№11(15)
Ноябрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

КОГДА НАСТОЯЩЕГО ПЛОСКОГО МИРА ЕЩЕ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО...

Владимир Пузий


Не верьте тому, что написано на обложках книг! Издатель пристрастен, а авторы аннотаций... наверное, есть некая спецшкола, где учат писать ПРАВИЛЬНЫЕ аннотации на книжки. С такими, знаете, СПЕЦИАЛЬНЫМИ словесными ВЫДЕЛЕНИЯМИ.

«Это Чертовски Здорово!!!» — утверждает составитель серии «Зарубежная фантастика» в своей аннотации к книге «Страта». И здесь же пишет: «В данный том вошли первые два романа Терри Пратчетта «Страта» и «Темная сторона Солнца»». Ерунда, что «солнце» в данном случае надлежало писать с маленькой буквы. Но, господа, это второй и третий романы писателя, есть ведь еще «Люди ковра» (1971)!

И фраза «Конечно, это не Плоский мир» тоже лишь отчасти правдива. «Страту», по сути, можно рассматривать как некий научно-фантастический приквел к самой известной фэнтезийной серии пратчеттовских книг.

Удачен ли роман? Скажем так: небезынтересен. Немного длинноват, но назвать графоманщиной или бездарным текстом его нельзя; да, ранний и потому несовершенен. (Положа руку на сердце — все ли романы «Плоского мира» одинаково удачны? На мой взгляд, первые книги цикла тоже временами довольно нудноваты).

Уже в «Страте» проявляется одна из характерных черт Пратчетта: его изобретательность, бурная фантазия, которая порождает причудливые миры и их не менее причудливых обитателей. Вместе с тем все это подчинено общей идее, вокруг которой автор с упоенным восторгом творца-неофита громоздит разновсякие приключения: тайны, уж-жасные опасности, погони и чудеса.

Не то — «Темная сторона солнца». Вернее, не только то: фантазия Пратчетта здесь оказывается еще изощреннее, однако пустопорожние погони занимают меньше места. К тому же в «Темной стороне» автор играет с читателем в этакий аналог игры «Угадай мелодию» и наполняет книгу массой отсылок к произведениям признанных мастеров жанра. К сожалению, такие тексты рискуют при переводе многое потерять; хотя г-жа Комаринец многое распознала, кое-что осталось «за кадром». Например, имя робота, который цитирует «Одиннадцатый Закон Роботехники, клауза С, с поправкой», конечно, следовало перевести как Айзек, а не Исаак.

Вообще же «Темная сторона» антуражем напоминает «Дюну» навыворот — планета Противусолонь очень влажная, здесь смелые парни катаются на ветрораковинах, чьи жемчужины производят целительное, уникальное вещество... и так далее. Главный герой является наследником правящей династии, и с ним связано некое древнее предсказание, которое к концу книги он, разумеется выполнит — совершенно неожиданным для себя образом.

По-моему, «Темная сторона солнца» получился удачней «Страты», если та — лишь soft-вариант какого-нибудь из неплохих романов Шекли, то «ТСС» — веселая пародия и одновременно вполне самоценный юмористический роман. К прочтению рекомендуется. Во всяком случае, мне было интересно познакомиться с непривычным Пратчеттом.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003