БОРИС СТРУГАЦКИЙ: «МЫ ОДНОЙ КРОВИ — ВЫ И МЫ»
Владимир Ларионов
Борис Стругацкий не нуждается в представлении. Под руководством знаменитого писателя в 2002-м году в Санкт-Петербурге был создан «толстый» российский литературно-художественный журнал «Полдень, XXI век», полностью посвященный фантастике. Редакция «Реальности фантастики», задумавшая рассказать о наиболее интересных изданиях-коллегах, выходящих в других странах, решила начать серию таких материалов со знакомства с детищем Б. Стругацкого. На обложку «Полдня» вынесены слова «Новый мир русской фантастики». О концепции издания, истории этого любопытного проекта, о нынешнем положении дел в журнале «Полдень, XXI век» и о том, зачем вообще нужны фантастические журналы, с мэтром побеседовал Владимир Ларионов.
Борис Натанович, расскажите о вашем журнале. Какова основная идея, концепция издания?
Концепция простейшая: создать по возможности постоянно действующую издательскую базу для фантастических произведений малого формата (рассказ, повесть), причем фантастика понимается предельно широко фантастический реализм, остранненная проза, научная фантастика, альтернативная история, сказка… Весь диапазон от Лема до Кафки включительно. Уэллс, Чапек, Воннегут, Шварц, Ионеско, Булгаков, Гоголь, Шекли ах, какой журнал можно было бы издавать, имея в своем распоряжении таких авторов!
Несколько слов об истории проекта. Как все начиналось?
Ничего интересного. Нашелся предприниматель, предложивший идею «журнала Бориса Стругацкого», собрались энтузиасты, взялись (более или менее дружно), выпустили несколько номеров, потом знамя подхватил знаменитый журнал «Вокруг Света», под эгидой коего мы и продолжаем наши труды. Хвастаться особенно нечем, но журнал у нас получается необычный, такого в России (да и в мире, наверное) больше нет. Чем мы и гордимся, благо гордиться особенно больше нечем.
Ориентировались ли вы и ваши единомышленники, задумывая «Полдень, XXI век», на какое-то реально существующее (или существовавшее ранее), российское или зарубежное периодическое издание?
Нет. Подобного издания я не знаю. Впрочем, я не великий знаток мировой журналистики.
Каковы критерии отбора произведений в ваш журнал? Что вы понимаете под фантастикой?
Фантастическим я называю всякое литературное произведение, автор которого в качестве сюжетообразующего художественного приема использует элементы необычайного, невероятного или невозможного вовсе. Фантастика, понимаемая таким образом, образует широчайший спектр от Фламмариона, Жюля Верна и Уэллса до Шекли, Шварца и Кафки. И любое произведение такого вида может быть у нас опубликовано, но при одном важном условии оно должно понравиться главному редактору. Одобрение главреда это и есть основной (и, наверное, единственный) критерий отбора.
Что вы думаете о роли в литературном процессе журналов вообще и «Полдня» в частности? Зачем нужны журналы? Должен ли журнал каким-то образом формировать вкус, создавать «литературную моду»?
Журнал должен удовлетворять потребность читателя в интересном для него (читателя) чтении. Задача формирования вкуса (а тем более формирования мировоззрения) никакому журналу не под силу. Журнал должен удовлетворять уже существующий вкус и поддерживать уже сложившееся мировоззрение. Рассчитывать на большее бесполезная амбиция и погоня за иллюзией.
Кстати, на какого читателя ориентирован «Полдень, XXI век»? Каким вы видите своего читателя?
Это квалифицированный читатель: он любит не только читать, но и перечитывать. Это любитель литературы самого широкого плана: он любит не только фантастику, а в фантастике любит не только, скажем, фэнтези или НФ. Это читатель-реалист: в литературном произведении он более всего ценит сцепление выдумки с реальностью и отнюдь не ищет в литературе способа убежать от реальности в мир иллюзий. Насколько я могу судить, такие читатели составляют определенное меньшинство, но по абсолютной величине их не мало, я думаю сотни тыcяч. Так что, на тираж в десять тысяч мы можем рассчитывать.
Каково соотношение литература/критика в журнале Бориса Стругацкого? Знаю, что вы не публикуете рецензии. Почему?
Я не считаю себя в праве выставлять оценки (отметки) и выстраивать рейтинги. Нет такого права и у нашего журнала. Всякая рецензия есть просто более или менее многословное, более или менее изящно изложенное признание в любви (или неприязни) автора рецензии к рецензируемому произведению. Никакая рецензия (ну, скажем так почти никакая) не содержит в себе ничего, кроме заявления «нравится» или «не нравится». Никто и никому еще не сумел доказать, что данное произведение «плохо» или «хорошо» просто потому, что Menzura Zoili так пока и не изобретена, и никто не знает, что это значит: «плохо» («хорошо»). Можно доказать, что произведение лживо; что оно противоречит известным фактам; что оно малограмотно (с той или иной точки зрения). Но невозможно доказать, что оно плохо. Поэтому наш отдел публицистики содержит главным образом (и даже, пожалуй, только) статьи и эссе мировоззренческого плана на тему «Фантастика и Мир».
Предпочитаете работать с известными авторами?
Это не очень существенно. Хотя при прочих равных условиях известный автор, разумеется, предпочтительнее. Читающая публика любит известных авторов.
А на кого из авторов «Полдня» вы рекомендовали бы обратить внимание читателей журнала «Реальность фантастики»?
«Оценки не выставляются, рейтинги не выстраиваются, рецензии не публикуются». Уверен, что читатели «РФ» сделают свои выводы без моих подсказок.
Кстати, как вы относитесь к тому, что наши журналы иногда практически одновременно публикуют одни и те же произведения?
Вообще говоря, это не очень хорошо. Мы стремимся этого избегать, но не всегда нам это удается. Впрочем, ФОРМАЛЬНО ничего страшного не происходит: «РФ» украинский журнал, «Полдень» российский. Почему бы им, собственно, и не пересекаться? Время от времени?
У вас за плечами тринадцать выпущенных номеров «Полдня» (не считая пилотного выпуска). Подготовлен и уже отправлен в типографию последний в нынешнем году, шестой, номер. Борис Натанович, что вы чувствуете сейчас, после двух с лишним лет работы на посту главного редактора журнала?
Я жду. Жду новых имен. Новых повестей и рассказов. Новых сюжетных поворотов. Новых идей. Жду Уэллса XXI века.
Что-то изменилось в политике журнала за это время, ведь появился практический опыт? Наверное, я неудачно формулирую вопрос, концепция журнала остается, по-видимому, неизменной. Попробуем вот так: какой главный вывод сделал для себя Борис Натанович Стругацкий за эти два с половиной года?
Ничего утешительного. Два с лишним года прошло, а стоять на своих ногах мы так и не научились. Но, может быть, еще научимся?
Почему выбрали именно такую периодичность шесть номеров в год?
Именно на такую периодичность хватает у нас сейчас материала. Станут больше писать, станем чаще выпускаться.
Вы упомянули о новом учредителе и издателе «Полдня». Прошел примерно год, как вы перешли под крыло ООО «Издательство «ВОКРУГ СВЕТА». Это как-то повлияло на журнал?
На журнал нет. На продажу да, и существенно! Впрочем, кое-что все-таки изменилось: мы стали лучше платить гонорары известных («раскрученных») авторов возросли, как минимум, вдвое.
Готовя предложения в номинационный список конференции «Интерпресскон», я испытал некоторое затруднение: как теперь обозначать географическую принадлежность журнала «Полдень»? Он в Москве или в Санкт-Петербурге? Издательство-то московское...
Я бы сказал так: это питерский журнал, формирующийся в Питере и печатающийся в Москве. Можно писать: Санкт-Петербург Москва, Россия.
Борис Натанович, в чем, на ваш взгляд, более всего сегодня нуждается фантастика, каковы ее самые насущные проблемы?
Никаких действительно существенных проблем я не вижу. Писатели работают. Издатели публикуют. Читатели раскупают охотно. Что еще нужно литературе? Все прочее зависит от нас и только от нас. Издатели должны стать культурнее. Читатели придирчивее. Писатели самокритичнее. Вот и все дела.
Спасибо за искренние и исчерпывающие ответы! От редакции и читателей «РФ» искренние пожелания успехов и процветания коллегам из журнала «Полдень, XXI век», здоровья и плодотворной работы его главному редактору!
От имени редсовета журнала «Полдень, XXI век» успеха, удачи и процветания коллегам из журнала «Реальность фантастики»! «Мы одной крови вы и мы!»
© Беседовал Владимир Ларионов, октябрь 2004 год.
|