ХУДШАЯ СТОРОНА ТЕРРИ
Роман Арбитман
Рубрика «Бинокуляр» вновь предлагает вашему вниманию разные точки зрения рецензентов. На этот раз обсуждается книга автора, любимого многими, и обоими критиками в том числе: сборник
Терри Пратчетта
«Страта». На этот раз перед нами «неизвестный Пратчетт», не «плоскомирный». Чем явится эта книга для многочисленной армии поклонников английского фантаста разочарованием или открытием? Кто прав
Роман Арбитман или
Владимир Пузий, судить вам. Мы касаемся столь тонкой сферы вкусы и пристрастия читателей, что делать окончательные выводы не беремся.
Терри Пратчетт. Страта. Темная сторона солнца. М.: В.Секачев, Изд-во Эксмо, 2004. 480 с. (серия «Зарубежная фантастика»).
Далекое будущее. Человечество давно вышло в космос, пообщалось с иными цивилизациями, а бессмертие вкупе с молодостью перестали быть проблемами биологическими, оставшись лишь финансовыми, всякий homo sapiens может продлить свое цветущее существование ровно настолько, сколько заработанных кредитов у него имеется в банке. Хорошо трудишься живи хоть целую вечность. Таким образом, трехсотлетняя Кин Арад останавливаться на достигнутом не собирается, тем более, что работа у нее высокооплачиваемая: она служит в Компании, которая подготавливает необжитые планеты для нужд колонистов. Подчиненные Кин не только приводят в порядок атмосферу, воду, почву, но и тихонько закладывают поглубже в землю всевозможные артефакты. Дабы будущим потомкам сегодняшних колонистов было над чем поломать головы, строя версии о загадочном прошлом своей планеты. В один прекрасный день в рабочем кабинете Кин появляется странный незнакомец. Он делает героине заманчивое предложение работать на него в обмен она сможет познакомиться с диковиннейшим сооружением одной из вымерших галактических цивилизаций, абсолютно Плоским Миром, населенном разумными существами. «Немыслимый, невозможный, безумный Плоский Мир. Блюдо было наполнено континентами. Оно напоминало монетку, брошенную на удачу в галактическое пространство нерешительным божеством...»
Стоп. Стоп. Любой мало-мальски подкованный любитель фантастики знает, что истории о Плоском Мире уже более двух десятилетий сочиняет один-единственный фантаст британец Терри Пратчетт. Но всякий, кто перелистает хотя бы несколько первых страниц его книги «Страта», только что выпущенной в серии «Зарубежная фантастика» московского издательства «Эксмо» (с рассказа о сюжете заглавного романа мы и начали заметки), поймет: речь идет вовсе НЕ О ТОМ Плоском Мире, с которым сжились читатели романов «Безумная звезда», «Творцы заклинаний», «Ведьмы за границей» и других. Внешние приметы чудо-мира соблюдены. Есть тут маги, джинны, драконы, есть даже гигантская Черепаха, но... «Плоский мир должен иметь либо встроенные гравигенераторы, рассуждает Кин Арад, прилетев на место, либо подложку из нейтрониума на обратной стороне. Этот диск вращается, но очень медленно, и тянет за собой фальшивое солнце, фальшивую луну и целое семейство ненастоящих планет». Как мы помним, привычный нам пратчеттовский мир, населенный ведьмами, гномами, троллями и сундуками-многоножками, не нуждался ни в каких генераторах, ни в каком нейтрониуме, ни в каких квазирациональных объяснениях факта своего существования. И Великая Черепаха А'Туин, и слоны, и самое Смерть имели место в мире чистого незамутненного fantasy, не стреноженного технологическими оковами традиционной научной фантастики. Помимо этого, в «Страте» почти не ощутима знаменитая пратчеттовская ехидная интонация, превращавшая едва ли не каждую его книгу в маленький шедевр. Да, повествование в «Страте» временами забавно. Да, тут присутствуют кое-какие милые парадоксы (скажем, двое спутников Кин в экспедиции на Плоский Мир по происхождению выходцы из иных миров, но ЮРИДИЧЕСКИ являются людьми; конфликт между статусом и природой вызывает порой нечто вроде юмористического эффекта). И в том, и другом романах сборника писателя (в книгу включена также «Темная сторона солнца») более всего интересует тема возраста древних цивилизаций и увлекает проблема артефактов как результата вселенского баловства древнейших демиургов. Даже лучшие страницы заглавного романа о втором и говорить нечего! не идут ни в какое сравнение с теми произведениями, к которым мы привыкли.
Разгадка механизированного Плоского Мира довольно проста (но о ней рассказывать не будем на случай, если вы все-таки захотите прочесть роман). Разгадка непохожести явленного нам Пратчетта на привычного еще проще и доступна любому, кто внимательно ознакомится с текстом на задней стороне обложки книги и всмотрится в цифры, следующие за копирайтом. Разумеется: издательство «Эксмо» опубликовала самые РАННИЕ сочинения фантаста, когда он еще не нашел своей интонации, не приблизился к будущему кругу тем, не понял, что его дару с миром science fiction не по пути. Публикаторы решили, что имя автора достаточная причина для того, чтобы книга была куплена, а уж какое будет сформировано, в конечном счете, общее мнение о писателе издателям решительно наплевать.
Выход в свет «Страты» иллюстрирует печальную тенденцию, обозначившуюся еще в конце минувшего десятилетия. Расчетливо спекулируя на былых имиджах ряда западных фантастов, наши издатели вываливают на русскоязычный рынок полный набор их творений. И былые любимцы могут растратить с трудом заработанную (и заслуженную) репутацию. Напомним, что первыми жертвами издательской жадности стали Гарри Гаррисон и Роберт Шекли писатели, как выяснилось, неровные. Под именем Гаррисона издатели принялись выщелкивать «новоделы», лишь тронутые рукой мэтра и написанные в Москве (качество новых приключений Язона ДинАльта и Джима ди Гриза было столь ужасающим, что даже сам устыдившийся Гаррисон, как говорят, категорически запретил распространение этих вещей в англоязычных странах). В случае с Шекли даже не пришлось ничего дописывать: уровень поздних вещей писателя оказался ниже всякой критики. Издательства нанесли непоправимый урон двум кассовым авторам Роберту Асприну и Орсону Скотту Карду. Выпуск асприновских «Войны жуков и ящериц» и «Холодных финансовых войн» (последняя оказалась вообще дебютной вещью фантаста детским лепетом на тему ниндзя в недалеком будущем) явил нам неостроумного графомана. Что же касается Карда, то все вещи об Эндере, помимо двух первых, компрометировали писателя: их тяжеловесную заумь осилить способен далеко не каждый, а полюбить никто.
Теперь, как видим, усиленно разрабатывается месторождение под названием «Терри Пратчетт», до полного истощения породы. Причем вместо того, чтобы переиздать хотя бы трилогию о номах (трилогию эту загубил «Центрполиграф», позиционировав ее как малышковую), с энтузиазмом тиражируются юношеские опыты писателя, которых он и сам, полагаем, стыдится. Понятно, что издатели из «ЭКСМО» или «АСТ» лично не имеют ничего против тех фантастов, чей высокий имидж они готовы целенаправленно подмочить: ничего личного, господа, это только бизнес.
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
Архив галереи |
|
|