ГРЯДУЩЕЕ: ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ВАРИАНТ
Лев Гурский
«Будущее уже не то, что было раньше», сказал однажды Поль Валери. Этот иронический парадокс более всего применим к будущему, художественно осмысленному западной фантастической литературой и кинематографом. Беспросветные антиутопии 60-70-х сменились бодрыми утопиями новейшего времени, а затем, когда американо-британские версии завтрашнего дня слегка приелись, отечественные кинозрители получили доступ к кинофантазиям из стран Дальнего Востока. За последние несколько месяцев в наш видеопрокат вышло немало подобных лент числом не менее полудюжины. Фильмы эти, недорогие в производстве и дешевые при покупке, пока лишь завоевывают наш видеорынок. Но тем любопытнее узнать, КАКИМ выглядит грядущее, если смотреть на него глазами японских и южнокорейских кинематографистов.
Играют все!
В убыточном творении всклокоченного японского киногуру
Мамору Осии
«Авалон» (Avalоn, 2001, 103 минуты, «Екатеринбург-арт», 2002) заняты исключительно польские актеры, а сам режиссер неоднократно утверждал, что вдохновлялся творениями Анджея Вайды и, в частности,
фильмом «Пепел и алмаз». На самом деле глубоко перепахала режиссера всем известная
«Матрица», где впервые был явлен во всей красе тезис о примате мира виртуального (яркого, живого, многоцветного) над миром реальным (серым, бедным, больным, а вдобавок еще и абсолютно безнадежным для людей-коконов). Действие картины «Авалон» происходит в недалеком будущем, где граждане с удовольствием ныряют из ржавой действительности в боевую компьютерную стрелялку, а там можно пробиться на высокий, даже на высший уровень сложности, и... Вот с этим «и» у автора «Призрака в доспехах» какая-то особенная неясность: наивная многозначительность фильма братьев Вачовски подкреплялась выверенным голливудским сюжетом и многомиллионными спецэффектами. Осия же, снявши кино всего за 8 миллионов долларов (правда, в переводе в польские злотые цифра выглядит более внушительной), не смог ничего внятного сказать ни о будущем, ни о настоящем.
Мутант наносит ответный удар
Если верить южнокорейскому режиссеру
Джин Юн-Су, постановщику фильма
«Вчера» (Yesterday, 2002, 112 минут, «Союз-видео», 2003), к 2020 году оба корейских государства уже благополучно воссоединятся, но проблемы останутся. Террористы, незаконные эмигранты, наркоторговцы будут являть собой серьезную опасность для общества. Однако в данном фильме, который начинается с похищения начальника полиции, наиболее сильную угрозу представляет маньяк по прозвищу Голиаф, бывший офицер пограничной стражи (граница, ввиду объединения Севера и Юга, ликвидирована). Впрочем, если кто-то вдруг подумает, будто главный злодей жертва ностальгии по временам Ким Чен Ира, то он ошибется. Все сложнее. Главный злодей мутант, жертва генетических экспериментов начала 90-х, когда ученые обеих Корей пытались создать Абсолютного Солдата, вмешиваясь в код ДНК ребенка... Все вышеизложенное можно вычленить из сюжета картины с немалым трудом. Как и в картине
«Шири» (откуда перекочевал Ким Юн-Джин, исполнитель одной из ролей), фабула весьма затемнена, а персонажи увлекаются слабомотивированной стрельбой по движущимся мишеням. Стрельба сменяется релаксацией под медленную музыку, затем все начинается вновь. Вопреки ожиданиям, драки в фильме заурядны, да еще и сняты в полутьме. А мораль проста: шутки с генетикой до добра не доводят.
Под властью японцев
События фильма южнокорейского режиссера
Си-Мунг Ли
«Стертая память» (2009 Lost Memories, 2002, 136 минут, «Союз-видео», 2003) происходят в 2009 году ровно через сто лет после того, как корейский повстанец совершил в Харбине неудачное покушение на седоусого руководителя японской корпорации Иноу Фаундэйшн. Усач остался жив, отчего история пошла иным путем. Никакой бомбежки Хиросимы с Нагасаки не было, поскольку Япония стала союзником США во второй мировой войне и на этом основании завоевала Корею. Так что в 2009-м полиция сражается с немногочисленной Корейской Республиканской Армией, которая добивается независимости: руководители КРА каким-то образом знают про то, что именно империя Имоу сумела переписать историю, отправив агента в 1909-й. Теперь повстанцам надо отправить своего человека в тот же самый год и позволить-таки убить усача-японца. Пусть, мол, все будет, как было, и Корея станет вновь свободна от японцев!.. Главный герой полицейский корейского происхождения Сакамото Масаюки, который честно служит режиму. Но японцы не доверяют этническому корейцу и тем самым толкают героя к повстанцам. В итоге именно он отправляется в прошлое и восстанавливает связь времен. Механизм путешествия во времени довольно загадочен все происходит благодаря древнему талисману, вложенному в соответствующий паз... По правде говоря, будущее в фильме и под властью японцев внешне выглядит не очень беспросветным, да и Хиросиму с Нагасаки жалко. Но борцам за корейскую независимость, конечно, виднее.
Под властью пришельцев
В картине японца
Такеши Ямакаси
«Пришелец из будущего» (Returner, 2002, 90 минут, «Союз-видео», 2003) речь идет тоже об изменении прошлого и тоже с помощью убийства. Действие начинается аж в 2084 году во времена, когда человечество изнемогает в войне с инопланетными агрессорами (народу осталось только немного в Тибете). Последние земляне, отбиваясь от монстров, кое-как соорудили машину времени и отправили в 2002-й год свой последний резерв похожую на певицу Бьорк диковатую девушка Мили (Энн Сузуки), чтобы та при помощи киллера Миомото (Такеши Кенеширо) повлияла на историю: героиня рассчитывает предотвратить последующее вторжение, убив первого приземлившегося пришельца (а это случилось именно в 2002-м). Молодой киллер и сам рад помочь по ходу дела ему удается напасть на след негодяя-мафиози Мизагучи (Геро Кишитани), какового наш неуловимый мститель мечтает убить 15 лет с сопливых детсадовских времен... Признаемся, никакой особой национальной специфики в фильме не наблюдается. Картина Ямасаки покрыта лишь тонкой пленочкой японского колорита, но под ней она вполне американская и беззащитно-откровенно цитатная. Фильм начинается как
«Терминатор» (есть даже похожие флэшбеки Земля под властью пришельцев), продолжается как
«Инопланетянин» (существо из летающей тарелки не захватчик, а одинокий космический малыш), плавно переходит в
«Матрицу» (герои ловко уворачиваются от пуль, снятых рапидом) и завершается в духе
«Назад в будущее». К концу зрителю явлен оптимистический вариант. Войны не будет. Человечество уцелело, а значит, нет нужды никого посылать в прошлое. Девушка растворяется в воздухе. Последней исчезает улыбка прямо как у Чеширского Кота.
Роботы, похожие на бомжей
Режиссер
Такаши Миике, постановщик
ленты «Живым или мертвым: год 2346» (Dead Or Alive: Final, 2002, 89 минут, «Лизард», 2003), имеет репутацию невероятно плодовитого халтурщика. Фильмы его сделаны кое-как, сшиты на живую нитку, однако, несмотря на хиленький бюджет, мэтр японского трэша упрямо снимает свою сагу о будущем. Означенный в русском варианте заглавия 24-й век похож на самое начало 21-го. Во всяком случае, город Иокагама 2346-го года смахивает на Иокагаму теперешнюю только еще более серую, обшарпанную, неумытую и грязную. Машины, пистолеты, костюмы, темные очки, мобильные телефоны все такое же, как сегодня. О будущем напоминают лишь сверхплоские экраны телемониторов, которые то зажигаются с новостями, то гаснут внутри неопрятных рамочек. Главным злодеем в картине оказывается господин Ву, мэр города, который, будучи «голубым», пытается и всех подведомственных ему горожан отучить с помощью неких пилюлек от гетеросексуальных отношений. Немногие из горожан слабо протестуют, уходят в подполье, их ловят; на этом вполне бредовом фоне разворачивается противостояние двух граждан одинаковой комплекции: нагло крашеного блондина и брюнета со страдальческим лицом (Шо Айкава и Рики Такеучи). Один из них как будто бомж, другой вроде бы полицейский, однако все это не имеет никакого значения, поскольку оба роботы. Роботы здесь отличаются от людей лишь умением лучше драться ногами и ловить пули руками. В финале оба кибернетических создания, посверкивая и пощелкивания, соединяются в единого секс-монстра и отправляются к мэру мстить за все хорошее... Будущее, изображенное режиссером Миике, настолько невнятно, что ни заворожить, ни и испугать, ни заставить зрителей задуматься всерьез оно неспособно. Разве что вызывают легкое уважение неведомые конструкторы здешних роботов: ведь как-то удалось приучить этих механических тварей черпать необходимую для работы электроэнергию прямо из лапши со специями и консервированных бобов!
|
|
Свежий номер |
 |
Персоналии |
 |
Архив номеров |
 |
Архив галереи |
 |
|