№11(15)
Ноябрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

МЕЧ И ЗЕРКАЛО

Андрей Нечаев


Виктор Ночкин. «Меняла». СП-б: Азбука-классика. 2004 г., 384 стр.

Роман Виктора Ночкина «Меняла» открывает новую серию фэнтези издательства «Азбука-классика». В каком-то смысле первая книга — визитная карточка серии. И, забегая вперед, скажу: серия обещает быть интересной.

Итак, «Меняла». Фэнтези, но очень уж нестандартная. Прежде всего, необычен центральный персонаж, меняла по прозвищу Хромой. Человек без имени, человек без лица. Типичный аутсайдер, вечный неудачник. Маг-недоучка, бывший солдат, владелец жалкой лавчонки в умирающем городе… Калека… По натуре Хромой — кто угодно, только не герой. Жадный, мелочный, скрытный и, пожалуй, трусоватый — обычный, в общем, человек. Кажется, он обречен всю жизнь прозябать в лавке на окраине «заживо гниющего города», обманывать простоватых клиентов и стараться угодить местным криминальным авторитетам.

Параллельно основной сюжетной линии («сейчас») проходит ретроспектива — «четыре года назад». И в этой другой линии Хромой предстает совсем иным человеком — добродушным, предприимчивым юношей, мечтающий стать наемным солдатом. Сюжетные линии текут как будто независимо друг от друга, но это лишь на первый взгляд. С развитием событий две линии, «сейчас» и «четыре года назад», начинают переплетаться, словно отражаясь друг в друге. Зеркало. Странное зеркало, в которое смотрит герой. Вспоминая собственное прошлое, Хромой тянется к себе — прежнему, пытается отыскать нечто, чего он лишен, без чего романтик и мечтатель превратился в расчетливого проходимца…

Страшные события, произошедшие в тихом городе, заставляют Менялу забыть о спокойной размеренной жизни. Древние легенды оживают на его глазах, напоминают о старинном кладе, «золоте эльфов». Одновременно Хромой, сам того не желая, оказывается в центре схватки бандитских атаманов — «ночных баронов». Он вынужден сражаться за свою жизнь, охотясь при этом за ключом к золоту эльфов, и постепенно роман начинает все больше напоминать детектив или криминальный боевик. Одновременно и ретроспективная составляющая текста становится все динамичнее, события развиваются странно и непредсказуемо. Временами начинает казаться, что нарастающий ритм «сейчас» заставляет и линию «четыре года назад» ускоряться — и уже неясно, что происходит с Менялой сейчас, а что — только отражение. И наконец наступает ночь полнолуния, предсказанная в пророчестве… и одновременно наступает ночь «четыре года назад».

Призрак трехвековой истории вступает в город, Менялу настигает прошлое, линии повествования встречаются, словно отражение покидает зеркало и входит в жизнь. Резня в Семи Башнях триста лет назад… Резня в Болотном Краю четыре года назад… Резня в ночь полнолуния… Предательство в далеком замке на болотах и предательство в доме городского Совета… Все повторяется.

Желчный проходимец и наивный мальчик встречаются на поверхности зеркала — или на лезвии меча? Меч играет важную роль в повествовании. Кстати, помимо романа, в книгу включена статья о мече — «откованном заново» старом символе, унаследованном фэнтези от древних эпосов. Чувствуется, что автор всесторонне изучил историю символики меча и — надо отдать Виктору Ночкину должное — умело ее использует.

Я не стану, разумеется, пересказывать финал романа, скажу лишь, что автор до конца остается верен избранной манере, и финал книги не менее нетрадиционен, чем весь текст. Победитель, совершив подвиг, не получает обязательной в фэнтези награды… Или все же получает? Во всяком случае, в рассказе «Обычное дело», который представляет собой нечто вроде пост-эпилога к роману «Меняла», мы встречаем совершенно нового Хромого — уверенного в себе, человека, нашедшего себя и нашедшего свой меч. Но — увы! Стал другим лишь сам Хромой, мир вокруг него остается прежним: жестокий безжалостный мир, который не в силах изменить никакие подвиги и перемены — рассказ «Обычное дело», пожалуй, в первую очередь об этом…

Кстати, о мире — вернее, о Мире с большой буквы. Действие «Менялы» разворачивается во вселенной, которая описана автором в предыдущем романе, «Король-демон», выпущенном издательствами Сталкер-АСТ в серии «Заклятые Миры-2» около года назад. Читатель, знакомый с дебютным романом Виктора Ночкина, встретит знакомые географические названия и имена. Романы занятным образом перекликаются и, кстати, Ингви, герой «Короля-демона», тоже мелькнет на страницах «Менялы»…

Но если «Король-демон» повествовал о богах и героях, о войнах, потрясающих Великую Империю, о мировых катаклизмах, то основные события «Менялы» проходят буквально в нескольких городских кварталах, да и персонажи — не боги, демоны и короли, а «маленькие люди».

Остается пожелать издательству «Азбука-классика» удержать серию на уровне, заданном «Менялой».



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003