«КАК ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ТОЛЬКО ЛУЧШЕ»
Терри Пратчетт. Только ты можешь спасти человечество. М.: Изд-во ЭКСМО, СПб: Изд-во Домино, 2004. 240 с.
Похоже, детская фантастика у нас снова входит в моду. Можно как угодно относиться к Роулинг, но именно ее книги оторвали детей от компьютеров и телевизоров, вернув к чтению не «потому что задали в школе», а «потому что интересно!» Парадокс, но отечественные фантасты за редким исключением все больше работают на молодежную и взрослую аудитории. Взять бы им пример с зарубежных мастеров... да вот хотя бы с Терри Пратчетта.
Его повесть «Только ты можешь спасти человечество» (1992) недавно вышла на русском и является началом трилогии про Джонни Максвелла. Две другие книги тоже должны в скором времени оказаться на наших прилавках, но пока поговорим о «Только ты...»
Пратчетт, как всегда, верен себе: ему удается удивительным образом совмещать неглупый «английский» юмор и серьезные, в общем-то, проблемы. И это при том, что детская фантастика чаще всего пишется именно по формуле: «Меньше актуальных проблем, больше приключений и морализаторства!» Заметьте, главные герои таких книг обычно либо дети из успешной семьи, либо круглые сироты (ау, Гарри!). Так или иначе, они попадают в иной, фантастический/сказочный мир или же обнаруживают, что жизнь в нашем мире полна волшебства. И дальше авторы, сознательно или нет, выводят ребенка героя, а вместе с ним и читателя из круга привычных, «сиюминутных» проблем. Спасти планету от гнусных кракозябров, победить злого чародея и стать принцем в сказочной стране, наконец, просто «вжиться» в скрытое для обычных людей общество волшебников и стать кем-то значительным в нем а в ежедневной жизни по-прежнему получать тычки от двоюродного брата... Этот набор формул, в общем-то, невелик и не сказать, чтобы так уж плох. В конце концов, подобные типовые сюжеты позволяют говорить о вневременных, «вечных вопросах»: о дружбе, предательстве, ответственности, проблеме выбора. Нужно ли все это ребенку? Разумеется!
Но эскапизм хорош в меру. И мечты о том, что «я тоже стану волшебником», вряд ли помогут разобраться с теми самыми «сиюминутными» проблемами. С тем, что родители ссорятся и вот-вот разведутся. С тем, что твой лучший друг водится с уличными хулиганами. С тем, что по телику ежедневно показывают бомбежки, в которых гибнут живые люди.
Пратчетт как раз и ценен, даже
полезен тем, что пишет об обыденной жизни, вплетая в нее фантастическую историю. Завязка этой истории безыскусна: Джонни Максвелл обнаруживает, что пришельцы из компьютерной игрушки ведут себя неправильно и самым наглым образом сдаются на милость победителя (т.е., Джонни) вместо того, чтобы палить по нему изо всех лазерных пушек! Впору воскликнуть сакраментальное: «Ну-у, я так не играю!» и инсталлировать игрушку поинтереснее. Но Максвелл не из таковских, он хочет разобраться до конца и в результате, конечно, Джонни получит на свою голову целый ворох приключений. Некоторые из них как бы и не страшные, а некоторые...
Но не будем пересказывать содержание книги. «Только ты...» из тех повестей, которые нужно читать, причем аннотатор на обложке не врет: «Бывают такие детские книги, которыми и взрослые зачитываются».
Не слишком политкорректный, чуть более морализирующий, чем в «Плоском мире», Пратчетт еще и остается прекрасным юмористом:
«Однажды Холодец написал игру под названием «Полет к Альфе Центавра». На экране были точки. И все. Потому что, пояснил Холодец, игра идет в
реальном
времени (о котором до появления компьютеров никто и не слыхивал). Он узнал из телепередачи, что полет к Альфе Центавра занимает три тысячи лет, и написал программу так, чтобы того, кому достанет терпения три тысячи лет держать компьютер включенным, в конце концов вознаградило появление посреди экрана сперва точки, а потом надписи следующего содержания: «Добро пожаловать на Альфу Центавра. А теперь валите отсюда».»
В общем, крайне рекомендую к прочтению и дарению детям. «Только ты...», как ни странно, мне лично понравилась даже больше, чем его «взрослые» «Страта» и «Темная сторона солнца» [см. рецензии в ноябрьской «РФ»-ке за 2004 г.]. Не потому ли, что на сей раз Пратчетту удалось написать очень злободневную, но не сиюминутную детскую книгу, что по нынешним временам большая редкость?..
|