№12(16)
Декабрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

«КАК ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ТОЛЬКО ЛУЧШЕ»


Терри Пратчетт. Только ты можешь спасти человечество. — М.: Изд-во ЭКСМО, СПб: Изд-во Домино, 2004. — 240 с.

Похоже, детская фантастика у нас снова входит в моду. Можно как угодно относиться к Роулинг, но именно ее книги оторвали детей от компьютеров и телевизоров, вернув к чтению не «потому что задали в школе», а «потому что интересно!» Парадокс, но отечественные фантасты за редким исключением все больше работают на молодежную и взрослую аудитории. Взять бы им пример с зарубежных мастеров... да вот хотя бы с Терри Пратчетта.

Его повесть «Только ты можешь спасти человечество» (1992) недавно вышла на русском и является началом трилогии про Джонни Максвелла. Две другие книги тоже должны в скором времени оказаться на наших прилавках, но пока поговорим о «Только ты...»

Пратчетт, как всегда, верен себе: ему удается удивительным образом совмещать неглупый «английский» юмор и серьезные, в общем-то, проблемы. И это при том, что детская фантастика чаще всего пишется именно по формуле: «Меньше актуальных проблем, больше приключений и морализаторства!» Заметьте, главные герои таких книг обычно либо дети из успешной семьи, либо круглые сироты (ау, Гарри!). Так или иначе, они попадают в иной, фантастический/сказочный мир или же обнаруживают, что жизнь в нашем мире полна волшебства. И дальше авторы, сознательно или нет, выводят ребенка — героя, а вместе с ним и читателя — из круга привычных, «сиюминутных» проблем. Спасти планету от гнусных кракозябров, победить злого чародея и стать принцем в сказочной стране, наконец, просто «вжиться» в скрытое для обычных людей общество волшебников и стать кем-то значительным в нем — а в ежедневной жизни по-прежнему получать тычки от двоюродного брата... Этот набор формул, в общем-то, невелик и не сказать, чтобы так уж плох. В конце концов, подобные типовые сюжеты позволяют говорить о вневременных, «вечных вопросах»: о дружбе, предательстве, ответственности, проблеме выбора. Нужно ли все это ребенку? Разумеется!

Но эскапизм хорош в меру. И мечты о том, что «я тоже стану волшебником», вряд ли помогут разобраться с теми самыми «сиюминутными» проблемами. С тем, что родители ссорятся и вот-вот разведутся. С тем, что твой лучший друг водится с уличными хулиганами. С тем, что по телику ежедневно показывают бомбежки, в которых гибнут живые люди.

Пратчетт как раз и ценен, даже полезен тем, что пишет об обыденной жизни, вплетая в нее фантастическую историю. Завязка этой истории безыскусна: Джонни Максвелл обнаруживает, что пришельцы из компьютерной игрушки ведут себя неправильно и самым наглым образом сдаются на милость победителя (т.е., Джонни) вместо того, чтобы палить по нему изо всех лазерных пушек! Впору воскликнуть сакраментальное: «Ну-у, я так не играю!» — и инсталлировать игрушку поинтереснее. Но Максвелл не из таковских, он хочет разобраться до конца — и в результате, конечно, Джонни получит на свою голову целый ворох приключений. Некоторые из них как бы и не страшные, а некоторые...

Но не будем пересказывать содержание книги. «Только ты...» из тех повестей, которые нужно читать, причем аннотатор на обложке не врет: «Бывают такие детские книги, которыми и взрослые зачитываются».

Не слишком политкорректный, чуть более морализирующий, чем в «Плоском мире», Пратчетт еще и остается прекрасным юмористом:

«Однажды Холодец написал игру под названием «Полет к Альфе Центавра». На экране были точки. И все. Потому что, пояснил Холодец, игра идет в реальном времени (о котором до появления компьютеров никто и не слыхивал). Он узнал из телепередачи, что полет к Альфе Центавра занимает три тысячи лет, и написал программу так, чтобы того, кому достанет терпения три тысячи лет держать компьютер включенным, в конце концов вознаградило появление посреди экрана сперва точки, а потом надписи следующего содержания: «Добро пожаловать на Альфу Центавра. А теперь валите отсюда».»

В общем, крайне рекомендую к прочтению и дарению детям. «Только ты...», как ни странно, мне лично понравилась даже больше, чем его «взрослые» «Страта» и «Темная сторона солнца» [см. рецензии в ноябрьской «РФ»-ке за 2004 г.]. Не потому ли, что на сей раз Пратчетту удалось написать очень злободневную, но не сиюминутную детскую книгу, что по нынешним временам большая редкость?..



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003