прямая агрессия, развязанная США против государства свободолюбивых антарктов, не улучшают общее впечатление от романа. В нем нет запоминающихся героев, нет увлекательной интриги, нет женщин, а, значит — нет любви, даже инопланетяне — и те остались за кадром. Зато есть эклектизм и наукообразность. Поражает изобилие неуклюжих, натужных, каких-то пластмассовых словесных конструкций. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров: «В качестве последнего штриха перед стартом болезный таганрожец взял на буксир все пристыкованные к катеру резинки…», «…дивясь безумной идее достичь полюса на конной тяге, везти с собой овес и сено, не понять сразу, что лошади в Антарктиде околеют…», «…собаки, которых никто не спрашивал, лягать хотели этот полюс левой задней лапой…», «Не распускать ни языков, ни кулаков — это тяжкое правило антаркты усвоили довольно скоро», «Чаще всего в таких случаях начинал сеяться мелкий дождь и был способен свои упорством довести человека до исступления». Кстати, Громов в одном из своих интервью говорил, что в последние годы он отказывается от помощи редактора и предпочитает лично заниматься вычиткой и правкой собственных текстов. Похоже, текст данного романа оказывал правке упорное сопротивление... Чувства, которые я испытывал при чтении, можно выразить с помощью эмоциональной фразы из второй части «Антарктиды»: «То и дело хотелось облаять кого-нибудь, а еще лучше — настучать по тыкве».

Авторы относят свою книгу к изобретенному ими жанру альтернативной географии, в ранге первооткрывателей которого они имеют хорошие шансы войти в историю фантастики. Конечно, создателям нового направления виднее. Я назвал бы роман «Антарктида online» политическим памфлетом. В романе сатирически злободневно обличаются порядки, царящие в правительственных и неправительственных организациях (Антарктический Конгресс, Международная конференция по Антарктиде в Женеве), нравы государственных деятелей (неназываемые по фамилиям президенты России и США) и повадки олигархов (миллиардер Шимашевич). В целом, как объект, созданный воображением тандема Громов&Васильев, перелетевшая с южного полюса на экватор Антарктида вызвала у меня туманные ассоциации с летающим островом Лапута мастера философско-политической сатиры Джонатана Свифта. На Лапуте обитали оторванные от жизни ученые, изобретавшие несусветные вещи. Полярники Антарктиды за время продолжительных зимовок тоже заметно оторвались от политических реалий Большой Земли. Но ведь настоящие ученые — это независимые личности, наделенные способностью мыслить оригинально и незашоренно. Люди науки, даже будучи гражданами разных стран, всегда умели найти общий язык и взаимопонимание. Так и случилось в романе. Да, героям книги присущ некоторый авантюризм и нестандартность поступков. Тем не менее, именно неадекватность поведения и парадоксальность мышления сделала ученых из романа «Антарктида online» отцами-основателями независимого суверенного государства Антарктида.

Как только «Антарктида online» вышла из печати, в интернете на ряде форумов разгорелись дискуссии. Некоторые любители фантастики активно возмущались рисунком на обложке книги, где на тугом спинакере яхты «Анубис» из Николаева, участвовавшей в вымышленной кругосветной регате, изображен красочный логотип пивного концерна «Оболонь». Лично я не вижу в этой детали ничего из ряда вон выходящего. Обложка получилась достаточно симпатичной, эмблема «Оболони» на парусе смотрится замечательно. К тому же, в романе фирма «Оболонь» выступает в качестве спонсора николаевских яхтсменов, а в реальной жизни — спонсирует фантастические конвенты и отдельных фантастов. Если у книги «Антарктида online» и имеются недостатки, то они, на мой взгляд, находятся вовсе не на обложке, а под ней…



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003