ГЕРОЙ АПРИОРИ
Александра Альтман
Элизабет Мун. Герой поневоле: Роман / Пер. с англ. Н. Фроловой. СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с.
Верите ли вы в реинкарнацию, господа? Американская писательница Элизабет Мун, по-видимому, верит и устраивает реинкарнацию литературную. Хорошо знакомая и полюбившаяся многим читателям героиня трилогии «Меч наемника», «Путь наемника» и «Клятва наемника», воительница по имени Паксенаррион, возвращается в несколько новом обличье.
В романе «Герой поневоле» ее зовут Эсмей Суиза, она уже дочь не фермера, а богатого землевладельца, носит погоны лейтенанта космического флота и не пользуется магией. Писательница рассказывает о Суизе с искренним восторгом сама Элизабет в молодости мечтала стать летчиком-испытателем или хотя бы инженером-авиатором, потом несколько лет работала в компьютерном центре ВМФ. Скорее всего, благодаря этому в книге много места уделено описанию быта и порядков Космофлота, нюансам иерархии и субординации, подготовке младших офицерских чинов, а о технике и оружии автор пишет с истинным, прямо-таки неженским упоением. Если же говорить о характере Суизы, то, по сути, это немного усовершенствованный вариант все той же наемницы Пакс. Девушка, с детства мечтавшая о военной карьере, патриотка, исполнительный и ответственный офицер, образец скромности и профессионализма. Но при этом не «боевая единица», а все-таки живой человек. Во всяком случае, у героини немалый набор разнообразнейших комплексов, личных проблем «родом из детства», сомнений, терзаний и всего того, что по мнению автора должно «оживить» персонаж.
Тем не менее, образ Эсмей Суизы получился, на мой взгляд. лубочный. Во-первых, кто именно будет этим «героем поневоле», понятно с первых строк, причем не только читателю, но и самой Суизе. Чувство долга и личной ответственности за происходящее сквозит в ее речах и поступках от начала книги до конца. Девушка, как какой-нибудь Брюс Уиллис, все время оказывается в нужном месте в нужное время, в самой гуще неприятностей межгалактического масштаба и не мучает себя вопросами, по-че-му-и-мен-но-я, ах-за-что-это-мне и т.п. надо, значит надо. Во-вторых, профессия боевого летчика романтизирована до неприличия. Суиза, отслужившая на момент действия уже несколько лет, ни разу не заикается о том, что, мол, получилось все не так, как думалось, что детские мечты в реальности оказались не чередой подвигов, а бесконечной рутинной. Да и рассуждения о войне человека, который буквально только что избежал смерти в бою, лишившись доброй половины товарищей, выглядят довольно наивно.
«Война никогда и нигде не может быть чистой, Эсмей. Это сказал ей отец, когда она объявила ему, что хочет в космос, хочет стать офицером Флота. Человеческая кровь и человеческие внутренности имеют везде одинаковый запах; крики людей звучат везде одинаково». Впрочем, подобной риторики к середине книги становится намного меньше. Действие все ускоряется особенно бурно события развиваются в последней трети романа. И тут уже героиня показывает все, чего ожидает от нее любитель боевой фантастики: и характер, и смекалку, и умение дать отпор, ну и личный героизм, куда ж без него. Все-таки при определенных обстоятельствах и один в поле воин.
Персонажи романа Эсмей Суиза, ее начальство и сослуживцы попадают в эпицентр межпланетного (или даже межгалактического?) скандала: в описываемом мире остро стоит проблема несанкционированного использования процедуры Омоложения. Дискуссии о допустимости-недопустимости подобной операции один в один повторяют аргументацию противников и защитников идеи клонирования. Хотя, надо сказать, что эта сюжетная линия приносит в роман не столько этическо-философскую составляющую, сколько детективную.
В «Герое поневоле» Элизабет Мун явно играет на своем поле. На главном персонаже параллели с трилогией о наемнице не заканчиваются. Картина описываемого мира, несмотря на кажущиеся различия, тоже, без сомнения, «перекочевала» из прежних романов. Разрозненные феодальные города-государства превратились в не менее обособленные планеты, все те же попытки собрать их под крылышком единой правящей силы, бесконечные локальные войны, патриархальное общество, наличие элитных сословий и каст и прочее. Здесь как раз уместно вспомнить давний спор о фантастике-методе и фантастике-жанре. В данном случае, по-моему, видим второе. Декорации книги сделаны «под НФ», и сделаны довольно качественно. Детальные описания кораблей, технических новшеств, боевых орудий и прочего написаны зачастую ярче и убедительней, чем все остальное. А вот культура, общественная мораль, схемы взаимоотношений, мотивации героев практически не отличаются от современных.
В целом, книгу хочется назвать очень кинематографичной. В том смысле, что, читая ее, легко представить некий суперблокбастер не иначе как Роланда Эммериха. И любовная линия, где мужественный
он сумеет достучаться до сердца гордой амазонки, и наличие сверхмиссии спасения мира, если не от гибели, то от глобальной катастрофы все это так и просится на большой экран. Роман уже получил немало позитивных отзывов читателей (от сдержанно-одобрительных до восторженных) и наверняка бы хорошо пошел в прокате.
Самый большой козырь книг Элизабет Мун, в частности, «Героя поневоле», это крайне благодатная тема. И дело даже не только в том, что персонажей вроде Эсмей Суизы читателю легко ассоциировать с самим собой (не слишком блестящее происхождение, закончила летную школу с довольно средними отметками, звезд с неба не хватала, но в решающую минут сумела проявить себя далее по тексту). Главное, что всегда будут востребованы сюжеты, где ничем не примечательный человек, не лишенный недостатков, в общем-то довольно простенький и даже подленький, вдруг обнаруживает в самом себе неожиданные ресурсы бескорыстия и благородства. Мне кажется, именно поэтому так трогает читателей финал, допустим, того же «Пикника на обочине». Но поступок (нет Поступок!) Эсмей Суизы большого восторга не вызывает. Уж очень нарочито демонстрировалась ее «особая роль». Получился не герой поневоле, а предсказуемый герой априори.
|
|
Свежий номер |
 |
Персоналии |
 |
Архив номеров |
 |
Архив галереи |
 |
|