СТРАДАНИЯ ДОБРОГО БОГА
Роман Арбитман
Марина и Сергей ДЯЧЕНКО. Долина совести: Роман. М.: ЭКСМО, 2002 (серия «Нить времен»). Марина и Сергей ДЯЧЕНКО. Пандем: Избранные произведения. М.: ЭКСМО, 2003 (серия «Нить времен»).
Тринадцатилетний школьник Влад Палий обнаруживает в себе ужасное свойство способность «привязывать» к себе людей так крепко, что всякая разлука с ним чревата для близких жутким дискомфортом и болезнями; а если «привязанность» была слишком долгой то и смертью. Таким образом, герою, не желающему сеять смерть среди родных и друзей, приходится вести жизнь вечного скитальца, современного Агасфера: жить в гостиницах, не заводить приятелей, постоянно менять женщин и всякий раз, пожимая человеку руку, прикидывать, насколько этот секундный контакт будет безопасен...
Другой сюжет. Молодой врач Ким Каманин сталкивается с невероятным: пациент, которому был поставлен смертельный диагноз, внезапно выздоравливает. Вскоре начинают выздоравливать абсолютно все обитатели больницы, в которой Ким работает, а сам герой слышит у себя в голове голос. И это не шизофрения. Это Пандем. Представьте себе ноосферу Вернадского, как если бы та вдруг обрела сверхразум и, ощущая ответственность за породившее ее человечество, желает помогать «подведомственным» землянам...
Имена киевских писателей Марины и Сергея Дяченко сегодня уже хорошо известны любителям фантастики. А настоящие знатоки обратили внимание на творчество этой супружеской пары еще раньше сразу после их первого романа «Привратник». В море разливанном штампованных новых русских фэнтези (калек со старых англо-американских fantasy) произведение Марины и Сергея, не будучи свободным от недостатков, привлекало редкостной в наше время сюжетной и интонационной самобытностью. На хоженом-перехоженом жанровом шляхе киевские писатели нашли свою тропинку и с нее уже не сворачивали, двигаясь собственным путем без оглядки на авторитеты. Уже в следующих романах и повестях («Ритуал», «Бастард», «Скрут» и др.) авторы, оставаясь поначалу в рамках игровой сказочной фантастики, уже стали расшатывать привычный канон. И если публикация упомянутого выше романа «Скрут» в серии «Азбука-fantasy» (Санкт-Петербург, издательство «Азбука») еще была в какой-то степени правомерна, то уже следующая книга писателей роман «Пещера» никак не вписывается в знакомые жанровые рамки: читатель имел дело с гибридом «твердой» научной фантастики, антиутопии и психологического романа (недаром в минувшем году «Пещера» была переиздана в серии элитарной прозы «Оригинал»).
С той поры киевские писатели все чаще стали обращаться к жанровой амальгаме. Авторы, похоже, исповедуют принцип Хуана Рамона Хименеса, призвавшего писать поперек на линованной бумаге. В то время, когда простая публика ждала от них чтива с эльфами и троллями, а издатели готовы платить приличные деньги за фэнтези, Марина и Сергей шли наперекор моде. «Отстрелявшись» каким-нибудь «Ведьминым веком», авторы почти одновременно выпускали книгу в духе «Пещеры» то есть даже не science fiction, не роман-предупреждение, но почти «нормальную» прозу. Правда, со слегка «смещенными» чертами описанной действительности. Их «Армагед-дом» был сделан на стыке антиутопии, «альтернативной истории» и бытового «семейного» романа. Фантасты все чаще и чаще пользовались безотказным приемом: абсолютно невероятный допуск вписывался в дотошно-реалистический, почти приземленный контекст; аномальные герои «обкладывались» совершенно обычными нашими современниками. Такой контраст позволял пламени Необычайного разгораться еще ярче, а психологическая или социальная проблематика высвечивалась еще яснее.
Новые романы писателей, «Долина совести» и «Пандем» (с пересказа завязок которых и была начата рецензия), художественно выстроены таким же образом. Братья Стругацкие однажды назвали данный метод «фантастическим реализмом»; этот оксюморон применим к вещам Марины и Сергея Дяченко. В «Долине совести» истории Влада, который выбрал судьбу скитальца, чтобы не стать палачом, противопоставлена история Анжелы. Та, владея таким же даром, легко идет по трупам: «привязывает» к себе богатеньких мужей, по-паучьи высасывает их и бросает, обрекая каждого брошенного на физическую гибель. Если вынести за скобки фантастическое допущение, мы получаем вполне правдоподобную житейскую коллизию. Однако авторам важно обострить ситуацию, сделать ее неразрешимой и тогда к психологии добавляется биологический феномен; читатель же получает сюжет, в котором Рок из древнегреческих трагедий вполне уместен в среднестатистических городских интерьерах. Согласно сюжету, Влад становится одной из жертв Анжелы, не подозревающей тогда, что столкнулась с «собратом по несчастью». Теперь они зависят друг от друга, расставание смерть для обоих. На сосуществование обречены оба персонажа: мужчина, который не может далеко отпустить от себя презираемую им беспринципную хищницу, и женщина, которая, ненавидя воплощение своей ошибки, вынуждена держаться поблизости. Повороты фабулы пересказывать не будем. Заметим лишь, что благостного финала у этой истории нет и быть не может, однако все-таки наш герой выйдет победителем пусть даже и ценой собственной жизни...
Сюжет «Пандема» более глобального свойства, поскольку небывалую трансформацию должно претерпеть все человечество, у которого внезапно обнаружился сверхзащитник и суперпокровитель. Однако авторы и здесь остаются верны себе: все «невиданные перемены» даются сквозь восприятие нескольких абсолютно частных людей; из кусочков мозаики, сложенных, казалось бы, прихотливым образом, вырастает цельное панно. Безусловно, появление Пандема таит некий подвох для человечества, однако авторы сознательно пренебрегает «криминально-фантастическим» ходом. Легко можно было бы свести проблематику к конфликту человечества с внешне добродушным (а на деле монструозным) суперсуществом. Но вся загвоздка в том, что Пандем вовсе не монстр и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО жаждет помочь людям: уничтожить болезни и насильственные смерти, помочь землянам избавиться от механического труда и переключиться на творчество. При этом фантасты, опять-таки сознательно, исключают возможность «переделки» человеческой природы (наподобие «бетризации» из романа Станислава Лема «Возвращение со звезд»); никакого вмешательства в психику людей тактичный Пандем не производит. Вообще суперсущество обладает массой достоинств мудрость, терпимость, умеренность, чувство юмора. Но... Авторы умело выстраивают сюжет, исподволь подводя читателя к «моменту истины»: червоточина в гармонии постепенно превращается в черную дыру. Постепенно читатель понимает, что общество, описанное в романе, обречено на вымирание. Несмотря на то, что Пандем старательно культивирует в людях самостоятельность, надежда на «доброго дядю» с каждым годом делает человечество вялым и аморфным. И Пандему как и подобает доброму и сострадающему богу остается один выход: умереть...
Что ж, оригинальные сюжеты, непростые этические конструкции, живые человеческие характеры как правило, большая редкость в сегодняшней научной фантастике. Однако романы Марины и Сергея Дяченко каждый раз нарушают это правило. Тем и примечательны.
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
Архив галереи |
|
|