ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
Елена Мурашева
Алексей Пехов. «Под знаком мантикоры». М.: Армада
, Альфа-Пресс
: 2004 г.
Новая книга молодого, но уже обратившего на себя внимание Алексея Пехова «Под знаком мантикоры», безусловно, порадует почти всех, кто открыл для себя этого автора прежде. Как и в предыдущих книгах, вышедших в издательстве «Армада» в последние годы, он показал себя мастером закручивать интриги, сплетать воедино сюжетные линии, не связанные на первый взгляд между собой, создавать несложные, но яркие и обаятельные образы героев. Есть в книге очень профессиональные описания дуэлей на шпагах и прочем холодном оружии. Есть жгучая тайна, точнее несколько жгучих тайн, из коих, впрочем, только одна может опрокинуть существующий мир. Есть романтическая любовь, необычная не только для фэнтези, но и для рыцарских романов, то есть любовь супружеская. В общем, все слагаемые успеха налицо, и на сем можно было бы поздравить автора с созданием качественной развлекаловки и закруглиться, если бы в таком случае вообще имело смысл что-то об этой книге писать.
Но дело в том, что Алексей Пехов создал не просто стильную фэнтези с детективной фабулой. Нешто кто из наших авторов согласится на то, чтобы только развлекать? Нешто пойдет на поводу у тех, кому фантастика нужна для того лишь, чтобы спрятаться в красивую сказку от осточертевшей действительности? Не бывать тому!
Итак, что же на самом деле создал Алексей Пехов? Мир, отчасти сходный с земной эпохой Великих географических открытий. Мир, где дворяне борются за земли, а королевские родичи за власть; где церковники лукавы, а светские власти не прочь использовать их в своих корыстных интересах; где, однако, не иссякает потребность человека в познании, значит, не могут не возникать ереси; где каждый от рождения знал свое место, но вылетевшему однажды с такого места очень трудно бывало найти себе иное. Все так, за одним исключением: в этом мире магия вполне реальна, и ни одно серьезное дело не обходится без нее. Стало быть еще одна вариация на тему альтернативной истории. Не «что было бы, если бы такой-то поступил бы иначе», а «что было бы, если бы магией владел каждый двадцатый».
На альтернативно-историческую линию в книге работает и то обстоятельство, что нетрудно догадаться, что под чем имеется в виду. Так, государство Ирения это, конечно, Италия, Льеда Германия, про Восток и говорить нечего. Наконец, в государстве Таргера, где, собственно говоря, и происходит действие, узнается Португалия времен Васко да Гамы и Колумба, когда она была великой морской державой. Но разница есть: здесь Колумб Америку не открывал. Нет «халявного» колониального золота, нет и сброса пассионариев в колонии, что в реальной истории не пошло Испании на пользу. Им, пассионариям, в книге Пехова приходится делить совсем небольшое пространство и с ожесточением резать друг друга: бежать-то некуда.
Повествование Пехова получилось цельным, нравственные коллизии прописаны четко, а психология достоверна. Главного героя, Фернана, все время преследует необходимость выбора: между совестью и служебным долгом, между честью и инстинктом самосохранения, между дружбой и обязанностью отомстить за погибшую семью. Наконец между верой и потребностью в познании. Нельзя сказать, что он всегда выбирает оптимальные решения, но нравственный стержень у него есть. При этом нет скучной правильности. Он размышляет, но не морализаторствует. И действует так, как подсказывает нравственное чувство, а не всезнающий духовник.
Можно сказать, что образ маркиза Фернана де Суоза, как и его жены Рийны безусловно, удача автора. Мы-то, в отличие от писателей 19 века, знаем, что женщины в средние века вовсе не были кисейными барышнями и эфирными созданиями. Средневековая дама была полноправной хозяйкой в замке своего мужа и в его отсутствие должна была даже защищать его от врагов. Девиц смолоду готовили к этой роли, откуда же было взяться кисейности и эфирности? Но Рийна не просто еще одна сеньора-воительница, она настоящая, незаурядная женщина, даром что не относится к человеческой расе. И отношения любящих друг друга супругов это не только горячая любовь, но и крепкое товарищество, взаимопонимание, поддержка. Отношения, прямо скажем, и в наше время редкие, а уж в средние века… Впрочем, это ведь не наши средние века.
А вот некоторые другие персонажи удались меньше. Так, весьма ярок и колоритен слуга-негр, могучий, немногословный, верный, знающий и умеющий то, чего хозяин не знает и не умеет. Вот только было уже этих слуг… начиная с Хаггарда… да и до него, и после тоже… А сеанс магии в духе вуду с оживлением покойника способен нагнать страху только на очень неискушенного читателя, искушенный и много чего похлеще встречал. Даже обидно за этого чернокожего симпатягу, да и за киллершу-полукровку: оба эти образа обещали немало, но должного развития автор им не дал. Хотя у него много безусловно колоритных, ни на кого не похожих второстепенных персонажей: таковы королевский шут маркиз Армунг, «голубой» герцог Паоло Жозе де Вредо де Вольга и семейки кровников главного героя. Как говорится может, если захочет.
Ситуации типа «куда ни кинь всюду клин», когда принять правильное решение просто невозможно, как известно, не гоняются за человеком; но по собственной вине, иногда по глупости человек сам в них попадает. Фернан достаточно умен и благороден, чтобы выйти с честью из самых сложных коллизий. Победить врага, но не убивать иначе жди кровной мести. Перехитрить местных инквизиторов, не поссорившись с церковью иначе и родная контрразведка не спасет. Проскользнуть между враждующими кланами вельмож, как между Сциллой и Харибдой. Все это у него получается. Пока в дело не вмешиваются сильные мира не только сего, но и того.
Автор создает альтернативную теологию. Церковь в его мире изначально безблагодатная, ибо построена на лжи. Монахи сами используют магию, а народу не дают. Заметим, что в реальной истории никто из святых магом не был; их чудотворство ни в каком родстве с магией не состоит. В чем разница? Наверное, в том, что чудо это то, что Бог сделал через человека, магия же то, что человек сделал сам, не спросив, одобряет ли Господь. Ну ладно бы клирики в мире Пехова узурпировали право на магию, так они сделали кое-что еще хуже! Что? Но зачем я буду пересказывать книгу…
Итак, «Под знаком мантикоры» не новая вершина, но новый этап. Безусловно, Алексей Пехов перспективный автор, но удастся ли ему найти в фантастике свой единственный путь покажут следующие книги.
|
|
Свежий номер |
 |
Персоналии |
 |
Архив номеров |
 |
Архив галереи |
 |
|