№11(15)
Ноябрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ПРАВДА О СИЗИФЕ

Поручик & Lizard.Ink


Каменные ступени — театроны постепенно заполнялись публикой. Аншлага в огромном античном театре ждать не приходилось: отель «У Сизифа», хоть и пользовался неизменной популярностью, был небольшим и очень дорогим заведением, куда могли попасть немногие.

Актеры в белых тогах и обуви на высокой платформе — котурнах выступали для небольшой группы «денежных мешков», теша их взор и услаждая слух.

На проскений вышел актер в маске с трагически изломанной линией рта. Воздел к небу смуглые руки и пафосно продекламировал из Алкея:

— Пей без просыпу вместе со мной, Меланипп, мой друг!

Разве нам суждено, миновав Ахеронтский вал,

Снова солнечных дней увидать лучезарный свет?

Нет: не пробуй надежду питать непосильную!

Сын Эола, Сисиф, меж людьми хитроумнейший,

Мнил, что общую смерть удалось одолеть ему, -

Смертной Керой, однако, и он, многознающий,

Дважды был к Ахеронтской волне принужден сойти.

Там, под черной землею, Кронид повелел ему

Бремя тяжкое взять...

Второй актер, в широко улыбающейся маске, вероятно, сильно пьющий и уже дня три не просыхающий собутыльник Меланипп, взвыл и закрыл свою маску руками, предавшись глубоко захлестнувшему горю.

Хор на орхестре между делом прославил богов Олимпа и повел тему истории Сизифа: хитрого царя Коринфа, коварно обманувшего Таната, а затем и Аида. За что Сизиф и поплатился: был навечно обречен катить в гору тяжелый камень. Без остановки катит камень Сизиф и не может достигнуть цели — вершины горы.

Закончив представление под вежливые аплодисменты зрителей, артисты уступили место хореге, а именно, Автолику, — по совместительству хозяину театра и отеля.

Автолик одет был не столь эксцентрично: спортивный костюм, майка и кроссовки. Довершала образ бейсболка, повернутая козырьком к затылку.

— Господа, а теперь — обед в греческом стиле, так сказать, «ad ovo usque ad mala», это выражение не подразумевает ничего страшного и означает: «от яиц до яблок».

Объявление взбодрило публику, которая мгновенно очнулась от дремоты, навеянной драмой, и поспешила за гостеприимным хозяином.

####

Мраморные столы накрыли прямо у подножия горы, под белоснежным тентом. Дамы разместились на шелковых подушках, мужчины расселись на длинных скамьях с узорчатыми покрывалами.

Весело журчало разливаемое виночерпием в «бахусовых» одеждах вино, хрустели косточки зажаренных на вертеле цыплят, беседа текла приятно и непринужденно.

— Что же, он так до сих пор и толкает свой камень? — поинтересовался у хозяина пожилой банкир в зеленых бриджах.

— Достаточно взглянуть вооруженным, так сказать, взглядом, и он предстанет пред вами! — Автолик передал мужчине бинокль.

Банкир настроил изображение и уставился на гору.

Сидящая подле него длинноногая, юная блондинка с золотистым загаром, слегка прикрытым розовым бикини, начала ныть, что ей тоже надо обязательно посмотреть. Автолик мгновенно извлек из-под стола другой бинокль, вручил нетерпеливой барышне и помог настроить оптику, не забыв между делом ненавязчиво приобнять красавицу за упругую талию.

Остальные разместились у подзорных труб, отпихивая друг друга в желании первыми получить порцию зрелища.

Восторженный вопль и хлопанье в ладоши ознаменовали апогей шоу: почти с самой вершины горы камень с грохотом скатился к подножию.

Блондинка, бросив бинокль, привычно вцепилась в отцовский рукав:

— Папочка, я хочу познакомиться с Сизифом!

Банкир одарил Автолика взглядом, означающим только одно: «сколько?»

Автолик, еще раз украдкой оценив прелести девушки, заявил:

— Для гостей отеля нет ничего невозможного! Вы можете подойти к Сизифу и поговорить с ним. Только не попадите под катящийся камень!

Блондинка тут же устремилась к подножию горы, забыв про свои босоножки на высоченной шпильке. Под собственный визг красиво пролетела полметра и грохнулась. Бедняжку немедленно подняли, отряхнули, заклеили пластырем колени и в утешение налили шампанского. Больше всех старался, разумеется, Автолик.

####

Суета у основания горы нисколько не трогала ее виновника.

Сизиф ухмыльнулся, уперся мускулистыми руками в край ненавистного камня, и покатил его вверх, бурча себе под нос.

— Значит, вот как победителей не судят? Если люди верят в такие пословицы-поговорки, то грех их не обманывать и во всем остальном. Вы смеетесь надо мной, а я смеюсь над вами. Ты сейчас врешь этой красотке, Автолик, что сумел перебороть себя и нарочно проиграл в нашем давно забытом поединке, чтобы стать настоящим победителем — потом, позже. Ты всегда был знатным вором, но я оказался еще более изощренным. Вор у вора украл? Как обычно, Автолик.

Посмотри внимательно в ее глаза! Не сомневаюсь, она станет твоей, как и многие до нее. Но грезить будет не о тебе, а обо мне! А ты будешь это чувствовать и с ней, и со следующей. Тебе еще не надоело? Терпи! И в твоей «победе» есть своя горечь, как же без нее.

...Труден был первый подъем. И самым обидным было первое падение камня. Дважды на одну гору не поднимешься, как и в одну реку дважды не войдешь. Или дважды с одним камнем в гору не поднимешься? Не сразу я к этому пришел. Были такие подъемы, на которых я экономил силы. Были подъемы «пижонские». Были рекордные. Я стал получать удовольствие от игры с богами.

А когда ты начал строить отель, я стал играть уже с тобой, Автолик. Никто ведь не говорил, что я должен поднимать камень по одному и тому же склону, верно? Я уж тем более не обещал. Вот побегали твои архитекторы, вот погрели руки агенты по продаже земельных участков, когда каждый новый подъем я начинал с новой стороны горы! Поверь, это было незабываемое удовольствие. Сет. Гейм!

Позднее ты правильно рассудил, что никуда я отсюда не денусь, рано или поздно мне придется позировать твоим туристам. И это покроет все расходы.

Аплодирую.

Но, скажи честно: иногда ты совсем не рад видеть, как ловко я стал управляться с камнем? Ну, признайся. Тебе не очень приятно, когда это замечают твои очаровательные гостьи, я-то знаю. А как они любуются игрой моих мускулов, напряженных в очередном рывке! Смешно смотреть, как ты, легендарный разбойник с Парнаса, пытаешься бороться с брюшком, которое тебя неумолимо побеждает!

Сколько раз ты хотел поменяться со мной ролями, Автолик? Не навсегда, конечно, а на часок, чтобы почувствовать себя в ином амплуа, вызвать жгучий интерес и желание, а потом пожать богатый урожай. Хотя бы час побыть Первым!

Всем нравится смотреть на чужую работу. В том-то и состоит изюминка твоего аттракциона, что здесь ею можно любоваться бесконечно.

Всю жизнь я старательно избегал работы. Да и ты тоже, Автолик, дед Одиссея. Теперь твои гости сидят с бокалами пива и рассуждают о спорте, работе и отдыхе. Помнишь у Бутусова? «Здесь мерилом работы считают усталость...» Они так устают от состязаний на теннисном корте, купания в бассейнах и пересчитывания банкнот!

А ведь каждое новое восхождение это — новая победа. Не веришь? Между нами, родственниками, я тоже не всегда верю.

Смешно? Конечно, смешно. Почему Тициан изобразил меня с камнем на спине? Из-за поговорки про «круглое таскаем, квадратное катаем»? Из какого времени эта поговорка? По-моему, она совсем не древнегреческая. Слишком давно я здесь, все в голове спуталось.

Сколько веков назад я в последний раз пировал с женой в своем дворце, не подскажешь, Автолик? Ты ведь внимательно следил за моими успехами и промахами.

А твоя сегодняшняя пассия, Автолик, хороша! Ладно, ради нее поднажму. Пусть она увидит, как камень снова покатится с горы.

####

Автолик расположился на террасе с пострадавшей блондинкой, спровадив банкира в бильярдную к сигарам, коньяку и дамам, неназойливо играющим роль гетер.

Хозяин отеля уже изрядно пьян, но продолжает потягивать вино и говорить, говорить, говорить...

— ...Иногда я завидую ему. Он вышел из нашей битвы победителем, а боги с Олимпа отняли у меня возможность взять реванш. Долгое время я считал своим реваншем вот этот отель и спокойную жизнь на фоне наказанного Сизифа. Говорил людям, что нарочно поддался, чтобы на практике победить. Но к клейму «Второй» невозможно привыкнуть. Даже словарь орфографии Microsoft WORD знает имя Сизифа и не содержит моего.

— А ты укради у него камень, — смеется блондинка. — И станешь Первым.

— Вор у вора украл? Увы, Сизиф давно к этому готов. Когда я украду у него камень, он подстроит так, что вместо него валун в гору буду катить я. Или на себе тащить, как у Тициана. А Сизиф опять станет победителем, в очередной раз обманет не только меня, но и богов Олимпа.

— Ты и впрямь смирился с ролью «второго»?

— Смирился. Но Сизиф знает, что когда-нибудь я не выдержу. Если найдется та, что достойна такого подвига. Знаешь, чем отличается второй от первого? Первый уже успокоился, а второй не может смириться со своей ролью и постоянно готов к новой схватке.

Девушка косится на заметное даже под свободным спортивным костюмом брюшко Автолика и хмыкает. Автолика это не смущает. Обращаясь уже не только к юной особе, но и к другим присутствующим, Автолик показывает на окна отеля.

— У меня в кабинете полно интересных сувениров со всех концов света. Среди них есть два совершенно одинаковых самовара из России. Отличаются они только тем, что на одном выбито пять медалей, а на втором — ни одной. Угадайте, какой из них обошелся мне дороже?

Блондинка задумывается. Непривычное занятие дается ей с трудом. Слушающие разговор мужчины не спешат высказывать свои версии, чувствуя подвох. Автолик не ждет ответа:

— Русский антиквар рассказал, что самовары без медалей мастера делали для конкурсов, где проводились испытания на прочность, а не для продажи. Именно на такие самовары они не жалели ни труда, ни серебра. И только потом, после победы мастера, его ученики и подручные штамповали на продажу ширпотреб, украшенный позолотой и разными висюльками.

Девушка под перекрестным огнем мужских взглядов усиленно соображает.

«Сизиф, такой красивый, мускулистый, сильный и такой несчастный! Но он недосягаем. А Автолик? Не так уж он плох, настоящая легенда, точнее — древнегреческий миф. И тоже страдает. Что самое главное, он рядом».

Изящная рука с безупречным маникюром накрывает кисть Автолика.

Чарующий бархатистый голос придыханием, дрожащие ресницы. Кто может устоять?

— Покажи мне свои самовары.

Мужчины провожают уходящую пару завистливыми взглядами.

— Ну, вот, очередная победа Автолика. Однако, черт возьми, какая рутина! Это еще скучней, чем Сизифу вытереть пот со лба после очередного восхождения. Правда, гораздо приятнее.

####

Автолик отрывается от блондинки и подмигивает далекой фигуре Сизифа, катящего свой камень в гору...

Сизиф, на мгновение оторвавшись от работы, поворачивает голову в сторону террасы и еле заметно улыбается.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003