ЭТО ЭЛЕМЕНТАРНО, ДАРВИН!
Владимир Пузий
Чарльз Шеффилд. Неподражаемый доктор Дарвин. М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «Люкс», 2004. 352 с. (серия Bestseller).
Вы любите детективы? Я, например, обожаю, но избирательно. Выстрелов-погонь-мордобитий должно быть не меньше, чем загадок для ума, а вот если «кроме мордобитиев, никаких чудес» тогда скучно, господа!
Чарльз Шеффилд (вообще-то больше известный в наших палестинах как фантаст) тоже придерживается той точки зрения, что в хорошем детективе одних перестрелок мало. Более того, к играм ума и «мордобитиям» он добавил-таки щепотку чудес. Так что сборник «Неподражаемый доктор Дарвин» (2002), хоть и условно, проходит по ведомству фантастики.
Уточним: речь идет не о тезке самого Шеффилда, а о его (тезки) дедушке, в свое время знаменитом не меньше, чем автор «Происхождения видов». Эразм Дарвин (17311802) был известен как врач, ученый, поэт, изобретатель... Ну а по Шеффилду еще и мастер разгадывать мистические загадки, этакий прото-Холмс. Параллели с великим сыщиком в рассказах сборника более чем прозрачны: Дарвин тоже ироничен, прежде всего опирается на логику, у него тоже есть напарник, полковник Поул, как и Ватсон, воевавший, как и Ватсон, не успевающий следить за ходом мыслей своего гениального друга, но всегда готовый прийти на помощь.
Кстати, сам Конан-Дойль с удовольствием писал и мистические рассказы
*, но при этом строго отделял «мух» от «котлет»: даже в «Собаке Баскервилей» древние пророчества и таинственное чудовище с самого начала воспринимаются читателем как еще одна _
реальная_ загадка, которая никак не связана с призраками, проклятьями и т.п. Сама атмосфера конан-дойлевских рассказов о Холмсе не допускает и мысли о сверхъестественных причинах убийств или ограблений.
Не так у Шеффилда. То, с чем сталкивается Эразм Дарвин, на первый взгляд, невозможно объяснить рационально. И хотя в конце концов такое объяснение отыскивается, часто оно все равно выходит за рамки обыденных истолкований. В основе загадок у Шеффилда лежат либо изобретения, механизмы, которые для той эпохи были отнюдь не общеизвестными, либо редкие заболевания, либо фантастические, но на пределе возможного, допущения.
В шести рассказах сборника читателю предлагают вместе с Дарвином и его компаньоном разгадать тайны морского дьявола; охраняющего рубин демона, привидения, оборотня, вампира и волшебного народа холмов. Книга читается легко и не без интереса, хотя не претендует на особые стилевые изыски или глубокий психологизм
a la F.M. Dostoyevskiy. В конце сборника автор в «Приложении» немного рассказывает о настоящем Эразме Дарвине и комментирует каждую новеллу: что могло быть, а что им довыдумано. В данном случае эти объяснения не выглядят (как частенько бывает) беспредметным трепом, цель которого добить книгу до нужного объема.
В общем и целом сборник вполне достойный. Атмосфера «старой доброй Англии», толика пищи для ума плюс здоровый скептицизм доктора Дарвина вполне способны скрасить читателю пару-тройку долгих зимних вечеров.
* см., например: А.Конан-Дойл. «Перстень Тота». М.: СП «Квадрат», 1992 г. 384 с.
|